Рабочая программа по дополнительному образованию "Ловкие пальчики"
материал (старшая группа)

Онякова Наталья Владимировна

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovkie_palchiki.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

на 2019 – 2021 г.г.

                                               Руководитель:  Онякова Н.В.

МБДОУ «Чебурашка» п. Плесецк

Плесецк 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Актуальность

Стр. 3

2.

Пояснительная записка

Стр. 4

3.

Методические рекомендации по организации занятий

Стр. 5

4.

Учебно-тематический план занятий к кружке «Ловкие  пальчики»

Стр. 8

5.

Список литературы

Стр. 13

6.

Приложение

Стр. 14

АКТУАЛЬНОСТЬ

"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев"
В.А. Сухомлинский.

      Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью.              Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.… Вот почему в последнее время педагоги и психологи все больше уделают внимание развитию мелкой моторики.

           Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.

          Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движения, развивается мелкая моторика рук. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления ребенка в школу.

      Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

         Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

          Новизна опыта

Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Цель: Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.        

Задачи: 

  • Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
  • Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
  • Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  • Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
  • Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  • Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 5 до 7 лет.

Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 2 года.

Методы проведения занятий:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные;

-практические;

-игровые.

Форма обучения - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

 Формы работы:

  • Игры.
  • Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.    
  • Чтение и заучивание художественной литературы.

Время проведения кружка:

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 20 мин.

Работа по развитию мелкой моторики рук включает несколько направлений:

- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);

- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме;

- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий);

- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).

Основные формы работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый игротренинг.

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков.

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

Рисование тренирует руку для письма.  Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.

 В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования.

В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

Штриховка поможет «поставить руку», подготовить ее к письму. Правила штриховки нетрудно запомнить.

Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.

В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.

 Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой (оригами), пазлами, мозаикой и т.д.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления.
  • Укрепление мышечного тонуса кисти рук.
  • Овладение разными видами ручной умелости.
  • Овладение приемами работы с разными инструментами.
  • Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
  • Овладение нормами этики поведения.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Диагностическое занятие

Выявление ведущей руки.

Спичечный коробок Карандаши цветные

Колокольчик Емкости с водой Альбомные листы

Октябрь

2

«Детский сад для ребят»

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

Простой карандаш

Альбомный лист

Цветные карандаши

3

«Детский сад и игрушки»

Развивать мелкую моторику пальцев;

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

Картон

Плоские игрушки

Мешочек

Пластилин

4

«Осень»

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

Цветная бумага

Картон

Пластилин

5

«Огород. Овощи»

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Трафарет «овощи»

Мешочек

Муляжи овощей и фруктов

Ноябрь

6

«Сад. Фрукты»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить наносить пластилин на основу.

Учить выкладывать узор из разных семян, косточек,

вдавливать семена в пластилин поочередно каждым

пальчиком вращательными движениями.

Шнурок

Картонные кружочки

Семена дыни и арбуза

Трафарет «фрукты»

7

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

Крупка-горох

Пластилин

Картон

Раскраска  «ягоды»

8

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев;

ориентировку на плоскости.

Учить скатывать комочки из бумажных салфеток

большим и указательным пальцами. Выкладывать узор

на круглой основе.

Геометрические фигуры из картона

Картон

Салфетки

Клей

Кисточка

9

«Мебель. Квартира»

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Тренировать навык приклеивания мелких деталей,

учитывая их форму.

Счётные палочки

Простой карандаш

Основа-картонная рамка

Клей ПВА

Яичная скорлупа

Декабрь

10

«Зима»

Развивать мелкую моторику пальцев;

учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу.

Развивать внимание, логическое мышление.

Листы белой бумаги

11

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью.

Учить рисовать пальцами по манке. Развивать

тактильные ощущения, свободные движения мелких

мышц руки, точные движения пальцев.

Научить скатывать шарики из салфеток.

Поднос

Крупа-манка

Салфетки

Картон синего цвета

Клей

Кисточка

12

«Новый год»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

Учить выкладывать узор из бисера,

вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями.

Настольная игра  «ассоциации»

Цветные геометрические фигуры

Бисер

Пластилин

Картон

13

«Ёлка»

Развивать мелкую моторику пальцев,

зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

Раскраска  «ёлочка»

Листы белой бумаги

Картон

Клей

Январь

14

«Зимующие птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Трафарет «птицы»

Простой карандаш

Крупа-фасоль, горох

15

«Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

Геометрические фигуры из картона

Простой карандаш

Раскраска  «котёнок»

16

«Домашние птицы»

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать учить штриховать мелкими штрихами.

Листы белой бумаги

Пипетка

Ёмкость с водой

Цветные карандаши

Трафарет» цыплёнок»

Февраль

17

«Транспорт»

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Поднос

Песок

Белые листы бумаги

18

«День Святого Валентина»

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

«колючие» мячи

Цветная бумага

Ножницы

19

«Наша Армия»

Продолжать развивать зрительно- моторные функции.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Раскраска  «салют»

Крупа-рис

Цветные карандаши

Трафареты «транспорт»

20

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

Поднос

Крупа-манка

Большие и маленькие пуговицы

Нитка

Цветная бумага

Клей

Кисточка

Март

21

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги,  тренировать навык аккуратного

приклеивания мелких деталей.

Коробочка с бантиком

Клубок шерстяной нити

Цветная бумага

Клей

Кисточка

Картон

22

«Комнатные растения»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

Раскраски « Цветок»,

«цветок в горшочке»

Простой карандаш

23

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

Муляжи: овощи, фрукты

Трафарет «животные»

Простой карандаш

Лист белой бумаги

Ножницы

24

«Перелётные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из палочек.

Работать над развитием зрительно- моторных функций.

Формировать плавные, свободные движения руки,

развивать точность движений, внимание. Продолжать

учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры.

Учить регулировать силу нажима на карандаш.

Счётные палочки

Трафарет «птицы»

Цветные карандаши

Апрель

25

«Весенние цветы»

Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка,

закреплять ткань на основе с клеем.

Поднос

Крупа-манка, гречка, пшено

Кусочки различных видов ткани

Картон

Ножницы

Клей ПВА

26

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на микроплоскости.

Рисунки с различными видами транспорта

Пластилин

Картон

27

«Правила дорожного движения»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

Трафарет «транспорт»

Ножницы

Простой карандаш

Пластилин

Картон

28

«Рыбы»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

Продолжать учить работать с пластилином.

Поднос

Песок

Пластилин

Картон

Май

29

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций.

Совершенствовать графические навыки.

Продолжать учить работать с пластилином.

Крупа-горох

2 пустые ёмкости

Картон

Салфетки

Кисточка

Клей

30

«Бабочки»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

Закрепить умение работать в технике оригами.

Разрезные картинки «бабочка»

Листы белой бумаги

31

«Лето»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики

Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

Крышки от пластиковых бутылок

Цветная бумага

Цветной картон

Клей

Кисточка

Салфетки

Ножницы

32

Диагностическое занятие.

Обследование мелкой моторики.

Ножницы

Листы белой бумаги

Мешочек

Геометр. фигуры различной формы

Лист А4

Простой карандаш

Ложки деревянная и металлическая

Линейка деревянная и металлическая

Список использованной литературы:

  1. С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
  3. Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
  4. «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
  6. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"

Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...

Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»

Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Веселые пальчики"

Рабочая программа по дополнительному образованию....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...