Роль игр в формировании социально-психологического климата в группе детей
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igr_v_formirovanii_sotsialno-psihologicheskogo_klimata_v_gruppe_detey.docx | 199.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»
Консультация на тему:
«Роль игр в формировании социально-психологического климата в группе детей»
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.
Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом. Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.
Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный. Характеристиками благоприятного для личностного развития социально-психологического климата являются доброжелательность, защищенность, работоспособность, инициативность и оптимизм. В условиях детского сада это проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и др. Для налаживания взаимодействия с детьми воспитателю необходимо установить доверительные отношения и эмоционально их поддерживать, организовать сотрудничество (совместную деятельность взрослого и ребенка), а при возникновении конфликтных ситуаций применять позитивные способы их разрешения. Этому способствует организация игровой деятельности.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. На возрастном этапе от 2 до 3 лет формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. В основном предметное взаимодействие в парах. Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель должен решать задачи формирования условного игрового действия, замещающего реальное действие с «настоящими» вещами. Задача педагога - сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Для детей 4 года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4 года жизни - построить совместную игру с ними таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым.
Задача воспитателя в работе с детьми 5 года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными (больница, магазин, по сказке «Колобок»);
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Организация игры в старшем дошкольном возрасте.
Игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Для реализации своих творческих возможностей и умения действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, детям необходимо овладеть новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Совместное сюжетосложение - это умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; уметь комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общий сюжет.
Игра-придумывание протекает в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.
Дидактическая игра: «Магазин»
Описание: Можно использовать как настольно-печатную игру и в качестве атрибутов в сюжетно-ролевой игре. Интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Назначение материала: игра может быть использована педагогами, родителями в работе с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: разрезные элементы с изображением различных предметов и геометрических фигур.
Цель: развитие умения определять форму окружающих предметов.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Закрепить умение детей соотносить геометрические формы с формой предметов.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать основные психические процессы – память, внимание, логическое мышление, грамматический строй речи.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать умение работать самостоятельно, в паре, в группе.
Ход игры:
Вариант 1
Педагог раскладывает на своем столе картинки, называет их и говорит, что у него магазин и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами и дает детям объяснение, что данные карточки - это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти карточку с такой же формой, как у того предмета, что вы хотите купить. Например, если вы хотите купить мяч, то вам нужны деньги с изображением круга (показывает карточку с изображением круга.) Потом педагог раздает карточки-деньги всем детям. Каждый ребенок, приходя в магазин, выбирает себе игрушку и обращается к продавцу с просьбой продать ему выбранный предмет, при этом он подает продавцу карточку с изображением соответствующей предмету формы. Педагог-продавец проверяет, правильно ли ребенок выбрал карточку и продает ему данный предмет. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
Вариант 2
Дошкольникам старшего возраста можно предложить игру с усложнением. Подобрать карточки-деньги не только соответствующие форме предметов, но и цвету.
Карточки-деньги можно выполнить с помощью компьютера и распечатать на цветном принтере или нарисовать и раскрасить совместно с детьми.
Магазин можно организовать как профильный (продуктовый, овощной, мебельный и т.д.), так и супермаркет, где могут продаваться разнообразные товары. Все зависит от индивидуальных способностей и возраста детей, а так же задач, которые ставит педагог.
Картинки можно пополнять по мере необходимости. А при организации сюжетно-ролевой игры заменить картинки с изображением предметов на реальные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».
Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....
Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...
Консультация для педагогов на тему "Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"
Игры и игрушки способствуют успешному развитию ребенка....
Консультация «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей»
дв...
Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А также игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и во...
«Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»
Для детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности, а игрушки, которые дети используют в своих трах, становятся настоящими воротами во взрослый мир, позволяющими развить необходи...
Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей»
Краткое описание игр и игрушек и их роль в формировании социально-психологического климатат в группе детей....