Особенности нервно-психического развития дошкольников
консультация
Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npr.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нервно-психического развития
Дошкольник - существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).
Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.
НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.
Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.
Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:
- Определение уровня НПР;
- Наблюдение в динамике за изменением НПР;
- Своевременная корректировка НПР.
В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:
- Педагог-психолог;
- Медицинская сестра;
- Воспитатель группы.
Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:
- Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
- Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
- Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
- Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.
Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.
Мышление и речь - характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие - характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память - характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты - характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.
Большинство показателей нервно-психического развития определяется по "Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет", кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.
Оценка нервно-психического развития детей 4 лет
Показатели | Соответствует норме | С отклонениями |
Мышление и речь | Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д. | Группирует по несущественному признаку, например по цвету |
Моторика | Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед. Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно. |
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи |
Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Оценка нервно-психического развития детей 5 лет
Показатели | Соответствует норме | С отклонениями | ||
Мышление и речь | Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию | Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета | ||
Моторика | Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко. | ||
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи | ||
Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. | ||
Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Оценка нервно-психического развития детей 6 лет
Показатели | Соответствует норме | С отклонениями |
Мышление и речь | Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы. | Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
Моторика | Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с. |
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи |
Социальные контакты | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе. |
Психическое здоровье | Без отклонений | Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности музыкально - художественного развития дошкольников в рамках Федерального Стандарта дошкольного образования»
В данном материале содержится перзентация по организации работы музыкальнго руководителя в соответствии с наормативными документами, а также рабочей программой и прациальными технологиями и методиками...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности. Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни,...
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста...
«Особенности нервно-психического развития детей ЗПР неорганического генеза»
laquo;Особенности нервно-психического развития детей ЗПР неорганического генеза»...
Возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 1.5 до 2 лет
Данный материал раскрывает возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 2 лет в следующих аспектах: анатомо-физиологические особенности, развитие личности и развитие психическ...
Возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет
Данный материал раскрывает возрастные особенности нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет в следующих аспектах: анатомо-физиологические особенности, развитие личности и развитие психических...