Организация коррекционно-развивающей работы в группе для детей с ОВЗ (ТНР)
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекционно-педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями детей, и зависит от структуры и степени выраженности дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на РМО воспитателей групп для детей с ОВЗ | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР)
Слайд 2. Коррекционно-педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями детей, и зависит от структуры и степени выраженности дефекта.
Слайд 3. Для детей с ОВЗ очень важно создание благоприятного психологического микроклимата в группе, ведь грамотно продуманная предметно-развивающая среда позволяет детям всесторонне развиваться и стимулирует интеллектуальное и речевое развитие детей.
Слайд 4. Поэтому предметно-пространственная развивающая среда в группе организована с учётом ФГОС и учитывает:
- возрастные и психофизические особенности воспитанников
- опережающий характер содержания образования
- наглядность и предметность
- гибкое зонирование
Слайд 5.
- динамичность-статичность игровых центров
- сочетание привычных и неординарных элементов
- индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие, уважение к потребностям и нуждам каждого ребенка с ОВЗ.
Слайд 6. Вся коррекционная работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи строится в тесном взаимодействии специалистов: воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Слайд 7. Взаимосвязь специалистов в группе компенсирующей направленности имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы. Главная цель организации взаимодействия педагогов – объединить усилия и организовать комплексный подход к преодолению речевых нарушений у воспитанников.
Слайд 8. Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Вся коррекционная работа осуществляется под руководством логопеда.
Слайд 9. В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.
По окончании обследования логопед знакомит воспитателя с результатами. Опираясь на эти сведения, мы решаем ряд практических задач: кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости; запланировать, с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию мелкой и артикуляционной моторики и т. д.
Слайд 10. В нашей группе коррекционно-развивающая работа ведётся в течение всего дня, потому что считаю важным закрепление речевых навыков во всех видах деятельности детей.
Слайд 11. И в качестве примера.
речевые игры: «Кто я?», «Путешествие», «Сказка на новый лад».
Мероприятия: «Расскажи про свою коллекцию», «Умная книга слов».
Все речевые игры и мероприятия направлены на расширение активного и пассивного словаря детей.
Слайд 12. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Считаю необходимым внедрение в коррекционную работу здоровьесберегающих технологий.
Слайд 13. Артикуляционная гимнастика, с элементами дыхательной и голосовой, а также гимнастика для мимических мышц, выполняется в комплексе с пальчиковой в течение дня.
Комплексы гимнастики подбираются в соответствии с лексической темой.
Основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому все упражнения объединяю в сказки или в стихотворения.
Слайд 14. Подвижные игры и упражнения служат для развития общей моторики, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Использую их в качестве физкультминуток, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Слайд 15. Ежедневно после сна проводится корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы и самомассаж мячиками.
Слайд 16. Вечерняя работа по заданию логопеда начинается с фронтальной и плавно переходит в подгрупповую форму. Мини подгруппы учитывают особенности детей и комплектуются в соответствии с индивидуальными умениями и знаниями.
Предлагаю детям игры:
- на развитие зрительного и слухового восприятия,
- на развитие мелкой моторики,
- на развитие фонематических представлений,
- на развитие связной речи и лексико-грамматических категорий.
- Звукопроизношение закрепляю на индивидуальных занятиях во время логопедических пятиминуток во вторую половину дня.
Слайд 17. Коррекционно-образовательный процесс с ребенком требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация. Использование нетрадиционных форм работы позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
Разнообразные нетрадиционные приёмы и методы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность работы в целом.
Поэтому наряду с традиционными методами и приёмами, мы активно используем нетрадиционные технологии, которые оказывают дополнительное стимулирование речевых зон головного мозга.
Слайд 18. Изотерапия (рисование углём, рисование на мятой бумаге, рисование на целлофане, кляксография, раздувание, печатание штампиком, пальцем и т.д)
Слайд 19. ИКТ
Слайд 20. Су-Джок терапия
Слайд 21. Биоэнергопластика
Слайд 22. Сказкотерапия
Слайд 23. Включаю в работу все виды массажа:
- Игры и массаж прищепками
- Массаж грецкими орехами
- Массаж шишками
- Массаж карандашами
- А также сухой бассейн.
Слайд 24. Массаж камешками (марблс) и пуговицами.
Благодаря массажу мы активизируем так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.
Слайд 25. Так же считаем неоспоримой важность привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу педагогам и ускоряет успехи ребенка.
В работе с родителями активно использую разнообразные формы: родительские собрания, экскурсии, проведение открытых занятий, консультации.
Слайд 26. Распространяем информационно-педагогические материалы - буклеты и шпаргалки, а также активно взаимодействуем через сайт детского сада.
Слайд 27. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители становятся более активными, начинают ответственнее относиться к оказанию помощи своим детям.
Слайд 28. Считаю, что только тесный контакт в работе педагогов и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Слайд 29. Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
И я могу отметить, что данная работа даёт положительные результаты.
Слайд 30. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"
Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ Обс...
Конспект интегрированного коррекционно - развивающего занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР «Как Маша друзей искала». Автор учитель-дефектолог I квалификационной категории ГБОУ детский сад №908 г. Москва.
Комплексные коррекционные занятия дают возможность активизировать творческий потенциал детей, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность.Интегри...
"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...
Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...
Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе и кабинете логопеда, в условиях реализации ФГОС ДО.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС возникла необходимость совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях. Данная статья рассказы...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...