Опыт работы по театрализованной деятельности.
статья

Курушина Людмила Владимировна

Театрализованная деятельность в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по театрализованной деятельности в подготовительной группе №1.                                                                          

                                                                                Воспитатель: Курушина Л. В.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» 

                                                                                           В. А. Сухомлинский

В соответствии  с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.

В работе с детьми подготовительной группы по театрализованной деятельности реализовались следующие задачи:

  • Совершенствовать всесторонне развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  • Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  • Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.
  • Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.
  • Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.
  • Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного опыта с использованием театральных кукол.
  • Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
  • Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театрализованными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
  • Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и драматизации.
  • Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Для эффективного решения задач особо актуальным явилось создание развивающей среды группы. В связи с этим мною был оформлен центр музыкально – театрализованной деятельности, где я разместила разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный, фланелеграф, би – ба – бо, театр на ложках, магнитный, теневой, театр масок, театр игрушек, театр на стаканчиках, театр на кубиках -  мякишах «Сказка». Также в группе имеется уголок ряжения. Изготовила с родителями настольную ширму, позволяющую играть в кукольный и теневой театр.

 Свою работу с детьми начала с того, что рассказала, что такое театр, рассматривали иллюстрации, при этом вводила терминологию, связанную с театральной деятельностью: название разнообразных видов театра, название театральных персонажей, предметов, декораций.  Познакомила детей с театральными профессиями: актер, режиссер, суфлер, художник по костюмам, осветитель, а также с понятиями: костюмерная, гримерная. Познакомила с правилами поведения в театре.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».

Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю», «До свидания» помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость»  Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными средствами пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

   Особенно нравились детям упражнения для развития выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, лампочка потухла, зажглась, грязная бумажка, тепло – холодно.

А так же я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Знакомила, что такое пантомима. Использовала игры-упражнения: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Скульптор и глина», «Черепаха».

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и образовательной деятельности. Наиболее эффективны элементы театрализованных игр на занятиях по развитию речи, музыке, рисованию, экологии.

Во время ОД я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.  Вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения ОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. В подборе музыкальных произведений, песен, мелодий работаю в тесном контакте с музыкальным руководителем. В своей работе применяла и музыкальное сопровождение, рассказала детям, что с помощью музыки можно передать образ героев сказки. Познакомила с музыкальной сказкой, дети отвечали на вопросы по содержанию сказки, давали характеристику сказочным персонажам. Знакомили детей, как надо двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность и плавность звучания.

Во время прогулки использую театрализованную деятельность (маски – шапочки  и импровизированные движения животных в подвижных играх).

Основы драматизации и актерского мастерства закреплялись и раскрывались в самостоятельной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Начиная со второй младшей группы, при проведении различных праздников у нас всегда принимают участие родители вместе с детьми. Они вместе с воспитателями играют роли сказочных персонажей, что доставляет детям огромную радость.  

Таким образом, считаю театрализованную деятельность одним из эффективных педагогических средств развития дошкольников.

Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движения различных животных).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по театрализованной деятельности

Опыт работы по театрализованной деятельности...

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ

Я представляю опыт работы нашего детского сада. Приоритетные направление нашего ДОУ - Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности....

"Волшебный чемоданчик" (опыт работы по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе).

Театрализованная деятельность - самый распространеный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой....

Опыт работы по театрализованной деятельности в средней группе

Театр -это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают,а добро всегда побеждает зло....