«Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности».
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
воспитателя МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»
Козловой Оксаны Геннадьевны
«Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей
6-7 лет через организацию образовательной деятельности».
Балабаново,
2019 г.
№п/п | Содержание | Страница |
Обоснование необходимости проекта | 3 | |
Причины | 4 | |
Цель и задачи | 5 | |
Стратегия достижения цели | 6 | |
Рабочий план реализации проекта | 7 | |
Ресурсы | 11 | |
Продукт | 11 | |
Критерии эффективности проекта | 11 | |
Список используемой литературы | 12 |
Тема проекта: «Система формирования нравственно-патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности».
Постановка проблемы:
У воспитанников моей группы:
- недостаточно сформированы нравственно-патриотические качества;
- отсутствуют знания об уникальности родного края, что затрудняет прививать детям любовь к малой Родине.
Обоснование необходимости программы
Проект решает проблемы нравственно-патриотического воспитания детей группы «Лесная полянка» МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга».
В ходе реализации проекта будут выявлены возможности вовлечения воспитанников, родителей и педагогов в активную деятельность по патриотическому воспитанию, а также возможность использования различных форм и методов обучения и воспитания в формировании нравственно-патриотических качеств детей старшего возраста.
В наше время патриотическое воспитание является одной из самых актуальных задач. У современных детей искажены представления о патриотизме, сочувствии, доброте. Также дети мало знакомы с родным городом, со своей страной, особенностями народных традиций, равнодушны к родным людям, в том числе к своим товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание считается одним из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
По итогам проекта будет создана действующая система мероприятий по данной теме.
Уникальность проекта заключается в том, что:
- создаваемая система мероприятий также может быть дополнена мероприятиями для детей других возрастных групп и, таким образом, может быть включена в вариативную часть основной образовательной программы МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга».
- создаваемая система мероприятий может быть использована в других дошкольных образовательных учреждениях с целью развития нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта будет способствовать внедрению ФГОС ДО, поскольку нормативный документ закладывает в содержание дошкольного образования следующее: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства; старается разрешать конфликты.
Причины, создающие проблему:
- Недостаточно созданы условия для воспитания нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
- Недостаточно насыщена развивающая предметно-пространственная среда в группе для закрепления представлений детей о нравственно- патриотическом воспитании.
- Недостаточно программно - методического обеспечения по вопросу организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Недостаточный уровень профессиональных компетенций педагога в вопросах организации деятельностных форм взаимодействия с детьми по данной теме (низкий уровень применения педагогом современных технологий).
- Низкая информированность родителей о значении нравственно-патриотического воспитания.
Цель проекта: создание системы формирования нравственно патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию, методические и теоретические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, опыт передовых педагогов и отобрать содержание, приёмы и методы для выстраивания системы мероприятий.
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет.
- Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, методы и приемы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников.
4. Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
5. Включить в систему мероприятий план по активному взаимодействию с родителями в рамках проекта.
Стратегия и механизмы достижения поставленных задач:
Задачи | Механизм достижения |
| - анализ нормативно-правовых документов по теме проекта с целью отбора принципов построения системы мероприятий; - изучение теоретических основ по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; - изучение опыта передовых педагогов по данной теме; - анализ образовательных задач основной образовательной программы ДО по нравственно-патриотическому воспитанию; - отбор содержания, технологий, приемов, методов, организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию; - изучение литературы с целью обеспечения принципа научности в системе мероприятий. |
| - собрать фото для альбома «Моя семья»; - подобрать иллюстрации и изготовить альбомы для рассматривания; - составить презентации; - создать выставку изделий декоративно-прикладного искусства; - создать театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам; - создать игротеку «Игры разных народов России»; - изготовить дидактические игры; - создать тематические мини-музеи. |
3. Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, приемы и методы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников. 4.Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. | - изучить технологию проблемного обучения; - изучить технологию проектной деятельности; - подобрать активные формы обучения на основе изученных технологий; - обогащать свои знания об особенностях организации наблюдений, труда в природе; - изучить возможность использования тематических акций в образовательной деятельности. - разработка системы мероприятий в образовательном процессе, создание учебно-календарного и комплексно-тематического планирования; - разработка диагностической карты с целью определения результативности реализации системы; - разработка примерных конспектов образовательной деятельности; - разработка картотеки русских народных подвижных игр; - внедрение системы мероприятий детьми подготовительной группы. |
5.Включить в систему мероприятий план по взаимодействию с родителями в рамках проекта. | - сбор информации об уровне компетентности родителей в вопросах формирования нравственно-патриотических качеств посредством разработки анкет и их анализа; - разработка плана взаимодействия с родителями в рамках проекта (как часть системы мероприятий); - разработка информационных материалов для родителей по теме проекта; - разработка конспектов совместных тематических мероприятий. |
Рабочий план педагога по реализации проекта:
Задача №1: Изучить нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию, методические и теоретические разработки по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, опыт передовых педагогов и отобрать содержание, приёмы и методы для выстраивания системы мероприятий. | |||
Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | |
| Сентябрь-октябрь 2018 г. | - на основе требований нормативно-правовых документов разработаны конспекты ОД для детей, информационный материал для родителей и педагогов | |
| Сентябрь-ноябрь 2018 г. | - составлено тематическое планирование с учётом образовательных задач | |
| Октябрь 2018 г. | - использование методических разработок | |
Задача №2: Пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет. | |||
Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | |
| В течение года | - Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет», «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектной деятельности», «Нравственные беседы с детьми 4-7 лет», Лэпбук «Моя Родина – Россия» и др. | |
| Сентябрь - октябрь 2018 г. | - альбомы и тематические папки размещены в группе по темам комплексно-тематической программы МДОУ № 9 | |
3.Оформление картотек пословиц, поговорок о Родине, потешек, народных подвижных игр. | Октябрь-ноябрь- 2018 г. | - в группе находятся папки с картотеками | |
4.Оформление уголка «Народы России». | Пополнялся в течение учебного года | - уголок пополнился куклами в национальных костюмах, предметами одежды и быта, предметами искусства русского народа. Изготовили атрибуты к подвижным играм (шапочки, маски) | |
5.Изготовление дидактических игр по изучению родного края. | Ноябрь-декабрь 2018 г. | - игры находятся в группе в патриотическом уголке | |
| Декабрь-май 2019 г. | - имеются презентации по темам « Моя Родина – Россия», « Моя малая Родина», «Природа родного края», «Памятники Великой Отечественной войны» и др. Работу необходимо продолжить. | |
| В течение учебного года | - мини-музеи работают, также используются для детей других возрастных групп | |
8.Игротека игр России. | Январь 2019 г. | -картотека подвижных и дидактических игр находится в группе | |
9.Уголок изобразительного творчества (акцент сделан на народные промыслы Калужского края. | Январь-февраль 2019 г. | В уголок помещены изделия искусства, , трафареты (, гармошки, , , глиняные и народных для , иллюстрации о . | |
| Март 2019 г. | Расположены сказки, и России, , , былины о , о Великой , об армии, поэтов и , портреты и . | |
Задача №3: Изучить и внедрить в практику работы современные технологии, приемы и методы, направленные на формирование нравственно- патриотической деятельности старших дошкольников. | |||
Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | |
| Январь 2019 г. | - в группе созданы мини-музеи «Русская изба», « национальный костюм», «Русские богатыри» | |
| Февраль, май 2019 г. | - реализованы краткосрочные детско-родительские проекты «Русские богатыри», «Этих дней не смолкнет слава» | |
| Декабрь 2018 г.-январь 2019 г. | - подобраны проблемные ситуации по нравственной тематике. | |
| Декабрь 2018 г. | - провела с детьми виртуальную экскурсию по Москве | |
Задача №4: Разработать и внедрить систему мероприятий, направленную на формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. | |||
Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | |
| Сентябрь-октябрь 2018 г. | Приложение 1 | |
| Сентябрь 2018 г. | Приложение 2 | |
| В течение года | Приложение 3 | |
Задача №5: Включить в систему мероприятий план по активному взаимодействию с родителями в рамках проекта. | |||
Мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении | |
1. Разработка анкет для родителей - по вопросам нравственно-патриотического воспитания | Сентябрь 2018 г. | - разработаны анкеты для родителей Приложение 4 | |
2.Проведение анкетирования с родителями | Сентябрь 2018 г., Май 2019 г. | - проведение анализа анкет с целью выявления уровня компетенций родителей | |
| Сентябрь-октябрь 2018 г. | - в систему мероприятий включены формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, посиделки, и др.) | |
| В течение года | - проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями | |
| В течение года | Помощь в создании мини-музеев, участие в различных выставках, спортивных мероприятиях и др. |
Ресурсы для реализации проекта:
1. Наличие теоретической и методической базы для реализации проекта.
2. Наличие развивающей предметно-пространственной среды.
3. Материально-техническая база учреждения (имеется компьютерная техника, интерактивное оборудование для просмотра видео-презентаций, проведения компьютерных игр).
- Наличие компетенции педагога в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников старшего возраста.
Продукт проекта: Система мероприятий, направленная на развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного старшего возраста.
Критерии эффективности проекта:
В общем виде результаты реализации проекта можно представить как факт выполнения каждой задачи.
Критерии | Показатели | Методы оценки |
Наличие разработанной системы мероприятий | Система содержит: описание организации работы, учебный план, комплексно-тематический план. | Анализ документации |
Уровень развития нравственно-патриотических качеств | С высоким уровнем развития - 45% Со средним – 55% | Беседа, решение проблемной ситуации |
Уровень компетентностей родителей | Положительные результаты анкетирования | Анкетирование |
Степень реализации проекта: на данный момент проект полностью закончен.
Дальнейшие перспективы.
1. Включение в систему мероприятий комплексно-тематического плана для детей ОД, игровых заданий, экскурсий, ситуативных бесед, наблюдений.
2. Трансляция опыта работы по формированию нравственно- патриотических качеств у старших дошкольников на территории ДОУ.
3. Использовать метод макетного моделирования.
Список литературы.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / М.: ЦГЛ, 2005.;
- Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2;
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001;
- Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985;
- Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы.» М., 2003;
- Ковалева Г.А., Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003;
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. - М.: АРКТИ, 2005.;
- Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». М., 2004;
- Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К.: Сфера, 2013. — 144 с.;
- Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001;
- Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной
школе: методическое пособие / М.Ю. Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. - М.: Дрофа, 2010.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003;
- Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой.Изд.2-е,испр. И доп.М.,»Просвещение»,1978;
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002;
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002;
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007.;
- Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе / А. Меренков, Л. Буйлова, Н. Кленова // Дошк. воспитание. - 2001. - № 8.
Интернет ресурсы:
- https://infourok.ru/statya-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-pedagogov-detey-i-roditeley-v-formirovanii-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-do-1346309.html
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya rabota/2018/02/07/formirovanie-nravstvenno-patrioticheskih-kachestv-u
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/13/diagnostika
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Описание опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598978","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность...
Педагогический проект «Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности».
Педагогический проект «Система формирования нравственно - патриотических качеств у детей 6-7 лет через организацию образовательной деятельности»...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...
Презентация практики "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности"
Применение технологии проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует формированию сознательного человека, который любит свою Родину, землю, гордится историческими д...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». Цель...
- Мне нравится (1)