Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе.
методическая разработка (средняя группа)

Бубнова Анна Владимировна

Предлогаю вашему вниманию опытно-экспериментальную деятельность в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Перспективное планирование опытов и экспериментов в средней группе №1

Воспитатели: Бубнова А.В

2018-2019г

Сентябрь

Опыт №1 

«Пересаживание комнатных растений».

Описание. Кот Васька играл с клубком ниток. Он так заигрался, что уронил с подоконника горшок с цветком. Помоги Ваське – пересади комнатное растение в новый горшок. Для этого нужно взять горшок с дырочками на дне, чтобы через них стекала в поддон лишняя вода; затем насыпьте на дно камешки (гальку) и земли до

землей. В конце полейте водой.

Материалы и оборудование: растения (отростки, горшки, почва, лопатки, галька, лейки с водой, фартуки, салфетки.

Опыт №2

«Высаживание семян гороха и фасоли».

Описание. Любимое лакомство жирафа Тошки – горох. Ему пришла идея – вырастить горох из семени самому. Он не знает, как правильно посадить горох в землю. Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, пришла пора сажать горох в землю. Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место.

Вывод: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.

Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

Опыт№3

«Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели».

Описание. Щенок Шарик бегал по лесу и увидел на полянке в траве шишки. Ему стало интересно, с какого дерева они. Он огляделся вокруг и увидел сосну и ель. - Попробуй тут разберись, с какого дерева шишки, - подумал щенок. Дети с помощью лупы рассматривают шишки, выясняют, чем они схожи и чем отличаются. Приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево. 

Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа

Опыт№4

 «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)».

Описание. Однажды к щенку Шарику в гости пришёл кот Васька и принёс много различных веществ. Он попросил помочь ему разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Растворяют различные вещества в разных сосудах. Соль быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Сахар быстро растворяется в воде, раствор остаётся прозрачным. Мука растворяется в воде, но вода становится мутной.

Вывод: вода прозрачная, некоторые вещества растворяются в воде.

Материалы и оборудование: сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.

Октябрь

Опыт№5

«Пересыпание песка, песок мокрый и сухой, поделки из песка, рассматривание песчинок

(песок в стакане с водой)».

Описание. Жираф Тошка не слушался маму, убежал от нее и потерялся. - Где живу, не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыл, - рассказал Тошка. Познакомим Жирафа с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки? Воспитатель предлагает детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу. 

Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос.

Опыт№6

«Обследование камней: размер, вес, цвет».

Описание. Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. Он захотел поделиться своим секретом со своим другомщенком Шариком. Дети рассматривают все камни (Васькин клад, определяют, какого они цвета, размера и формы. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Воспитатель предлагает погладить каждый камушек. - Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней нужно воспользоваться лупами. (Дети рассматривают все свои камни) Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень. Вывод: камни по цвету, форме, размеру, камень может быть гладким и шероховатым; по весу бывают разные – легкие, тяжелые. 

Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа.

Опыт№7

«Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание».

Описание. Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке. Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в журнале «Сделай сам» видел, как из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет ли лисёнок Фокс добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги? Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона. Исследование свойств бумаги: - внешний вид; - смятие; - разрывание; - разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа); - складывание кораблика; - взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с водой).

 Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.

Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.

Опыт№8

«Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость».

Описание. Лисёнок Фокс решил отправиться в гости к своему другу жирафу Тошке. Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. - Что делать? – подумал Фокс. Он уже пробовал перебраться на бумажном кораблике, но у него ничего не получилось. Бумага непрочная, в воде намокает. Такой кораблик тонет. Оглядевшись по сторонам, он увидел деревянный плот и металлическую пластину. Сможет ли лисёнок перебраться на деревянном плоту, металлической пластине на другой берег озера?

Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой, лупа

Ноябрь

Опыт№9

Исследование свойств дерева:

Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. 2. Предложить рассмотреть с помощью лупы и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.

3. Предложите опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.

Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр. 

Опыт№10

«Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить».

 Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Поместить бруски в сосуд с водой.

2. Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т. п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.

 Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.

Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой.

Опыт№11

«Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде. Пластмассовые игрушки».

Описание. У кота Васьки есть любимая игрушка - это мышка. Расскажите Ваське, из чего сделана его любимая игрушечная мышь. Дети определяют, что игрушки сделаны из пластмассы. Взрослый предлагает на ощупь определить структуру поверхности, толщину. Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса непрозрачная. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4 минуты определить изменение температуры (нагревание). Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнется, а если приложить больше усилий – ломается.

Вывод: пластмасса – это плотный, гибкий материал, проводит тепло; пластмассы изготавливают игрушки, посуду, бытовую технику и пр. 

атериалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки.

Опыт№12

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота».

Описание. Жираф Тошка собрался праздновать Новый год вместе лисёнком Фоксом в снежном лесу. Что ему одеть? Ведь в Африке, где он живет, не бывает зимы. Помоги Тошке выбрать одежду по сезону. - Посмотрите, сколько здесь разных лоскутков ткани. Возьмите каждый лоскут ткани и помните в кулаке. Посмотрите, что произошло? (Ткань мнётся) - Чем ткани отличаются друг от друга? - Цветом, весом – лёгкая, тяжёлая; толстая, тонкая, плотная, нежная, прозрачная. - А теперь выясним, хорошо ли ткань впитывает воду? У нас есть емкость с водой, положите в нее лоскутки. - Что с ними произошло? (Намокли) - Одинаково быстро намокли оба лоскута?

Вывод: ткань разная по свойствам, мнётся и впитывает воду.

Материалы и оборудование: лоскуты тканей (ситец, драп, ёмкость с водой.

Декабрь

Опыт№13

«Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели».

Описание. Лисёнок Фокс как-то рассказал своему другу жирафу Тошке, что в северных краях зимой с неба выпадает снег. Жираф удивился: - Что же такое снег? Я ни разу его не видел. Расскажи жирафу о том, что такое снег. Дети рассматривают снег, трогает его и описывают. Во время прогулки дети обращают внимание, что в начале зимы снег белый, а со временем темнеет, прежде всего, потому, что на нем осаждаются пыль и сажа, имеющиеся в воздухе. Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры, погоды.

Материалы и оборудование: блюдца со снегом.

Опыт№14

«Как покрасить песок?

Воспитатель: «Ребята, что-то Кузя сегодня к нам задерживается. Наверно, у него важные дела. А давайте придумаем для него что-нибудь интересное. С чем всегда любит играть Кузя? (С песком, водой). Сделаем ему подарок из песка».

Вопросы: « Ребята, что произойдёт, если я налью в сухой песок воду? Куда спрячется вода? Каким станет песок? (Сухой песок впитает воду и станет мокрым). Что станет, если я добавлю в песок окрашенную воду?» (Воспитатель мерной ложечкой заливает песок красной водой ).

Вопросы: «Поменял ли песок цвет? (Да). Каким он стал? (Красным). Почему он стал красным?( Потому что добавили красную краску). Куда исчезла красная вода? ( Песок впитал красную воду).

Оборудование. Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.

Опыт№15

«Как получаются цветные льдинки?»

Домовой Кузя приносит в группу льдинку: «Этот кусочек льдинки я взял с замёрзшей лужи. Посмотрите, какой он красивый!»

Вопросы воспитателя: «Каким цветом льдинка? (Прозрачная). Какая она на ощупь? (Холодная, гладкая, скользкая, твёрдая). Что происходит с льдинкой, когда мы её трогаем руками?( Тает). Почему она тает? (От тепла наших рук).

Почему образовался лёд на луже? (Вода замёрзла в холодную погоду)».

Объяснение: « Такую льдинку сделал мороз. А мы с вами можем изготовить цветные льдинки. Для этого нужно выбрать любую формочку. Раскрасить воду в понравившийся цвет. Налить эту воду в формочку и вставить ниточку»

Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Опыт№16

«Как окрасить воду?»

Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее».

Оборудование. Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

Январь

Опыт№17

Веселая полоска.

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

- Почему она движется?

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (Полоска "прилипает" к губам: на нее действует воздух) .

Материал: Полоска мягкой бумаги.

Опыт№18

«Тонет – не тонет».

провести испытание на плавучесть разных предметов из разного материала.

Материал: предметы из разного материала(дерева, пластмассы, железа, емкость с водой.

Опыт№19

«Ледяные узоры».

В поддонах с водой выкладываем узоры их сухих листьев, камешков, ракушек. После замораживания рассматриваем.

Материал: камешки, бусинки, листья, поддон с водой.

Февраль

Опыт№20

«Снег, какой он?» 

познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Опыт№21

« Игры с соломинкой»

 дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть

Опыт№22

«Как из снега получить воду»

формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле)

Опыт№23

«Ветер по морю гуляет» 

познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

Опыт№24

«Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит)

Опыт№25

«Посадка лука»

уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

Опыт№26

«Плавает-тонет»

учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут

Опыт№27

Апрель

Опыт№28

«Здравствуй, солнечный зайчик»

дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Опыт№29

«Веточка березы» 

наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

Опыт№30

«Древесина, ее качества и свойства»

учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде)

Опыт№31

 «Что в пакете» 

дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

Опыт№32

«Спрячь пуговку» 

способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

Опыт№33

«Пирожки для Мишки»

расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы

Опыт№34

«Сравнение песка, почвы и глины»

познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

Опыт№35

«Ткань, ее качества и свойства» 

учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Примерное перспективное планирование логопедической работы в средней группы для детей с ЗПР по всем направлениям коррекционной работы....

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") средняя группа

Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(средняя группа)Задачи формирования начальных представлений ...

Перспективное планирование физического развития в средней группе.

Перспективное планирование физического  развития в средней группе....

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.

Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В.  Комаровой Т.С....

Перспективное планирование на год в средней группе по программе "От рождения до школы"

Перспективное планирование на год по аппликации по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа....

Перспективное планирование работы с родителями средней группы на 2012-2013 гг

планирование работы с родителями на каждый месяц....

Перспективное планирование опытов и экспериментов в группе детей с ОВЗ

Перспективное планирование опытов и экспериментов в группе детей с ОВЗ...