« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
проект
Паспорт проекта.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, художественно- эстетическое развитие.
Обоснование проекта : овладении детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, формирование адекватной полу модели поведения, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе посредством игровой деятельности.
Актуальность темы :
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей посредством игры, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Цель проекта :
- Изучение особенностей процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.
- Определение необходимых атрибутов и материалов для ролевых игр девочек и мальчиков; организация постановки ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам.
- Создание условий для благоприятного протекания процесса поло- ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
-Организовать специальную предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста , способствующую полоролевой социализации в игровой деятельности.
- Развивать умение отражать в игре социально - одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам.
- Выявить представления детей об особенностях образа « Я мальчик, я девочка»
- Исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре.
- Выявить представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
- Развивать постоянство проявления мужских и женских способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.
- Изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.
Ожидаемые результаты :
- Постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, наиболее полно соответствующей его гендерным склонностям и интересам.
- Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
- Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
- Осознание родителей своей роли в гендерном воспитании детей.
- Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, формирование доверительных отношений.
Обобщение проектной деятельности:
- Оформление стенда « Мальчики и девочки – два разных мира» (фотоколлаж из семейного архива).
- Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства».
- День открытых дверей «Все мы родом из детства».
- Родительское собрание « Особенности воспитания девочек и мальчиков».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска»
Проект .
Тема: « Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
2016- 2017 г
Визитная карточка проекта.
Место проведения: МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска, вторая младшая оздоровительная группа « Ладушки».
Сроки проведения : долгосрочный.
Автор проекта : Томилина Светлана Юрьевна.
Квалификация: высшая.
Участники проекта:
- воспитатели и дети старшей оздоровительной группы «Ладушки»
- воспитатель по физической культуре
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников.
Паспорт проекта.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.
Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, художественно- эстетическое развитие.
Обоснование проекта : овладении детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, формирование адекватной полу модели поведения, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе посредством игровой деятельности.
Актуальность темы :
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей посредством игры, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Цель проекта :
- Изучение особенностей процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.
- Определение необходимых атрибутов и материалов для ролевых игр девочек и мальчиков; организация постановки ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам.
- Создание условий для благоприятного протекания процесса поло- ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
-Организовать специальную предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста , способствующую полоролевой социализации в игровой деятельности.
- Развивать умение отражать в игре социально - одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам.
- Выявить представления детей об особенностях образа « Я мальчик, я девочка»
- Исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре.
- Выявить представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
- Развивать постоянство проявления мужских и женских способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.
- Изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.
Ожидаемые результаты :
- Постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, наиболее полно соответствующей его гендерным склонностям и интересам.
- Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
- Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
- Осознание родителей своей роли в гендерном воспитании детей.
- Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, формирование доверительных отношений.
Обобщение проектной деятельности:
- Оформление стенда « Мальчики и девочки – два разных мира» (фотоколлаж из семейного архива).
- Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства».
- День открытых дверей «Все мы родом из детства».
- Родительское собрание « Особенности воспитания девочек и мальчиков».
Этапы проекта.
Первый этап: : Подготовительный ( разработка проекта, поиск решения задач проекта )
Второй этап: : Основной ( выполнение проекта, практическая деятельность по решению проблемы)
Третий этап: Заключительный (подведение итогов, презентация).
Взаимодействие участников проекта
Направления работы:
I раздел:
Создание и насыщение предметно - развивающей среды.
II раздел:
Работа с детьми.
III раздел:
Работа с родителями.
План проекта.
Этапы проекта | Формы работы | Сроки | Ответственные | |
I этап Подготовительный. | - Собеседование со специалистами ДОУ. - Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей работе по проекту. - Анкетирование родителей по теме полоролевого воспитания « Во что играет ваш ребенок». - Создание и насыщение предметно – развивающей среды ( пополнение атрибутов для сюжетно – ролевых игр, изготовление дидактических игр). | Сентябрь Октябрь Ноябрь Октябрь - февраль | Томилина С.Ю. Родители, воспитатели | |
IIэтап Основной. | Беседы: - « Какую одежду носят мальчики и девочки». - « Мой папа». - « Что такое хорошо и что такое плохо» ( сюжетные картинки о поступках девочек и мальчиков). - « За что нам нравятся мальчики и девочки». Занятия: - « Игрушки наших родителей». - « Вот какие мы». - « Моя семья». - « Я мальчик, я девочка». - « В гости к бабушке и дедушке». Игры: - Игра - забава « Из чего сделаны девочки и мальчики». - Музыкальная игра « Мы девчонки молодцы, мы мальчишки удальцы». - Спортивные подвижные игры с полоролевым разделением. - Д. и «Оденем кукол на прогулку» - Д. и. « Веселая матрешка». - Д. и. « Кукла Маша, кукла Даша». - Д. и. « Составь картинку»( сюжет: мама готовит обед, мы с папой делаем уборку). - « Назови чьи вещи». - « Собери семью»( с фигурками членов семьи). - « Придумай имя». - Сюжетно- ролевые: « Мы врачи», « Прием гостей», « Уложим куклу спать», « В парикмахерской», « Делаем прически», « Пора обедать», « Накормим кукол», « Готовим обед», « На пикнике», « Гладим белье», « Идем в гости», « Кукла Наташа», « Ремонтники», « Конструкторы», « Отряд особого назначения», « Мы – шоферы», « Строительство», « Кулинары», « Новоселье», « Едем в автобусе», « Мы – пожарные», « Идем к врачу». Художественная литература: Э. Успенский « Если был бы я девчонкой»; С. Маршак « О девочках и мальчиках»; р. н. с. « Три медведя» ; К. Ушинский « Петушок с семьей»; р. н. с. « Маша и медведь»; потешки: « Спи, Ванюша», « Спи- ка, голубочек, маленький сыночек», « Наша доченька в дому», « Наша Катя маленька», « Расти коса до пояса». Родительские собрания: - « Мальчики и девочки - два разных мира». - « Игры девочек и мальчиков дома. Выпуск видеожурнала « Мы играем». Консультации: - « Особенности воспитания девочек и мальчиков». - « Значение образа матери и образа отца в воспитании полоролевых стереотипов поведения» - « Детские игры – дело серьезное». Ширмы: - « Гендерное воспитание. Что это такое». - Памятка « Особенности игр девочек и мальчиков». Стенды: - Фотоколлаж « Игры девочек и мальчиков дома». - « Девочки и мальчики - два разных мира». - « Дружат в нашей группе девочки и мальчики». Праздники: - Вечер отдыха « День матери». - « Мамин день». | В течение года В течение года В течение года В течение года Декабрь Апрель Ноябрь Январь Март Октябрь Апрель Декабрь – апрель Октябрь Март | Томилина С.Ю. Музык. Руководитель. Воспитатель по физ. культуре Томилина С.Ю. Томилина С.Ю. Томилина С.Ю. Муз. рук. Восп. по физ.к. Томилина С.Ю. Томилина С.Ю. Муз. рук. | |
III этап Заключительный. | - Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства». - Презентация « Девочки и мальчики – два разных мира» - День открытых дверей « Все мы родом из детства». | Апрель | Томилина С.Ю. Муз. рук. Восп. по ф.к. |
Дальнейшее развитие проекта.
- Продолжать работу над гендерным развитием на других этапах развития ребенка.
- Организовать гендерное воспитание в аспекте целостной педагогической системы, учитывая все ее компоненты.
Список литературы
1. Алёшина Н. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /младшая группа/.- М. : ЦГЛ, 2004
2. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М. :Линка-Пресс, 2009
3. Князева О., Маханёва М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. : Детство-Пресс, 1998
4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/28/picture-762917-1459175524.jpg)
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Опыт работы по формированию гендерной идентичности во второй младшей группе (3-4 года) в игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/17/picture-806487-1471423727.jpg)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/11/picture-946178-1505117329.jpg)
Тема самообразование: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Тема самообразование:«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/09/picture-1220763-1615271166.jpg)
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-568293-1445274062.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885025-1485608617.jpg)
Сообщение на тему :" Формирование мотивации для достижения оптимального уровня двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности"
В наше время развития игровых технологий, дети большую часть времени проводят без движения, играя на компьютере, приставках, планшетах, телефонах, что отрицательно сказывается на формировании всех сис...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/03/picture-1481051-1693749854.jpg)
Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера
Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с палочками Кюизенера...