Особенности нервно-психического развития дошкольников
консультация

Плющева Варвара Владимировна

Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npr.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нервно-психического развития

Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.

НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.

Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом.  Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

  • Определение уровня НПР;
  • Наблюдение в динамике за изменением НПР;
  • Своевременная корректировка НПР.

В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:

  • Педагог-психолог;
  • Медицинская сестра;
  • Воспитатель группы.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

  • Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
  • Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
  • Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
  • Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.

Оценка нервно-психического развития детей 4 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д.

Группирует по несущественному признаку, например по цвету

Моторика

Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 5 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

Моторика

Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед.

Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 6 лет

Показатели

Соответствует норме

С отклонениями

Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

Моторика

Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.

Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см.

Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности музыкально - художественного развития дошкольников в рамках Федерального Стандарта дошкольного образования»

В данном материале содержится перзентация по организации работы музыкальнго руководителя в соответствии с наормативными документами, а также рабочей программой и прациальными технологиями и методиками...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни,...

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста...

«Особенности нервно-психического развития детей ЗПР неорганического генеза»

laquo;Особенности нервно-психического развития детей ЗПР неорганического генеза»...

Возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 1.5 до 2 лет

Данный материал раскрывает возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 2 лет в следующих аспектах: анатомо-физиологические особенности, развитие личности и развитие психическ...

Возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет

Данный материал раскрывает возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет в следующих аспектах: анатомо-физиологические особенности, развитие личности и развитие психических...