Методики исследования музыкальных способностей одарённых (способных )детей.
учебно-методический материал

Чеснокова Наталья Владимировна

Методики исследования музыкальных способностей одарённых (способных) детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методики  исследования одарённых (способных) детей.

МАОУ «Прогимназия Олимпионик»

Методики  исследования одарённых (способных) детей. 

1. Определение уровня развития творческого музыкального мышления.

Поскольку способность к музыкальному творчеству мы считаем главным показателем музыкальной одаренности, первым заданием, как правило, было задание на импровизацию, в котором диагностировался уровень развития творческого музыкального мышления. Задание имело несколько вариантов разной сложности, которые предъявлялись по степени ее уменьшения.

Вариант 1 – самый сложный, «Сыграй свою песенку, о чем хочешь».

 Ребенку предлагают на выбор – фортепиано, ксилофон, металлофон. Детские импровизации записываются на магнитофон и впоследствии специально анализируются. Ведется также протокол наблюдения за ребенком.

Фиксируются: эмоциональная отзывчивость на музыку, степень увлеченности деятельностью, характеристики внимания, высказывания ребенка и другие проявления, которые покажутся интересными педагогу.

Критерии. Одаренные дети с увлечением импровизируют, создавая оригинальные по мелодии и ритму, законченные (или незаконченные) по форме пьесы (иногда со словами). Таких детей трудно остановить, они с радостью принимают предложение «Сыграй еще что-нибудь (о чем-нибудь)».

Вариант 2. «Сыграй про зайку (мишку, куклу – на выбор)».

Если ребенок не принимает первый вариант, ему дают несколько более простое задание, в котором конкретизируется содержание импровизации. Как и в первом случае, предлагаются 2-3 попытки решения задачи.

Критерии – те же.

Вариант 3 «Давай так поиграем: я начну сочинять музыку, а ты – продолжишь». 

Этот вариант включает 4-5 музыкальных фраз разной сложности, которые педагог последовательно играет на фортепиано. Ребенок отвечает на каждую фразу – «вопрос».

2. Определение уровня развития репродуктивного музыкального мышления (способности к восприятию и анализу музыки). 

а) в слушании музыки

Музыкальный материал: Р.Шуман «Первая утрата». Инструкция: «А теперь мы с тобой будем слушать музыку. Ты любишь слушать музыку? Послушай внимательно, потом скажешь, какая эта музыка и о чем она может рассказать?»

Критерии: одаренные дети с определенным музыкальным опытом не только правильно характеризуют общее настроение произведения, но, фактически, на основе слышания интонации – его программу («Как будто кто-то плачет», «Очень грустная, как будто кто-то умер» и т.д.). Очень часто у них возникают внемузыкальные ассоциации, образы, фантазии, целые сюжеты, навеяны ему музыкой.

Педагог наблюдает за тем, как ребенок слушает музыку. Мимические и пантомимические реакции могут свидетельствовать о степени его эмоциональной отзывчивости на нее. По тому, как ребенок расскажет о музыке, можно судить об уровне развития восприятия и глубине анализа музыки, развития речи и воображения.

б) в музыкальном движении

Этот вариант предлагается достаточно раскованным детям. Музыкальный материал: «Полька» А.Б., «Мелодичный вальс» М.Глинки или русская пластовая.

Инструкция: «А теперь потанцуй, если хочешь, под музыку, как она тебе подскажет». Ребенок может танцевать с лентой, платочком, игрушкой – по желанию.

Критерии: музыкально-двигательно одаренные и раскованные дети, владеющие некоторым запасом движений, танцуют вдохновенно, очень по- своему, легко, разнообразно. У них исключительно высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, отличное чувство ритма, хорошая ориентировка в пространстве. Их танец – целостно-дифференцированная художественная модель музыкального произведения. Они воспроизводят в движении не только общий характер, общее настроение музыки, но и ее части, отдельные яркие моменты.

3. Определение уровня развития чувства музыкального ритма. 

Музыкальный репертуар: С.Майкапар «В садике» (8 тактов).

Инструкция: «Послушай музыку, потом будешь под нее хлопать в ладоши». После прослушивания отрывка ребенок при втором проигрывании воспроизводит в хлопках его ритмическую структуру. Даются три попытки воспроизведения.

Критерии: одаренные (и просто музыкально развитые старшие дошкольники) воспроизводят без ошибок ритмический рисунок отрывка. Менее музыкальные – только равномерную ритмическую пульсацию. А дети, находящиеся на низкой ступени музыкального развития не могут воспроизвести даже ее и хлопают в ладоши беспорядочно.

Это задание, как и следующее – на музыкальный (звуковысотный) слух – относится к заданиям на сенсорные музыкальные способности, которые формируются на достаточно ранних степенях развития музыкальности. Для одаренных детей это – легкие задачи, и даются они в тех случаях, когда из решения ребенком предыдущих задач неясно, на каком уровне он находится в отношении развития этих способностей.

4. Определение уровня развития звуковысотного слуха. 

Музыкальный репертуар: любая песня по выбору ребенка.

Ниже мы приводим р.н.м. «Во поле березка стояла».

Инструкция: «Спой мне какую-нибудь песенку, какая тебе нравится». Педагог аккомпанирует ребенку в нужной (удобной для его голоса) тональности. Критерии: одаренные дети поют абсолютно чисто с аккомпанементом, а без него – лишь незначительно отклоняются от мелодии оригинала.

5. Определение уровня развития музыкальной памяти.

Музыкальный репертуар: 4 такта из песни Ф.Лещинской «Еж».

Инструкция: «Сейчас я сыграю тебе песенку без слов, ты послушай ее внимательно и постарайся запомнить, а потом споешь ее мне». Ребенок прослушивает музыкальный отрывок и пропевает то, что запомнил, на слог «ля», абсолютно самостоятельно, без аккомпанемента. Отрывок проигрывается на фортепиано до 4-х раз и после каждого прослушивания ребенок пропевает мелодию.

Критерии: одаренные дети в первой же попытке воспроизводят временную протяженность отрывка, заполняя его собственными мелодическими построениями. В результате четырех попыток эти дети, как правило, точно воспроизводят ритмо-мелодическую структуру оригинала, чисто или почти чисто (с ошибкой не более секунды) интонируя мелодию голосом.

6. «Сочиняем песню»

Мотивационный этап.

Взрослый: «Хочешь, я тебе прочитаю слова одной старинной песни?» Если ребенок соглашается, взрослый читает текст русской народной песни «Ивушка» Ивушка, ивушка, зеленая моя!

Что же ты, ивушка, невесело стоишь?

Или тебя, ивушку, солнышком печет,

Солнышком печет, частым дождичком сечет,

Под корешок ключева вода течет?

Ехали бояре из Новагорода:

Срубили ивушку под самый корешок,

Стали они ивушку потесывати,

Сделали из ивушки два весла,

Два весла, третью лодочку,

Сели в лодочку, поехали домой.

Взяли, подхватили меня, молодца, с собой.

Процесс слушания.

 Во время чтения взрослый наблюдает, как слушает ребенок (с полным погружением, частично или не слушает совсем). Важны также реакции ребенка, его общее настроение и высказывания после прослушивания и совместного переживания содержания.

Сочинение музыки.

 Взрослый спрашивает, хочет ли ребенок сочинить песню (найти мелодию). При отказе или нерешительном молчании можно показать, как это просто, превратить слова в песню (пропеть начало).

Вводный этап: ребенок повторяет за взрослым каждую строку (поиграем в «эхо»). Стараться говорить выразительно, немного нараспев, постепенно вовлекая ребенка в интонационно-ритмический строй песни.

А потом – «музыкальное эхо»: взрослый проговаривает слова тихо, а ребенок их пропевает. В зависимости от степени увлеченности и возврата ребенка можно спеть несколько строк песни или всю до конца.

Критерии: это задание направлено на выявление творческости и эстетического отношения. В качестве показателей последнего выступают:

 - полное погружение в процесс слушания;

- вчувствование (наблюдаем за поведением, мимикой ребенка, фиксируем характер высказываний);

- эмпатия (сопереживание герою).

Дети с развитым эстетическим отношением открыты для принятия эмоциональных впечатлений, слушают замирая. Наиболее активные из них перебивают своими вопросами: «А что дальше?», «А что с ней случилось?», «А почему она невесело стоит?»

Показателем творческости являются:

- желание сочинять;

 -активное слушание (вопросы в ходе чтения и после него).

Музыкальный анализ детских песен специально проводится, так как методика направлена на изучение не результата, а процесса творческой деятельности.

7. «Рисунок – сказка» Задание направлено на выявление творческости в литературной и художественной областях.

Материал: листы бумаги, цветные карандаши.

Поскольку для разных детей сочинение в вербальной или графической области имеет различную субъективную сложность, взрослый предоставляет ребенку выбор: с какого вида деятельности начать (с рисования или рассказа).

Мотивационный этап.

Взрослый: «А ты любишь сказки? (обычно дети отвечают утвердительно). И я – тоже. Вот только взрослые такие серьезные, разучились придумывать сказки, дети интересней придумывают. А ты хочешь придумать сказку?» Для старших детей: «Я ее запишу и расскажу другим детям. А чтобы получилось, как в настоящей книжке, ты можешь нарисовать рисунки».

Для младших: если у ребенка в руках игрушка, то можно, включившись в игру от имени игрушки, попросить рассказать сказку.

  Мотивационный этап может строиться по-разному, в зависимости от поведения и самочувствия ребенка в этой ситуации. Поведение взрослого должно быть гибким, мера его участия может быть различной, в зависимости от активности ребенка. Для робких детей – это совместное действие: «Давай мы с тобой сочиним маленькую сказку».

 Сочинение сказки.

 Если ребенок хочет сочинять, но затрудняется и молчит, то взрослый помогает вводными словами: «Жили-были…», « И вот однажды…», «А потом…»

Во время сочинения взрослый также меняет свою позицию, превращаясь то в слушателя, то в активного помощника, по необходимости. Потом взрослый предлагает зарисовать сказку («чтобы не забыть»). Рисовать можно и одновременно.

Младшим дошкольникам и тем, кто отказался сочинять, можно предложить порисовать («рисуй, что хочешь»), а потом сочинить сказку по рисунку. Пока ребенок рисует, взрослый не мешает, увидев, что работа подходит к концу, спрашивает о том, что нарисовано, помогая вопросами («А что было?», «А что будет потом?») побуждая ребенка к активности.

У наших испытуемых мы наблюдали следующую динамику: легче было начать с рисунка (во-первых, потому, что рисование в этом возрасте – один из любимых видов деятельности, а, во-вторых, потому, что для ребенка легче не прямое, как в беседе, общение с незнакомым взрослым, а опосредованное, через рисунок). Пока ребенок вырисовывает своих героев, он успевает полюбить их. Когда начинается сказка, то рисунок становится тесен, и тогда некоторые дети в процессе рассказа дорисовывают, изображают действие героя. Другие, оттолкнувшись от рисунка, полностью переключаются на рассказ и уже забывают о нем.

Критерии оценки.

1. Поведение ребенка, отношение к заданию, увлеченность, время работы, а также спонтанные речевые высказывания и эмоциональные изменения в процессе выполнения задания.

2. Анализ продуктов художественной деятельности.

Рисунок:

 - изображение динамики (в детских рисунках можно встретить изображение даже не момента, а процесса движения);

- изображение разных ситуаций;

- выразительность героев;

- преобразование, дорисовывание в процессе рассказа.

Сказка: 

- наличие связного сюжета;

- образные художественные детали, сравнения;

- включение прямой речи;

- эмоционально богатая интонация;

- использование собственного жизненного опыта.

Замечено, что творческие дети включают свой опыт в сочинение. Для нетворческого, формального сочинения характерны штампы, манипулирование стереотипными персонажами и ситуациями, так как лично переживаемое и получаемые знания (из книжек, фильмов), не соприкасаясь, протекают параллельно.

В особой подвижной структуре опыта творческого ребенка сближаются личный опыт и получаемые знания, постоянно происходит перенос из одной области в другую.

В конкретном сочинении такое взаимодействие просматривается вкраплением личных переживаний и наблюдений в традиционный сюжет. Это сразу заметно: изменяется эмоциональный тон и строй речи, оживляется лицо ребенка.

Задания 6 и 7 содержат возможность создания образа. Если для ребенка привычно образное видение мира, то оно должно проявиться и в художественной деятельности.

8. Картины Задание на определение уровня развития эстетического отношения.

Экспериментальный материал: 3-4 репродукции картин. Взрослый предлагает ребенку устроить маленькую выставку картин, передает по одной репродукции в руки ребенку, а тот раскладывает их на столе. Вместе рассматривают картины и беседуют. Взрослый «идет» за ребенком. Если ему интересно, то обращает внимание на детали, говорит о содержании, чтобы ребенок «вошел в картину». Примерные вопросы: что изображено, какое настроение, что думают, что чувствуют герои и т.п. Затем ребенок выбирает картину, которая ему больше всех понравилась, и объясняет свой выбор.

   Выбор: по цвету, по содержанию, по каким-либо другим признакам

Показатели развитого эстетического отношения:

 - интерес, сосредоточенное рассматривание картин;

- безошибочное определение настроения героев, общего колорита картины;

- сочувствие героям;

 - эмоциональное отношение к цвету.

Желательно, чтобы репродукции картин были качественными, размером с альбомный лист, контрастными по цвету и содержанию (с изображением детей, конфликтные, герой требует сочувствия) и непременно высокохудожественными. В нашем задании использовались следующие репродукции: А.Рублев «Троица», В.Суриков «Меньщиков в Березове», В. Маковский «Свидание».

В заключение следует отметить, что данные первого диагностического занятия не являются основанием для окончательного решения вопроса об одаренности ребенка. Значительно более достоверными будут результаты диагностических обследований, проводимых с ребенком после начала систематических занятий музыкой.

Диагностическая карта музыкального развития ребёнка

Ф.И. ребёнка _________________________________________

Дата обследования_____________________________________

Диагностические задания

Балл

1. Определение уровня развития творческого музыкального мышления.

1.1 «Сыграй свою песенку, о чем хочешь»

1.2 «Сыграй про зайку»

1.3 «Давай так поиграем: я начну сочинять музыку, а ты – продолжишь».

2. Определение уровня репродуктивного музыкального мышления.

 

2.1 в слушании.

2.2 в музыкальном движении.

3. Определение уровня развития чувства музыкального ритма.

4. Определение уровня развития музыкальной памяти

5. Определение уровня звуковысотного слуха

6. «Сочиняем песню»

7. «Сочиняем сказку»

Средний балл

   

Диагностика детей с признаками музыкальной одарённости

Фамилия ребёнка

Задания

Итог

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО

Мастер-класс "Свит-арт современная технология развития художественных способностей одарённых детей ДОО...

Методики исследования творческих способностей старших дошкольников

Методики исследования творческих способностей старших дошкольников...

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В, при оценке музыкальных способностей воспитанников....

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...

Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».

Стартовая диагностика. Методика  исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».  Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...