Выступление по теме "Ранняя профориентация в дошкольном возрасте".
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Выступление по теме " Профориентация в дошкольном возрасте".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_proforientatsiya_v_doshkolnom_vozraste.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
К выбору будущей профессии ребёнка нужно готовить уже с дошкольного возраста, так как у человека всё закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Подготовка заключается не в названии того,кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с разными видами труда, развить веру в свои силы и способности, помочь ребёнку приобрести как можно больше разных умений и навыков с тем, чтобы облегчить его выбор будущей профессии.
В работе с детьми с детьми с ОВЗ необходимо учитывать следующее:
-особенности их психической деятельности (нарушение восприятия,памяти, внимания , мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы)
-медицинские показания и противопоказания
-возрастные особенности
-принципы рационального и качественного трудоустройства.
Цель: допрофессиональное самоопределение дошкольников с ОВЗ.
Задачиранней профориентации:
-выявление способностей, психических особенностей темперамента и характера,интересов и склонностей к определённым видам деятельности.
-формирование представления о профессиях, трудовых операциях, инструментах и механизмах, облегчающих выполнение трудовых действий
-привитие ребёнку ценности трудаего общественной значимости;
-мотивах труда, материальных и нематериальных результатах труда людей,.
-разностороннее развитие дошкольников с ОВЗ на основе практических и наглядных методов обучения
-приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации
-создание предметно-развивающей среды
В ходе реализации профориентационной работы мы планируем преимущественное использование практических и наглядных методов обучения.
Ознакомление с трудом взрослых, находящихся рядом с детьми, чья профессиональная деятельность доступна для наблюдения и соответственно для понимания.
Это профессии повара, слесаря, охранника, прачки, помощника воспитателя ,воспитателя ,дворника.
Имея возможность в ходе экскурсий в мастерскую, на кухню, в прачечную, услышать рассказ профессионала ,увидеть оборудование, инструменты, подержать их в руках, попробовать их в действии,дети наполняются впечатлениями ,которые в дальнейшем будут отражены в сюжетно-ролевых играх по профессиям(и индивидуальных и коллективных).Даже эти небольшие экскурсии на рабочие места способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ, оперировать им.
Но прежде необходимо дать детям эти знания о профессиях в ходе специально организованных занятий и бесед, которые проводятся и воспитателями и специалистами, учитывая особенности восприятия детей с ОВЗ. При этом используется имеющийся демонстрационный материал: плакаты, тематические словари, фотографии, игрушки и другие материалы. Используются в работе и современные методы – ИКТ. Дети обучаются в ходе просмотра презентации, мультфильмов с элементами научных знаний.
Чтобы уточнить и закрепить знания детей о профессиях,проводятся дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Подбери пару», имеются и настольно-печатные игры «Профессии», «Кем быть?», «Покупки в магазине», лото и вкладыши. На первом этапе воспитатель играет индивидуально с каждым ребёнком или двумя детьми, затем дети играют самостоятельно.
Для организации профориентационных сюжетных игр имеется огромное количество игрушек и атрибутов. Это разного вида конструкторы,наборы посуды, весы, касса, наборы продуктов, парикмахерских принадлежностей, железные дороги,машины, бытовая техника, наборы инструментов, то есть всё, чтобы обогатить предметно - развивающую среду с целью реализовать поставленные задачи по профориентации в пресущей дошкольному возрасту виду детской деятельности- игре. Для организации детской сюжетной игры используется и продукт деятельности самих детей. Это атрибуты для игр, изготовленные руками детей, например, конфеты для магазина из бросового материала, лук и морковь, вылепленные из пластилина, постройки из конструктора.
К игровым методам обучения детей можно отнести и словесные и пальчиковые игры, такие как «Варим компот», «Угадай по описанию», «Профессии», «Электроприборы» и другие.
Практический метод по формированию представления о труде взрослых - это и опыт хозяйственно-бытового труда, реализуемый в режимных моментах, в виде поручений индивидуальных иколлективных, хозяйственно-бытовой труд в группе и на участке детского сада, дежурства.
В ходе художественного творчества, конструирования также происходит ознакомление с профессиями.
Дети могут попробовать себя в роли строителя, швеи, модельера, художника, водителя, повара, этому способствует и то, что занятия проводят и по лексическим темам, многие из которых «Транспорт», «Одежда», «Дом» и т.д. позволяют углубиться в предметный мир, подробнее обследовать окружающие материалы, предметы.
В музыкальной деятельности, досугах, на занятиях, праздниках используются музыкальные и подвижные игры «Весёлые шофёры», «Паровоз», «Стирка», «Моряки», «Садовники».
В ходе формирования элементарных математических представлений также может произойти знакомство с профессиями, например: посчитать необходимое количество овощей в «магазине» или количество «покупок».
Знакомство с профессиями,требующими хорошее здоровье и физическую форму ,такие как пожарные, лётчики, тренеры, произойдёт и при выполнении физических упражнений.
Участие в конкурсах тоже носит профориентационный характер, например, создание мультфильма знакомит с профессией художника-мультипликатора.
Чем больше ребёнок впитает информации и чем более разнообразной она будет, тем легче ребёнку сделать свой выбор в будущем, поэтому для детей с ОВЗ организуются экскурсии педагогом группы,совместно с родителями.
Уже проведены экскурсии в «Дом сказки», «Музей музыкальных инструментов», «Экспериментариум». Планируется экскурсия на конюшню.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально -положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.
Помочь родителям и ребенку с ОВЗ сделать правильный выбор - непростая задача.
Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Спасибо за внимание!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическом совете "Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей".
"Дошкольный возраст"...
Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»
Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...
Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"
Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...