Приобщение дошкольников 4-5 лет к русской народной культуре
статья (средняя группа)

Карасева Татьяна Александровна

Развитие познавательного интереса детей к народной игрушке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников 4-5 лет к русской народной культуре

Актуальность.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически во всех видах детской деятельности.

Цель: Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с  русской народной игрушкой.

Задачи.
1. Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки .

2. Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством, расширять, закреплять представление детей об отдельных видах народного декоративно - прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская), и их характерными особенностями.
3. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
4. Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

5. Прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

Формы и методы работы с родителями:
1. Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
2. Помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
3. Участие в выставке «Народная кукла»
Формы и методы работы с детьми, которые мы использовали  в своей работе.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Маше»,  «Семья»
2. Театрализованные игры с использованием народной куклы

3. Игровые ситуации «Куклы водят хоровод»
4. Проблемные ситуации «Кукла поломалась», «Кукла заболела», «Как поделить игрушку», «Наши игрушки пропали. Во что же нам играть?».

Познавательное развитие:
1. Рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
2. Обследование игрушек.
3. Исследование материалов, из которых они сделаны.
4. Создание в группе коллекции лоскутков.
6. Беседы с детьми:  «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, о матрёшке.
Художественно – эстетическое развитие 
1. Аппликация «Русская матрёшка»;
2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
4. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
6. Роспись  «Юбка для дымковской  барышни»
7. Заучивание и слушание народных песенок, колыбельных
8. Слушание пьесы Чайковского «Новая кукла»

Речевое развитие:
1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
2. Чтение и заучивание стихов: Г. Заславской «Есть иголка у меня» А. Барто «Кукла»
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
4. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»; описательных рассказов об игрушках.
5. Речевая игра «Придумай кукле имя»

Физическое развитие 
1. Утренняя гимнастика «Игрушки », «С куклой»
2. Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла»
3. Подвижные игры «Догони куколку», догонялки с куклами
4. Игры малой подвижности «Найди куклу»

Используемая литература

  1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А.

«Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб, 2010.

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Метод пособие. СПб, 2004.  

C:\Users\Домашний\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_6288.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

Приобщение дошкольников и семьи к истокам русской народной культуры посредством применения, изучение происхождение и изготовление куклы Куватка

прививать интерес и любовь детей и семьи к русскому народному творчеству «тряпичная кукула-Куватка»....

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...

Русская народная сказка как средство приобщения детей раннего возраста к источникам русской народной культуры

Конечно, сказки есть в каждом доме.И дети их любят.Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость,увидеть добро и зло.Сказка занимает в мире малыша очень важное,очень большое место....