Три года — это тот возраст, который является определенным рубежом в жизни малыша., Малыш все больше начинает осознавать собственное «я», становится менее зависим от матери. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Родителям важно помнить, что от того, как они будут принимать и уважать мнение собственного ребенка зависит его будущая уверенность в себе, способность принимать решения. Родителям важно знать, что: • Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. • Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому. • Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности. • Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки. • Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое. • Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать. • Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь: -. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке. - Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д. -. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) . -. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). -. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов. - Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.: - Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. - Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках. - Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами. - . Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки. - Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз. - Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза, - Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета. - . Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. - . Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный. - уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное. - легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов). - может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д. - может уметь называть по одному признаку каждого предмета. - может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.) - . Ребенок может знать свое имя и фамилию. - . Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо. -знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных. - может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела). - Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза). - Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы. - Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы. - Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь. - Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер. Родителям важно помнить: • С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. • Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. • Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи. • Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями. • Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения. • Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы. |