Методическая разработка
методическая разработка (средняя группа)

Иванова Анастасия Сергеевна

«Родительские собрания в ДОУ

с использованием технологии фасилитации».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx228.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад 82 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Иванова Анастасия Сергеевна

Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями

«Родительские собрания в ДОУ

с использованием технологии фасилитации».

 

2019

Пояснительная записка.

   Методическая разработка посвящается проблеме взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.  Данный материал будет полезен педагогам образовательных учреждений для активизации взаимодействия с родителями воспитанников через использование инновационных технологий. Фасилитативные технологии могут использоваться на родительских собраниях, групповых консультациях в рамках консультационного центра, групповых тренингах «Школы родителей» и т.п.

Современный педагог должен обладать компетентностями, необходимыми для установления сотрудничества с родителями, должен стремиться к конструктивному взаимодействию с родителями воспитанников, преодолевать негативные установки отдельных семей и коммуникативные барьеры. В связи с этим возникает необходимость в освоении новых технологий выстраивания партнерских взаимоотношений, отвечающих современным тенденциям укрепления сотрудничества с родителями воспитанников.

         Фасилитация – от англ. Facilitation облегчение, упрощение, помощь, содействие, способствование.  Фасилитировать – способствовать, облегчать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, повышающая эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, способствующая раскрытию их потенциала. Таким образом, фасилитативные технологии при работе с семьей призваны облегчать, упрощать, содействовать в отношениях родителей  и педагогов.

   В данной разработке использование технологии фасилитации рассматривается в рамках родительского собрания, т.к. данная форма является наиболее распространённой в работе с родителями. Прежде, родительское собрание представляло собой монолог педагога, указывающего на ошибки и недостатки родителей в воспитании детей, и основывалось на авторитарном стиле общения.  Время показало, что привычные старые формы малоэффективны, и нужно искать новые формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество, общение на равных – это такое взаимодействие педагогов и родителей, которое помогает родителям из сторонних наблюдателей стать полноправными участниками образовательного процесса. Технологии фасилитации позволяют по-другому, взглянуть на роль педагога в процессе взаимодействия с родителями, и на место родителей в этом процессе.

Цель: Помочь педагогам продуктивно взаимодействовать с родителями, создать условия родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.

Задачи:

  •  активизация позиции родителей, вовлечение их в жизнь дошкольного учреждения,
  • обучение родителей совместному групповому принятию решений по различным вопросам,
  •  повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей,
  • партнерское взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Содержание

Педагог на родительском собрании выступает в роли фасилитатора, т. е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон. Роль фасилитатора облегчать, организовывать, направлять, оптимизировать процесс в рамках поставленной перед группой задачи. Фасилитатор обеспечивает соблюдение правил встречи, её процедуры и регламента (тайминга), способствует созданию комфортной атмосферы между участниками и плодотворности их обсуждений.

Существуют различные методы и приёмы фасилитации. Выбор каждого конкретного приёма, метода зависит от цели взаимодействия, от типа аудитории и т.п.  Но все они в целом развивают способность в групповом режиме анализировать различные проблемы, находить пути для их решения, взаимодействовать друг с другом.

Данное родительское собрание разработано с помощью метода «Мировое кафе» (World cafe), что позволяет за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, благодаря неформальной дружественной атмосфере, что способствует снятию барьеров и преград в общении.

Конспект родительского собрания на тему:

«Как справиться с детскими капризами?»

Цель:

повышать компетенцию родителей по способам преодоления детских капризов, улучшать детско-родительские отношения.

Задачи:

  1. Формирование у родителей умения принимать решения всем коллективом, нивелируя негативные установки отдельных родителей;
  2. Повышение педагогической культуры родителей;
  3. Научить родителей предупреждать детские капризы и преодолевать их.

Подготовка к собранию: анкетирование родителей, приглашение родителей на собрание с помощью пригласительных.

Оборудование: мяч, ручки, листы ватмана для записей, вырезанные в форме тарелки.

 (Звучит спокойная музыка, на столах чай и угощенье, столы расставлены как в кафе)

Педагог (фасилитатор): Добрый вечер, уважаемые родители, давайте все встанем в круг для приветствия (приём «комплимент»: участники, бросая мяч друг другу, говорят комплименты или приятные слова). Также как этот круг объединил нас, мы связаны общей проблемой: детские капризы. Сегодня я пригласила вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы её решения. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас присесть за столики Мирового кафе,  «сервированные» листом ватмана вместо тарелок, ручками и карандашами вместо столовых  приборов. (Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по нескольку человек за столик). А сейчас ознакомьтесь с этикетом и режимом работы «Мирового кафе»:

· «Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном»

· «Не отсиживайтесь - вносите свои мысли, мнения, размышления»

· «Говорите без задних мыслей и от всего сердца»

· «Слушайте, чтобы понимать»

· «Связывайте и соединяйте идеи»

· «Фиксируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо»

· «Получайте удовольствие!»

Режим работы кафе с 17.30 до 19.00.

Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню (зачитывается карта меню):

Аперитив «Ассорти из детских капризов».

Гарнир (стол №1) «Причины детских капризов».

Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)»

Напиток (стол №3) Коктейль из «Советов и рекомендаций родителям»

Десерт «Обсуждение».

Педагог (фасилитатор): Уважаемые гости, предлагаю распределить роли. За каждым столиком нужно назначить «хозяина стола». Хозяин стола во время всех раундов обсуждений не покидает стол, его задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами работы предыдущей группы и фиксировать новые идеи. (Участники за каждым столиком совещаются и выбирают «хозяина стола»). Другие гости стола меняют столы в ходе мероприятия для того, чтобы поделиться своими мыслями (ингредиентами) для создания своего блюда для кафе. Итак, Стол №1 – создает гарнир на тему «Причины детских капризов». Стол № 2 создает острое блюдо на тему - «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет – то почему, если да – то как?)», Стол №3 готовит коктейль из «Советов и рекомендаций родителям». А все вместе мы готовим десерт из обсуждений. Но прежде, чем мы начнем, как в любом кафе, хотелось бы предложить всем чашечку чая или кофе, раскрепоститься и спокойно делиться за своим столиком идеями и мыслями по теме встречи.

В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти из детских капризов». (Передавая мяч, нужно рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ваш ребенок, начиная рассказ от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»).

Напоминаю, проблема… детские капризы. Угощаемся, пьем кофе, размышляем 10 минут, свои мысли записываем на импровизированную тарелку (лист ватмана).  После моего хлопка в ладоши гости переходят за другой стол и в рецепт блюда следующего стола вносят свои ингредиенты… Время пошло. (3 раунда, 3 перехода)

Итак, последний переход.

Последнее блюдо: десерт из обсуждений. Предлагаю хозяину каждого стола подвести итоги работы за столами.

Приходим к выводам:

- что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические (плохое самочувствие, чувство голода, незрелость нервной системы, переутомление) и педагогические (гиперопека, гипоопека, неправильное поведение родителей и т.п.)

- нужно ли наказывать детей за капризы?  Нет, т. к. подобная тактика крайне непродуктивна.

- как справиться с капризами?

Учиться договариваться, находить компромиссы, уметь вовремя отвлечь ребенка, выработать единые требования к ребенку внутри семьи, на примерах из художественной литературы объяснять, как некрасивое поведение выглядит со стороны, никогда не оценивать ребенка, а только его поведение, и т.д.

Педагог (фасилитатор): В заключении, я хочу раздать вам небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!  

Ожидаемые результаты.

- Освоение родителями различных моделей поведения в конкретных ситуациях и как следствие повышение их педагогической грамотности,

- Установление партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми

Список использованных источников

  1. The World Cafe [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theworldcafe.com
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.

Приложение №1

Памятка  «Как справиться с детскими капризами» 

  1. Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребенка на руки, опуститесь на уровень глаз ребенка: « Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
  2. Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:

На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: Хорошо, мы погуляем еще 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились? (на уровне глаз ребенка).

  1. Попробуйте общаться с ребенком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)
  2. Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребенок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи. Нет ничего опаснее для ребенка, чем хаос, поэтому:

- чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;

- будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок знает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («если ты…, то…»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

  1. Игра как замена протеста. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
  2. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы ты хотел заняться? (при отрицании других предложений)

7. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы (игры с красками, изоматериалами и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...