Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»
консультация
Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki.doc | 43 КБ |
prezentatsiya_palochki_kyuizinera.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»
Слайд №1
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.
В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, в частности, уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал – Палочки Кюизенера.
Слайд №2
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Слайд №3
Сам автор нередко подчеркивал, что его разработка будет одинаково интересна детям как младшего возраста, так и старшим дошкольникам. Цветные числа дают решать следующие задачи, которые отображены на слайде, вы можете с ними познакомиться.
Слайд 4
И так, что же представляют из себя цветные палочки К.? Вы теперь можете открыть ваши коробочки . Посмотрите, пожалуйста, палочки К. – это набор цветных счетных палочек. Они отличаются по цвету и по размеру. Палочки одной длины, выполнены в одном цвете (показ трех желтых) обозначают определенное число. Чем больше длина палочки (показывает в сравнении синюю и желтую), тем больше значение, которое оно выражает.
В комплекте 116 деталей. Давайте мы с вами разберем. Посмотрите, самая маленькая палочка – это белая, белый кубик и число 1. Дальше у нас идет по величине розовая палочка, чуть больше. Розовая палочка-это 2 белых палочки (посмотрите на слайде). Затем идет какая палочка? Голубая - это 3 белых палочки и так далее. Красная палочка обозначает число 4, желтая число 5, фиолетовая – число 6, черная - число 7, бордовая – число 8, синяя -9, и самая большая палочка в нашем наборе – это оранжевая палочка – число 10 (показ) Близкие по цвету палочки объединяются в одно семейство. Подбор палочек в одно семейство не случайно, связан с величиной. В семейство красных входят числа кратные 2, в семейство синих - числа, кратные 3, семейство желтых – какие сюда можно отнести палочки? (желтые и оранжевые) – это числа, кратные 5. И так же есть отдельно семейство белых – сюда относится кубик белого цвета – число 1 и семейство черных. Палочка черного цвета – число 7. Работу с палочками необходимо проходить в два этапа.
Слайд 5, 6, 7.
На первом этапе мы начинаем работать с малышами. Здесь малыши играют с палочками как с обыкновенными кубиками или с конструктором.
Очень важно на данном этапе познакомиться с палочками, потрогать их, объяснить детям какой они длины, какого размера, цвета. Можно провести вот такие простые игры, например: покажи мне палочку синего цвета, покажите палочку желтого цвета. Поднимите правую ладошку и возьмите столько палочек, сколько вы сможете взять. А теперь скажите мне, какие палочки ты взяла? (все проделывают воспитатели), (красную, фиолетовую и голубую).
Слайд 8
Еще нравится детям младшего возраста такая игра. У куклы Маши новоселье. Она переехала в большой, красивый дом, но вот в доме нет мебели. Мы можем помочь нашей кукле? Чем мы можем помочь? Мы можем сделать ей мебель: стол, стул, шкаф.
Игровое упражнение «Дорожки к избушкам» Слайд №9
- Помните сказку «Заюшкина избушка»? Кто в этой сказке был? (петушок и зайчик). Правильно, и другие герои. Петушок и зайчик хотят попасть домой. И нам нужно помочь нашим героям добраться до домика. Давайте выложим для них дорожки. Зайчик будет идти по синей дорожке, а петушок пойдет по красной дорожке (участвуют 2 ребенка). Кто же быстрее доберется до домика? (выкладывают палочки от животных к домику). Ребятки, посмотрите, наш зайчик добрался быстрее. А как вы думаете, почему? Какая дорожка получилась длиннее? (синяя). А почему синяя дорожка длиннее? Потому что дорожку для зайчика выкладывали из синих палочек, а дорожку для петушка из красных. Какая палочка длиннее? Какая палочка короче? (сравниваются 2 палочки). Поэтому зайчик у нас добрался быстрее.
Игровое упражнение «Заборчики для животных» Слайд 10
- Ребята, посмотрите какие животные у нас сегодня в гостях.
Два животных разных по величине убежали в зоопарке из вольеров. Надо построить для них заборчики. Для высокого животного строим высокий забор из длинных палочек, а для низкого животного забор из коротких палочек. Какой заборчик высокий, а какой низкий?
Игровое упражнение «Цветные коврики» Слайд 11
- Кто пришел к нам в гости? (Маша). У Маши большой красивый дом, но на полу нет ковриков. Маша просит, чтобы вы сделали для нее коврики. А для этого мы возьмем самую длинную палочку из нашего набора – оранжевую. Возьмите все оранжевую палочку. Именно такой ширины будет наш коврик. А теперь вы должны будете взять палочки других цветов и продолжить свой коврик, но его ширина не должна быть длиннее оранжевой палочки. Приступайте к работе, а Маша будет смотреть. Какие коврики у вас получились: красивые, яркие, а самое главное ровные.
На втором этапе уже у детей старшего дошкольного возраста формируются первые математические представления.
Слайд 12
Как же мы их формируем? Опять же мы рассматриваем наши палочки и уже объясняем детям, что это четырехгранники. Вспоминаем, что самая маленькая палочка – это белая, имеет длину 1 см. и обозначает число 1, затем идет розовая и так далее. Самая большая палочка имеет длину 10 см., обозначает число 10 и окрашена в оранжевый цвет.
Самая распространенная игра в старшем дошкольном возрасте - это игра «Лесенка» Слайд 13
Мы объясняем детям: возьмите самую маленькую палочку, положи перед собой. Это у нас будет самая низкая ступенька. Затем возьмите палочку повыше, затем еще выше и таким образом у нас уже выстраивается лесенка. Можно начинать от самой высокой и идти в убывающем порядке. Построить можно и вертикальную лесенку и горизонтальную (все строят).
Таким образом, мы изучаем и длину и высоту. Можно маленькой игрушкой или пальчиком пройтись по этой лесенке, закрепить цвета, посчитать. Закрепить понятия самая низкая, выше, еще выше, самая высокая; самая короткая, длиннее, еще длиннее, самая длинная.
Слайд14
Игра «Домик»
Подобрать палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой и построить из них забор. Картинка домика с синей крышей.
- У вас на столах лежат домики ( разрезные: крыша и основа, крыши у всех разные по цвету). Вам нужно построить домик, затем построить вокруг домика забор, цвет забора должен соответствовать цвету крыши, а количество палочек числу, которое написано на крыше (педагоги строят домик).
Слайд 15
Разложить число 6 по составу из двух меньших.
Слайд 16
Число 8 из двух меньших.
Педагоги раскладывают на столе.
Слайд 17
Также можно выполнять простые примеры. Предположим нам надо сложить 5 и 4. Надо взять палочку желтого цвета - это число 5 и палочку красного цвета - это число 4. Нужно соединить их между собой и положить рядом палочку, которая соответствует их длине. Это какая палочка? Это палочка синего цвета, то есть число 9.
Слайд 18
Таким же образом мы можем записывать числовое выражение при составлении и решении задач.
Также палочки можно использовать как условную мерку. Например, мы берем розовую палочку и узнаем сколько палочек вмещается на зеленой дорожке. Накладываем палочки и считаем.
Познакомьтесь с правилами в работе с палочками К.
Слайд 19
- Сначала проводится работа на наглядном материале.
- Работаем только за столом.
- Всегда ставим цель: зачем это выполняем? (найти сходство, различие, посчитать)
- Не даем образец.
Слайд 20
В конце нашей встречи, я хотела бы отметить, что в каждом городе нашей страны есть место, где живет, растет и развивается целый мир, имя которому - Детство. И от того, кто встретит маленького ребенка, кто посмотрит в его глаза, зависит многое. А это, конечно, мы с вами. Давайте же сделаем жизнь ребенка в детском саду максимально интересной.
Слайд 21
А в конце нашего мастер – класса я бы хотела спросить вас: если данная технология вас заинтересовала, поднимите , пожалуйста, оранжевую палочку (К), если игровая технология вам интересна, но не совсем понятна, поднимите синюю палочку (К), если игровая технология вам неинтересна, поднимите фиолетовую палочку
Слайд 22
Спасибо большое, уважаемые коллеги за внимание!
Слайд 23
Литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветные числа дают возможность решать следующие задачи: - Формируем понятия числовой последовательности, состав числа. Подводим к осознанию отношений: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, право – лево. Делим целое на части и измеряем объекты условными мерками. Складываем и вычитаем. - Развиваем познавательную активность.
Этапы обучения в дошкольных организациях. На первом этапе (2 – 4 года) палочки используют как игровой материал, как конструктор.
Строим мебель.
Игровое упражнение «Дорожки к избушкам»
Игровое упражнение «Заборчики для животных»
Игровое упражнение «Цветные коврики»
На втором этапе у детей старшего дошкольного возраста формируем первые математические представления.
Игра «Домик»
Решаем примеры
Важно: Сначала проводиться работа на наглядном материале. Работаем только за столом. Всегда ставим цель: зачем это выполняем? (найти сходство, различие, посчитать) - Не даем образец.
Прошу оценить работу : Данная технология вас заинтересовала . Технология интересна, но не совсем понятна. Технология не интересна .
Спасибо за внимание и успехов в воспитании детей!
Список используемой литературы. 1. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. 2. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Дом с колокольчиком» для детей 3-5 лет. Автор Б.Б. Фиккельштейн. 3. Альбом – игра с палочками Кюизенера «Волшебные дорожки». Автор Б.Б. Фиккельштейн. 4. Готовимся к школе – успешно учимся «Палочки Кюизенера. На золотом крыльце…..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей дошкольников".
Опыт работы с палочками Кюизенера....
Мастер-класс для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников через развивающие игры с логическим блоками Дьенеша и палочек Кюизенера»
Мастер-класс по организации образовательной деятельности детей с помощья логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Мастер - класс «Возможности использования палочек Кюизенера в логико-математическом развитии дошкольников»
Мастер - класс для педагогов использование палочек Кюизенера. Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера, начиная с младшего возраста до старшего возраста....
Городское мероприятие Мастер класс По теме «Палочки Кюизенера – цветной мир сказки и числа»
Игры и задания с использованием палочек Кюизенера Что касается использования этого дидактического материала для занятий, то конкретных вариантов применения, за время внедрения методики Кюизенера, нара...
Мастер-класс на тему: «Практическое использование исследовательских методов обучения для развития творческого мышления дошкольников»
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлени...
Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....