«Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект игровой ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ОНР
«Удивительные свойства воздуха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igrovoy_situatsii_po_poznavatelno.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игровой ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ОНР
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: Дать представления о многообразных свойствах воздуха и его значении в жизни живой природы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Формировать целостное восприятие окружающего мира, расширять кругозор.
Коррекционно - развивающие: Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Коррекционно - воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности. Формировать умение внимательно слушать товарища и дополнять своими впечатлениями.
Методы и приемы: беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка.
Словарная работа: ввести в активный словарь термины «лаборатория», «эксперимент», «исследования» закрепить умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзным словом «потому что».
Материал: Воздушные шары, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики на каждого ребенка, тазики с водой, листы бумаги по количеству детей, апельсин, схемы про свойства воздуха, халаты и колпаки на каждого ребёнка.
Ход: Воспитатель собирает вокруг себя детей и предлагает послушать и отгадать загадку.
В: Если вы хотите узнать, что мы сегодня будем изучать, отгадайте мою загадку: «Сегодня в этой группе не зря мы собрались.
Мы многое узнаем, а ну-ка улыбнись.
Взрослых и детей не счесть, но кроме нас здесь кто-то есть,
Его не видно никогда, не слышен он, вот это да!
Ничем не пахнет он для нас,
О нём узнаем мы сейчас.
Он окружает нас везде, он есть во мне, да и в тебе.
Снаружи может быть как лёд, внутри у нас он тёплый.
Вот, догадались я о чём?» (Воздух).
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох, уточняет, что дети вдохнули, чем человек дышит. Затем предлагает закрыть нос и рот и попробовать не вдыхать воздух.
В.: Что помогает человеку дышать?
- Правильно, это воздух! Воздух необходим для дыхания человеку, животному и даже растениям. В этом мы только что с вами убедились.
-Есть ли воздух в групповой комнате? Мы его видим?
Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В. : А поймать мы его сможем? Попробуйте поймать его.
Воспитатель предлагает похлопать ладошками, попытаться поймать.
В: Ребята, а воздух имеет запах? Можем его понюхать?
Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Но у воздуха есть такие свойства, что он может, передавать любой запах и это я сейчас вам покажу. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и разрезает апельсин и просит ещё раз понюхать и этим даёт понять, что у воздуха есть свойства, которые передают любой запах.
В: А почувствовать можем воздух? И очень интересно воздух лёгкий или тяжёлый?
А вот чтоб ответить на все эти вопросы, я вам предлагаю пройти в нашу научную лабораторию и там провести опыты, исследования и найти ответы на все эти вопросы о воздухе. Согласны?
Дети: Да.
В: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Правильно, это место где проводят опыты, исследования. Проходите, одевайте халаты и колпаки, вы будете юные исследователи, а я заведующая нашей научной лаборатории.
Опыт 1 «Воздух в человеке»
Воспитатель предлагает каждому ребёнку самостоятельно надуть воздушные шары и делает вместе с детьми вывод.
Вывод: Воздух существует в человеке.
Физкультминутка « Воздушная кукла»
Дети разбиваются на пары-1 ребёнок кукла, а другой насос. Насос со звуком «с-с-с» «накачивает» куклу. Она выпрямляется, затем насос нажимает кукле на кнопочку на груди – кукла со звуком «ш-ш-ш» переходит в исходное положение. Дети меняются ролями
Опыт 2 «Воздух невидим, но он существует»
На столах стоят прозрачные емкости с водой, поместим на дно стакана бумагу. Намокнет она или нет? (ответы детей) Дети выполняют опыт, стакан опускается горлышком вниз, прямо, не наклоняя.
-Ребята, как вы думаете, попала ли вода в стаканы? (ответы детей). Давайте достанем стакан и проверим бумагу? (Бумага сухая внутри )
-Почему вода не попала в стакан? Что за невидимка мешает воде проникнуть в баночку? (Воде помешал воздух, находившийся в стакане)
Вывод: Воздух невидим, но он существует.
Опыт 3 «Поймаем воздух, он прозрачен и бесцветный»
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В.: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В.: Какой мы можем сделать вывод.
Вывод: Воздух существует, он прозрачный и бесцветный
Опыт 4 «Воздух можно почувствовать»
Воспитатель предлагает каждому ребёнку сделать из бумаги веер. Затем помахать на себя или друг на друга и почувствовать воздух, объясняя, что движение воздуха называется ветер.
Вывод: Воздух можно почувствовать.
Опыт 5 «Воздух имеет вес, но он легче воды»
Воспитатель предлагает подойти и посмотреть на сделанные весы, где с двух сторон весят одинаковые воздушные шары. Предлагает лопнуть один шар, показывая, что второй перевешивает. Это значит, воздух имеет вес. И тут же с детьми отправляются пускать в ёмкость с водой маленькие воздушные шары.
В: Дети, воздушные шарики тонут? Почему? (ответы детей)
Вывод: Хоть и имеет воздух вес, но он легче воды.
Итог: А теперь подведем итог, что – же нового мы сегодня узнали о воздухе. Посмотрите картинки – схемы, они вам помогут. (Воздух находится везде вокруг нас, но он не видим, т. к. он прозрачный, бесцветный, безвкусный, не имеет запаха)
- А теперь послушайте отрывок стихотворения «Береги свою планету!»
Здесь лишь утро золотое
Воздух нежно - голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порою
Воздух дан в аренду нам
Он один на всех землян
Чтобы жизнь торжествовала
Охранять нам воздух надо
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету
- Скажите, а какой воздух нужен для дыхания? (чистый, свежий)
- А грязный, вонючий воздух полезен для дыхания? (нет, он вреден для здоровья)
- А как нужно беречь воздух? (сажать больше деревьев, вовремя убирать мусор, проветривать комнату и т. д.)
Совершенно верно, я думаю, вы не будете забывать об этом, и будете выполнять эти правила, которые помогут сохранить ваше здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...
конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"
Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...