Выступление по теме "Ранняя профориентация в дошкольном возрасте".
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Стукалова Ирина Ивановна

Выступление по теме " Профориентация в дошкольном возрасте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

К выбору будущей профессии ребёнка нужно готовить уже с дошкольного возраста, так как у человека всё закладывается с детства, в том числе и профессиональная направленность. Подготовка заключается не в названии того,кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с разными видами труда, развить веру в свои силы и способности, помочь ребёнку приобрести как можно больше разных умений и навыков с тем, чтобы облегчить его выбор будущей профессии.

В работе с детьми с детьми с ОВЗ необходимо учитывать следующее:

-особенности их психической деятельности (нарушение восприятия,памяти, внимания , мышления, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы)

-медицинские показания и противопоказания

-возрастные особенности

-принципы рационального и качественного трудоустройства.

Цель: допрофессиональное самоопределение дошкольников с ОВЗ.

Задачиранней профориентации:

-выявление способностей, психических особенностей темперамента и характера,интересов и склонностей к определённым видам деятельности.

-формирование представления о профессиях, трудовых операциях, инструментах и механизмах, облегчающих выполнение трудовых действий

-привитие ребёнку ценности трудаего общественной значимости;

-мотивах труда, материальных и нематериальных результатах труда людей,.

-разностороннее развитие дошкольников с ОВЗ на основе практических и наглядных методов обучения

-приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации

-создание предметно-развивающей среды

В ходе реализации профориентационной  работы мы планируем преимущественное использование практических и наглядных методов обучения.

Ознакомление с трудом взрослых, находящихся рядом с детьми, чья профессиональная деятельность доступна для наблюдения и соответственно для понимания.

Это профессии повара, слесаря, охранника, прачки, помощника воспитателя ,воспитателя ,дворника.

Имея возможность в ходе экскурсий в мастерскую, на кухню, в прачечную, услышать рассказ профессионала ,увидеть оборудование, инструменты, подержать их в руках, попробовать их в действии,дети наполняются впечатлениями ,которые в дальнейшем будут отражены в сюжетно-ролевых играх по профессиям(и индивидуальных и коллективных).Даже эти небольшие экскурсии на рабочие места способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ, оперировать им.

Но прежде необходимо дать детям эти знания о профессиях в ходе  специально организованных занятий  и бесед, которые проводятся и воспитателями и специалистами, учитывая особенности восприятия детей с ОВЗ. При этом используется имеющийся демонстрационный материал: плакаты, тематические словари, фотографии, игрушки и другие материалы. Используются в работе  и современные методы – ИКТ. Дети обучаются в ходе просмотра презентации, мультфильмов с элементами научных знаний.

Чтобы уточнить и закрепить знания детей о профессиях,проводятся дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Подбери пару», имеются и настольно-печатные игры «Профессии», «Кем быть?», «Покупки в магазине», лото и вкладыши. На первом этапе  воспитатель играет индивидуально  с каждым ребёнком или  двумя детьми, затем дети играют самостоятельно.

Для организации профориентационных сюжетных игр имеется огромное количество игрушек и атрибутов. Это разного вида конструкторы,наборы посуды, весы, касса, наборы продуктов, парикмахерских принадлежностей, железные дороги,машины, бытовая техника, наборы инструментов, то есть всё, чтобы обогатить предметно - развивающую среду с целью реализовать поставленные задачи по профориентации в пресущей дошкольному возрасту виду детской деятельности- игре. Для организации детской сюжетной игры используется и продукт деятельности самих детей. Это атрибуты для игр, изготовленные руками детей, например, конфеты для магазина из бросового материала, лук и морковь, вылепленные из пластилина, постройки из конструктора.

   К игровым методам обучения детей  можно отнести и словесные и пальчиковые игры, такие как «Варим компот», «Угадай по описанию», «Профессии», «Электроприборы» и другие.

Практический метод по формированию представления о труде взрослых - это и опыт хозяйственно-бытового труда, реализуемый в режимных моментах, в виде поручений индивидуальных иколлективных, хозяйственно-бытовой труд в группе и на участке детского сада, дежурства.

В ходе художественного творчества, конструирования также происходит ознакомление с профессиями.

 Дети могут попробовать себя в роли строителя, швеи, модельера, художника, водителя, повара, этому способствует и то, что занятия проводят и по лексическим темам, многие из которых «Транспорт», «Одежда», «Дом» и т.д. позволяют углубиться в предметный мир, подробнее обследовать окружающие материалы, предметы.

В музыкальной деятельности, досугах, на занятиях, праздниках используются музыкальные и подвижные игры «Весёлые шофёры», «Паровоз», «Стирка», «Моряки», «Садовники».

В ходе формирования элементарных математических представлений также может произойти знакомство с профессиями, например: посчитать необходимое количество овощей в «магазине» или количество «покупок».

Знакомство с профессиями,требующими хорошее здоровье и физическую форму ,такие как пожарные, лётчики, тренеры, произойдёт и при выполнении физических упражнений.

Участие в конкурсах тоже носит профориентационный характер, например, создание мультфильма знакомит с профессией художника-мультипликатора.

Чем больше ребёнок впитает информации и чем более разнообразной она будет, тем легче ребёнку сделать свой выбор в будущем, поэтому для детей с ОВЗ организуются экскурсии педагогом группы,совместно с родителями.

Уже проведены экскурсии в «Дом сказки», «Музей музыкальных инструментов», «Экспериментариум». Планируется экскурсия на конюшню.  

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь  следующих результатов:

  • ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  • объясняет роль труда в благополучии человека;
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально -положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Помочь родителям и ребенку с ОВЗ сделать правильный выбор - непростая задача.

Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

Спасибо за внимание!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...