Методическая разработка Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Меринкова Надежда Михайловна

Введение.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как · к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях. обладающих пра­вовыми знаниями. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте, на наш взгляд, возможным является формирование.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МР «Печора» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 общеразвивающего вида» г.Печора

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

Автор методической разработки: Меринкова Н.М

2018г.

«Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

Введение.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как · к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях. обладающих правовыми знаниями. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первые представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В эти годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте, на наш взгляд, возможным является формирование.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры их правосознания:

• логико-нормативного ( элементарные знания детей о своих правах и обязанностях. то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения); • эмоционально-образного ( субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения

действующих правил поведения);

• принципиально-волевого или поведенческого (проявление активности в ситуациях,

когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация право сообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение

запретов и исполнение обязанностей).

Модель организации правового воспитания в детском саду, основанная на

социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников право-воспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного

достаточным содержательным и наглядным материалом.

 Я И тыЦели:

- обратить внимание ребенка на самого себя,

- формировать умение видеть и понимать другого человека, про-

являть сопереживание, сочувствие к людям;

- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

- закреплять нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении и

игре.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

- тематические занятия;

- мини-беседы;

- решение проблемных ситуаций;

- совместные игры;

- художественно-продуктивная деятельность.

1. Занятие "О дружбе"

        Цели: уточнить представления о том, что значит "уметь дружить";         научить

осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить их с существующими нормами; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Оборудование: аудиозапись детской песни В. Шаинского "Песня о дружбе", текст сказки С. Михалкова "Как друзья познаются", пословицы и поговорки о дружбе.

Воспитатель предлагает прослушать "Песню О дружбе" В. Шаинского, проводит беседу по ее содержанию, в процессе которой обращается к личному опыту детей.

Кто с кем дружит в песне?

Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая, настоящая?

Дети рассказывают сюжет сказки С. Михалкова "Как друзья познаются", воспитатель

задает вопросы.

Почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном? Почему Кабан сказал: "Ты иди первым, ты старше, тебе почет"?

Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру? Почему же она закричала: "Кабан, спасай Бобра, пропадет наш Бобер!"?

Как же должны поступать настоящие друзья? Хотели бы вы иметь таких друзей?

Обсуждение пословиц и поговорок Сам пропадай, а товарища выручай.

Не имей 1 ОО·рублей, а имей 100 друзей. Дружным любая беда по плечу.

Дружным и море по колено и беда нипочем.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты и др.

2. Игра" Коиплименты"

Цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу; дать представление об индивидуальных особенностях людей, их внешних и внутренних различиях; привлекать застенчивых детей к общению; пробуждать желание рассказывать о товарище.

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Один ребенок, глядя в глаза соседу, должен сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий в ответ кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно'" Затем он дарит свой комплимент соседу.

Упражнение проводится по кругу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему подобрать комплимент.

3. Игровое упражнение "Добрые эльфы"

Цели: формировать положительное отношение к другим людям; развивать социальные чувства.

Воспитатель садится на ковер, рассаживает детей вокруг себя и начинает рассказывать. В о с п и т ат е л ь. Когда-то, давным-давно, люди, борясь за выживание, Вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям; нежно поглаживая их, ласково убаюкивали добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами изобразим древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнит роли тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролям:и.

Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их.

Дети устанавливают только невербальные контакты.

4. Занятие "Сказка про трех поросят на новый лад"

Цели: формировать доброжелательное отношение к окружающим; расширять представления о дружбе, причинах возникновения конфликтных ситуаций и способах их разрешения; учить описывать сверстников, выделяя характерные для них признаки; упражнять в конструктивных навыках.

В о с п и т ат е л ь. Послушайте сказку про трех поросят на новый лад.

Жили-были три поросенка, три неразлучных друга. Дружба была у них очень крепкая, об этом знали все в округе. Поросята вместе трудились, вместе играли, пели песенки и веселились. Но однажды они стали играть в "Дразнилки" И очень сильно поссорились.

- коллективно нарисовать "Картину для друга", Обсуждение пословицы Не дорог подарок, дорого внимание.

7. Занятие "Зло в гостях"

Цели: познакомить с понятием 11зло11, выражением "злой человек»; учить давать самостоятельную оценку отрицательным поступкам людей на примере сказочных героев; подвести к пониманию того, что зло всегда наказуемо и с ним можно и нужно бороться.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, сегодня к нам в гости пришла Злая Старуха (фланелеграфная картинка). Она хочет сделать всех нас злыми и некрасивыми, а на помочь себе собирается позвать сказочных злодеев.

Вспомните, каких сказочных героев-злодеев вы знаете, какие злые поступки они совершили.

Какого человека можно назвать злым?

Вы сами когда-нибудь злитесь? Из-за чего? Какие чувства вы при этом испытываете?

Хорошо ли быть злым человеком? Почему? Послушайте одну очень интересную сказку.

Сказка про злого царя Фармолая

В о с п и т ат е л ь. В одной сказочной стране жил царь Фармолай.

Никого не любил злой царь, был всегда хмурым и капризным. Очень хотел Фармолай иметь свой портрет в золотой раме. Раму ему быстро сделали, но рисовать портрет никто не брался. Художники боялись, что если царь увидит свое злое лицо на портрете, то он себя не узнает, разозлится и посадит всех в темницу. Чтобы нарисовать портрет Фармолая, нужно было изменить его лицо.

В этом государстве жил мастер Трофим, который умел шить разных кукол. За это его любили все жители сказочного царства. Он смастерил себе веселого помощника - Петрушку, Петрушка веселил всех людей, а особенно его любили дети, потому что он всегда улыбался, рассказывал забавные истории, показывал разные смешные трюки.

Ехал как-то Фармолай со своими слугами по улице и увидел веселого Петрушку, который так весело кривлялся и смеялся возле зеркала, что царь не выдержал и засмеялся. Петрушка подвел царя к зеркалу и показал ему, какое у него стало доброе лицо. Художники тут же нарисовали портрет Фармолая. Когда царь увидел свой портрет, он понял, что нельзя все время. ходить хмурым, а лучше всем улыбаться.

Давайте покажем Злой Старухе зеркало, чтобы она увидела, какое у нее злое лицо. Дет и (убеждают Старуху). Злиться очень плохо: у злых людей нет друзей, с ними никто не хочет играть, разговаривать, на них часто обижаются. Пообещай, Злая Старуха, стать Доброй Старушкой.

В о сп и тате ль (читает стихотворение) Есть слово холодное - снег, Есть слово веселое - смех.

Есть быстрое слово - вагон, Есть кислое слово - лимон.

Есть слово промокшее - дождик, Есть слово колючее - ежик.

Есть милое слово - добро,

Есть некрасивое - зло.

И надо не просто их знать, Слова мы должны понимать.

8. Рисунок рассказ о детском саде

Цели: научить детей отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.

Воспитатель предлагает детям послать письмо Доброй Старушке, в котором с помощью рисунков они расскажут о своей жизни в детском саду. В дальнейшем в свободное от занятий время дети рассматривают рисунки и поясняют, какие события в них отражены.

9. Подвижная Jипгра «Вежливый ручеек»

Цели: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать способы речевой коммуникации; дать понять, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию.

Подвижная игра проводится аналогично русской народной игре "Ручеек". Выбирая себе пару, "ручеек" должен сказать какие-либо слова приветствия и обратиться к игровому партнеру ласково по имени («Добрый день, Леночка", "Привет, Игорек", "Здравствуй, Иринка-краса, длинная коса" и т.д.).

10. Занятие "Мы все знаем и умеем"

Цели: научить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки;, воспитывать чувства взаимопомощи, товарищества.

Воспитатель предлагает детям вспомнить правила, которые помогают жить дружно (не обижать друг друга; помогать тому, кто нуждается в помощи; у каждой вещи свое место; не брать чужого без спроса; все, что можешь, делать самому и т.д.); затем задает вопросы.

Почему без правил жить в коллективе нельзя? Почему все должны соблюдать

установленные правила? Что произойдет, если мы не будем выполнять правила?

Всегда ли ты выполняешь правила? Что значит быть доброжелательным?

Вспомни, что доброго для тебя делают твои родители, близкие, друзья?

Как нужно и можно отблагодарить человека за то добро, которое он для тебя сделал (

словом, делом).

Кому, когда и как нужно помогать? Бывают ли такие случаи, когда помогать не

следует?

Обсуждение проблемных ситуаций

1. Однажды два мальчика делали картонные коробочки для малышей. Саша очень старался, делал все аккуратно, красиво, но никак не успевал закончить работу вовремя. А Андрей тоже сначала старался сделать коробочку получше, но увидел рыбок в аквариуме и решил за ними понаблюдать. И тоже не успел вовремя доделать коробочку, которую пообещал малышам.

Кому из этих мальчиков вы бы помогли? Почему именно ему?

2. Идет по тропинке заяц и несет на плече тяжелую, большую морковку. Увидел его другой заяц и подумал: "Как тяжело бедняге, надо помочь'. Догнал он друга, идет за ним следом и грызет его морковку. Так всю и сгрыз. Вот так помог!

Вам понравилось, как заяц помог своему другу? Почему? А как вы помогаете своим друзьям? Как они вам помогают?

3. Шел по лесу человек, споткнулся о торчащий корень дерева и поранил ногу. Сидит, из-за боли домой идти не может. А неподалеку на полянке играли дети. Увидели они этого человека. Один сказал: "Да ладно, пойдемте играть, посидит, отдохнет и сам дойдет до дома". Другой возразил: "Давайте спросим, нужна ли ему помощь?" А третий не стал рассуждать, подошел к человеку и произнес: "Опирайтесь на меня, я вас домой провожу".

А как бы поступил ты?

Обсуждение пословицы Сам пропадай, а товарища выручай.

Н. Этическая беседа «Правила поведения в детском саду»

Цели: закрепить умение формулировать правила поведения; учить анализировать свои поступки.

Обсуждение проблемных ситуаций

В конце обсуждения проблемных ситуаций делаются выводы - правила поведения коллективе.

1. Саша принес в группу новую мозаику. Ребята просили его дать поиграть в нее, но он не разрешал. Алина сказала: "Саша, мы ведь дружные ребята и должны играть вместе"'. Но Саша все равно отказался дать мозаику. .

Как бы вы поступили на Сашином месте?

Правило: если игрушка одна - играй по очереди, но будь всегда добрым - поделись с друзьями, ведь вместе играть всегда веселее.

2. Дети собирались на прогулку. Маша стала помогать ребятам завязывать шарфы. Она подходила к каждому и говорила: "Давай помогу, а то самому неудобно". Ребята не отказывались от помощи' Маши, но никто ее не благодарил. Когда Маша попросила ребят помочь ей завязать шарф, они сказали: "Мы уже одеты и нам жарко, надо выходить на улицу". Помогла Маше няня.

Как поступили ребята? Что они сделали неправильно?

А как бы поступил ты?

Правило: не забывай говорить слова благодарности и помоги другому, когда· тебя об этом просят.

3. Вова пришел в детский сад и стал рассказывать, как девочка, встретившаяся ему по дороге, упала в лужу. Он смеялся над тем, что она была вся мокрая и грязная. Ребята, которые слушали рассказ Вовы, внимательно посмотрели на него и замолчали.

Почему замолчали ребята?

Как бы вы поступили на месте Вовы?

Правило: если кто-то попал в беду, постарайся помочь сам или позови взрослых.

В о сп и тате ль (подводит итог). Все эти правила надо запомнить и использовать в жизни. Помогая друг другу, вы прибавляете доброты и сердечности другим и себе лично.

].2. Занятие "Что такое милосердие?"

Цели: формировать представление о такой этической категории, как милосердие; побуждать проявлять милосердие к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь и делать это доброжелательно, искренне.

Оборудование: сказка В. Одоевского "Мороз Иванович".

Проводится чтение сказки В. Одоевского "Мороз Иванович", далее воспитатель задает

детям вопросы по ее содержанию.

Как звали девочек? Почему их так звали? Что случилось с Рукодельницей?

Как она помогла Морозу Ивановичу? Как заботилась о нем?

Какой был Мороз Иванович?

Выслушав ответы детей, воспитатель еще раз читает отрывки из сказки.

Кого можно назвать заботливым, милосердным? (Это человек, думающий о других людях, творящий добро.)

Подтвердите это словами из сказки. («А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть насвете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки, да дров купить не на что, вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали».)

Как вела себя Ленивица у Мороза Ивановича?

Как она разговаривала с пирожком и яблочками?

Воспитатель уточняет ответы детей повторным чтением отрывка.

Как отблагодарил Мороз Иванович девочек? Вам жаль Ленивицу?


Воспитатель стремится вызвать у детей чувство жалости к Ленивице: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо и обидно. Дети придумывают "хороший" конец сказки.

В о с п и т а т е ль ( объясняет понятия "милосердный" и "бессердечие"). Милосердие - очень древнее слово. Наши далекие предки называли милосердным такого человека, у которого доброе сердце, который проявлял заботу о других, сочувствовал им, утешал, если с ними случилась беда. Считалось, что очень плохо не оказать помощь нуждающемуся, не заметить чужое горе, не проявить сочувствие и сострадание. Такого человека называли бессердечным.

Ты считаешь себя милосердным человеком? Почему?

Давайте чаще проявлять милосердие к окружающим нас людям. Никогда не будем смеяться над чужой бедой, а постарается помочь и утешить.

13. Игровые упражнения "Я поступаю хорошо" Цель: закрепить представления о культуре отношений между людьми.

Обсуждение проблемных ситуаций

Воспитатель предлагает детям разрешить следующие проблемные ситуации.

  1. 1. Оля прищемила палец. Ей больно. Как можно утешить ее, что сказать?
  2. Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его.
  1. У         Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен.

Подумайте, как вы ему поможете, как успокоите?

  1. У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще можете ей помочь?
  2. Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. Игорь побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и ушиб ногу, громко заплакал. К нему подбежали Миша и Юра. Миша посмотрел и засмеялся: "Подумаешь, ерунда какая. Даже царапины нет, а ревет на весь двор': А Юра произнес: "Больно? Потерпи немножко, не плачь", - и стал дуть на больное место.

О ком из детей можно сказать, что он проявил милосердие? Как вы охарактеризуете Мишу?

14. Занятие "0 происхождении фамилии"

Цели: формировать представления о происхождении фамилий; развивап любознательность; воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям.

Оборудование: книга н.н. Носова "Приключения Незнайки".

Воспитатель проводит вступительную беседу с детьми.

Откуда у вас фамилия? (От папы и мамы.)

Откуда фамилия у мамы, папы? (От дедушек и бабушек.) А откуда вообще берутся фамилии?


Рассказ о проиехождении фамилий.

Давным-давно, когда людей на Земле было не очень много, они жили племенами (небольшими селениями), им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Если оказывалось, что в селении живут два Ивана, то тогда про них говорили: этот Иван - сын Федора, а тот Иван - Иванов сын.

Со временем людей стало больше и их все труднее было различать. Вот и придумали фамилии, Сначала их давали только богатым людям, а потом они появились у всех. Но где же взять столько разных фамилий? Их придумывали по имени отца (Иванов, Петров, Никифоров), или по месту жительства (Нагорный, Лужков, Болотов, Леснин), или по роду занятий, профессии человека (Столяров, Сапожников, Бочкарев, Рукодельный). Потом фамилия переходила от отца к сыну, а от сына к его сыну и т.д. Сын уже мог не иметь профессию отца, но фамилия у него оставалась. Например, у моего соседа фамилия Столяров ( его предок, видимо, был столяром, делал деревянную мебель), а сам сосед работает инженером.

Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Этим занимается специальная наука - ономастика. Ученые-ономасты раскрывают тайны фамилий. Так как они пришли к нам с древних дальних времен, многие для нас непонятны и мы трактуем их по-своему. Например, фамилия Чумаков. Она произошла совсем не от болезни чума, а от профессии - чумак. Чумаки возили в Крым хлеб, а оттуда поставляли соль и рыбу. Это была редкая профессия. Поэтому, когда человек, не зная истории фамилии другого, начинает переделывать ее на свой лад (обзываться, дразниться), то он сам становится смешон.

Чтение отрывка из книги Н.Н. Носова "Приключения Незнайки" Воспитатель выбирает отрывки о том, как Незнайка стал поэтом.

Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. Знайка шел гулять.на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Вам понравились Незнайкины стихи? Почему не понравились?

А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки.

В о с п и т ат е л ь (подводит итог). У каждого человека есть имя и фамилия, которые отличают его от других людей. Надо с уважением относиться к чужому имени и фамилии, тем более, что их выбирают родители.

Обсуждение пословицы Не имя красит человека, а его дела.

].5. Игровое упражнение "Снежная Королева"

Цель: помочь увидеть в каждом человеке положительные черты характера.


В о сп и тате ль. Вспомните сказку Г.х. Андерсена "Снежная Королева".

Д е т и. В этой сказке было зеркало, отражаясь в котором все доброе и прекрасное превращалось в дурное и безобразное. Сколько бед натворили осколки зеркала, попав в глаза людям!

В о с п и т а т е л ь. У этой сказки есть продолжение: когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Давайте примерим эти очки: представьте, что они надеты, посмотрите внимательно на товарищей, постарайтесь увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

Воспитатель первым "надевает очки" И дает образец описания характера 2-3 детей.

        16.         Игровое упражнение "Угадай, кто это"

Цель: формировать умение оценивать других с позиции доброжелательности. Выбирается ребенок-рассказчик. Остальные сидят на стульчиках полукругом.

Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем ИЛИ иным занятиям и т.д. Дети должны угадать, о ком идет речь. Тот, кого опадали, становится рассказчиком.

17. Чтение и обсуждение рассказа В, Осеевой "Сыновья"

Цели: развивать умение оценивать поступки других людей с позиции морали, говорить о себе без стеснения и давать объективную характеристику своим поступкам; закрепить умение распознавать эмоции.

Воспитатель читает рассказ В. Осеевой "Сыновья" И В конце задает вопросы.

Почему старичок увидел только одного сына?

Какие чувства испытывали женщины, когда говорили о своих сыновьях? Что вы можете сказать о мальчиках?

Какие чувства испытывали мальчики, что они думали о себе? Думали ли они о своих мамах? Если да, то кто из них?

Дети составляют о себе рассказы:

- называют свои положительные и отрицательные стороны;

- объясняют, за что ИХ любят (не любят) родители, друзья, дети во дворе и т .д.

18. Аппликация "Клоуны"

Цели: закрепить умение распознавать эмоции, мотивировать выбор; развивать творчество, способность создавать знакомые персонажи по памяти.

Оборудование: наборы цветной бумаги, ножницы, кисть, клей, бросовые материалы для украшения, картон.


Игра "Покажи свое настроение"

Из картона и цветной бумаги дошкольники делают аппликации клоунов с различными эмоциональными выражениями лица.

Дети рассказывают, какое у них бывает настроение и показывают его при помощи мимики, пантомимики (радость, грусть, злость, удивление, испуг).

19. Этическая беседа "Что бы ты сделал, как поступил?"

Цели: выяснить, как дети относятся к себе и сверстникам; формировать социальные способы поведения в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к другим.

Обсуждение проблемных ситуаций

Воспитатель ставит перед детьми проблемные ситуации, дети решают их.

1. Если бы ты строил гараж, а рядом Миша сооружал домик и ему не хватило строительного материала, что бы ты сделал? А если бы тебе тоже нужен был этот материал, и тебе его не хватило? А если бы в группе вообще не было такого строительного материала?

2. Если бы ты гулял на участке и вдруг кто-нибудь упал, сильно ударился, что бы ты сделал? А если бы упал ... (называют имя сверстника, к которому данный ребенок недоброжелателен)? А если бы упал ты?

3. Дети играли в группе, рисовали, а Маша сидела одна, очень грустная ... Что бы ты сделал, чтобы ей не было грустно?

20. Словесная игра "Сказки"

Цели: способствовать лучшему осознанию самого себя; развивать умение говорить о себе без стеснения; учить оценивать свои лучшие стороны.

Ребенок должен придумать небольшую сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Например: "Марина - значит морская. Эта сказка о девочке, которая живет в море. Она была очень добрая и каждое утро кормила больших зубастых рыб и маленьких рыбешек с ладошки. Девочка была смелая и никого не боялась".

21. Ручной труд "Мастерская добрых дел"

Цели: формировать доброжелательность, заботливое отношение к младшим; воспитывать потребность совершать хорошие поступки и доставлять радость другим.

Дети при помощи воспитателя изготавливают различные подарки малышам.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Голицына Н.С., Огнева Л.Д. Ознакомление старших дошкольников

с Конвенцией о правах ребенка. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

  1. Журнал «Дошкольное образование» 9 2000 г.
  2. Журнал «Обруч». Дошкольное и начальное образование. 2. 2009 г.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я - ребенок, и имею право. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 96с.
  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб.

Заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 41 бс.

  1. Макарова Т.В., Ларионова Г.Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации-М.: ТЦ Сфера, 2008. - 80 с.: илл. - (Программа развития).
  2. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная Группы. Разработка занятий. Изд. 2-е переработанное. /Сост. Р .А. Жукова. - Волгоград: ИТ Д «Корифей». - 112 с.
  3. Дошкольное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

   Большое   значение  в  современных  условиях  приобретает  поиск  и  разработка  инновационных подходов  к  патриотическ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка  направлена на формирование у воспитанников старшего...

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...