Рабочая программа по дополнительному образованию "Ловкие пальчики"
материал (старшая группа)
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lovkie_palchiki.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
на 2019 – 2021 г.г.
Руководитель: Онякова Н.В.
МБДОУ «Чебурашка» п. Плесецк
Плесецк 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | Актуальность | Стр. 3 |
2. | Пояснительная записка | Стр. 4 |
3. | Методические рекомендации по организации занятий | Стр. 5 |
4. | Учебно-тематический план занятий к кружке «Ловкие пальчики» | Стр. 8 |
5. | Список литературы | Стр. 13 |
6. | Приложение | Стр. 14 |
АКТУАЛЬНОСТЬ
"Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев"
В.А. Сухомлинский.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? У большинства детей пальцы малоподвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.… Вот почему в последнее время педагоги и психологи все больше уделают внимание развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев рук.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Она влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовит к владению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем.
Именно в дошкольном возрасте важна подготовка к письму, умению выполнять мелкие движения, развивается мелкая моторика рук. К 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развития мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления ребенка в школу.
Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Новизна опыта
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка; систематическая, целенаправленная работа по подготовке руки дошкольников к письму.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.
Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Цель: Развитие мелкой моторики и движений пальцев рук, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
Задачи:
- Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
- Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
- Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
- Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 5 до 7 лет.
Срок реализации данной дополнительной образовательной программы 2 года.
Методы проведения занятий:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
-практические;
-игровые.
Форма обучения - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы работы:
- Игры.
- Беседы, показ, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Чтение и заучивание художественной литературы.
Время проведения кружка:
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Время занятий 20 мин.
Работа по развитию мелкой моторики рук включает несколько направлений:
- развитие ручной умелости (создание поделок, конструирование, рисование, лепка, в которых развивается мелкая моторика, глазомер, аккуратность, умение довести начатое дело до конца, внимание, пространственная ориентация);
- развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать слово и движение в определенном ритме;
- развитие графических умений (это происходит в процессе рисования и графических работ – рисование по клеточкам, раскрашивание, штриховки и других видов заданий);
- развитие пространственной ориентации (умение ориентироваться на листе бумаги: справа, слева, в верхнем правом углу, посередине, в верхней строчке, в нижней строчке).
Основные формы работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Рисование пластилином.
Конструирование из бумаги в технике оригами.
Аппликация.
Развитие графических навыков.
Рисование по трафаретам.
Вырезывание ножницами.
Штриховка.
Дорисовка.
Игры и действия с мелкими предметами.
Узнавать предметы на ощупь.
Работа с крупой, фасолью, горохом.
Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
Выкладывание фигур из геометрических фигур, палочек, семян.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
Пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Под влиянием кинезиологических тренировок в мозгу происходят положительные структурные изменения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами), с различными видами аппликации. Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Рисование тренирует руку для письма. Целесообразно приобщать дошкольников к нетрадиционной технике рисования, например, рисование по манке, песку. Ребенок передает то, что обычным способом сделать трудно.
В природе ребенка заложена способность отрабатывать собственные навыки. Это ценное качество надо беречь как зеницу ока, особенно когда дело касается рисования.
В разделе «Графические навыки» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
Штриховка поможет «поставить руку», подготовить ее к письму. Правила штриховки нетрудно запомнить.
Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать ее гибкость, точность, координированность движений.
В разделе «Игры с предметами» у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
Благоприятное воздействие на развитие руки оказывают: лепка из пластилина, соленого теста, полимерной глины, мозаичная аппликация из бумаги, ткани, яичной скорлупы, ручной труд, бисероплетение, работа с бумагой (оригами), пазлами, мозаикой и т.д.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления.
- Укрепление мышечного тонуса кисти рук.
- Овладение разными видами ручной умелости.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.
- Овладение нормами этики поведения.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ
«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
№ Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | ||
1. Диагностическое занятие | Выявление ведущей руки. | Спичечный коробок Карандаши цветные Колокольчик Емкости с водой Альбомные листы |
Октябрь | ||
2 «Детский сад для ребят» | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. | Простой карандаш Альбомный лист Цветные карандаши |
3 «Детский сад и игрушки» | Развивать мелкую моторику пальцев; Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. | Картон Плоские игрушки Мешочек Пластилин |
4 «Осень» | Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. | Цветная бумага Картон Пластилин |
5 «Огород. Овощи» | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Трафарет «овощи» Мешочек Муляжи овощей и фруктов |
Ноябрь | ||
6 «Сад. Фрукты» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. Учить выкладывать узор из разных семян, косточек, вдавливать семена в пластилин поочередно каждым пальчиком вращательными движениями. | Шнурок Картонные кружочки Семена дыни и арбуза Трафарет «фрукты» |
7 «Ягоды» | Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. | Крупка-горох Пластилин Картон Раскраска «ягоды» |
8 «Дом. Семья» | Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Учить скатывать комочки из бумажных салфеток большим и указательным пальцами. Выкладывать узор на круглой основе. | Геометрические фигуры из картона Картон Салфетки Клей Кисточка |
9 «Мебель. Квартира» | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Тренировать навык приклеивания мелких деталей, учитывая их форму. | Счётные палочки Простой карандаш Основа-картонная рамка Клей ПВА Яичная скорлупа |
Декабрь | ||
10 «Зима» | Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. | Листы белой бумаги |
11 «Зимние забавы» | Упражнять в координации движений с речью. Учить рисовать пальцами по манке. Развивать тактильные ощущения, свободные движения мелких мышц руки, точные движения пальцев. Научить скатывать шарики из салфеток. | Поднос Крупа-манка Салфетки Картон синего цвета Клей Кисточка |
12 «Новый год» | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. Учить выкладывать узор из бисера, вдавливать бисер в пластилин пальчиком вращательными движениями. | Настольная игра «ассоциации» Цветные геометрические фигуры Бисер Пластилин Картон |
13 «Ёлка» | Развивать мелкую моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. | Раскраска «ёлочка» Листы белой бумаги Картон Клей |
Январь | ||
14 «Зимующие птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. | Трафарет «птицы» Простой карандаш Крупа-фасоль, горох |
15 «Домашние животные» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами. | Геометрические фигуры из картона Простой карандаш Раскраска «котёнок» |
16 «Домашние птицы» | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. | Листы белой бумаги Пипетка Ёмкость с водой Цветные карандаши Трафарет» цыплёнок» |
Февраль | ||
17 «Транспорт» | Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учить складывать фигуры из бумаги. | Поднос Песок Белые листы бумаги |
18 «День Святого Валентина» | Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. | «колючие» мячи Цветная бумага Ножницы |
19 «Наша Армия» | Продолжать развивать зрительно- моторные функции. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Раскраска «салют» Крупа-рис Цветные карандаши Трафареты «транспорт» |
20 «Весна» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. | Поднос Крупа-манка Большие и маленькие пуговицы Нитка Цветная бумага Клей Кисточка |
Март | ||
21 «Мамин праздник» | Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги, тренировать навык аккуратного приклеивания мелких деталей. | Коробочка с бантиком Клубок шерстяной нити Цветная бумага Клей Кисточка Картон |
22 «Комнатные растения» | Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить штриховать в разных направлениях. | Раскраски « Цветок», «цветок в горшочке» Простой карандаш |
23 «Дикие животные» | Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. Познакомить с новым видом штриховки: клубок. | Муляжи: овощи, фрукты Трафарет «животные» Простой карандаш Лист белой бумаги Ножницы |
24 «Перелётные птицы» | Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно- моторных функций. Формировать плавные, свободные движения руки, развивать точность движений, внимание. Продолжать учить аккуратно раскрашивать, не выходя за контуры. Учить регулировать силу нажима на карандаш. | Счётные палочки Трафарет «птицы» Цветные карандаши |
Апрель | ||
25 «Весенние цветы» | Учить детей выкладывать кусочки ткани в форме цветка, закреплять ткань на основе с клеем. | Поднос Крупа-манка, гречка, пшено Кусочки различных видов ткани Картон Ножницы Клей ПВА |
26 «Мой город» | Упражнять в работе с трафаретами. Учить ориентироваться на микроплоскости. | Рисунки с различными видами транспорта Пластилин Картон |
27 «Правила дорожного движения» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. | Трафарет «транспорт» Ножницы Простой карандаш Пластилин Картон |
28 «Рыбы» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание, память. Продолжать учить работать с пластилином. | Поднос Песок Пластилин Картон |
Май | ||
29 «Насекомые» | Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. | Крупа-горох 2 пустые ёмкости Картон Салфетки Кисточка Клей |
30 «Бабочки» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами. | Разрезные картинки «бабочка» Листы белой бумаги |
31 «Лето» | Продолжать работать над развитием мелкой моторики Совершенствовать память, внимание, логическое мышление. | Крышки от пластиковых бутылок Цветная бумага Цветной картон Клей Кисточка Салфетки Ножницы |
32 Диагностическое занятие. | Обследование мелкой моторики. | Ножницы Листы белой бумаги Мешочек Геометр. фигуры различной формы Лист А4 Простой карандаш Ложки деревянная и металлическая Линейка деревянная и металлическая |
Список использованной литературы:
- С.А. Козлова «Я хочу в школу»-2007г
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.
- «Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики»
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"
Программа кружка дополнительного образования "Пальчики-удальчики"...
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Тюминой И.В. по теме: «Послушные пальчики»
Родителей всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в ста...
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка "Веселые пальчики"
Рабочая программа по дополнительному образованию....
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...