"Лэпбук как современная педагогическая технология"
статья

Калиничева Альбина Алексеевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lepbuk-innovatsionnaya_tehnologiya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук – как современная педагогическая технология».

Воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово

Калиничева Альбина Алексеевна

Создание национальной системы дошкольного образования, ориентированного, на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является универсальное дидактическое пособие лэпбук.

У нас в стране лэпбукинг считается методом новым и, пока еще, не получил широкого распространения. Однако стоит знать, что лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру. Так что же стоит за модным словом лэпбук? Термин Lap- книга впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Зачем воспитателю использовать Лэпбук в работе?

  1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.
  2. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.
  3. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  4. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности
  5. Лэпбук хорошо подойдет для занятий:
  • в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.)
  • в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки в детских садах и школах – изготавливаемые воспитателями и учителями.

В работе педагога лэпбук можно использовать с любого возраста. Для младшего возраста это обобщенные темы, например, «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикий зверь» и другие. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместному составлению тематической папки – 5 лет. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Разновидности тематических папок:

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные, праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

Как сделать лэпбук своими руками?

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Тема для лэпбука. Преимущество данного вида пособий заключается в том, что его можно посвятить совершенно любой тематике. Если вы изготавливаете лэпбук для младших дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. Для старших дошкольников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

Лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми, но для детей постарше такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.

План. После того, как вы избрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Макет. Следующий этап самый интересный создание макета – как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д., и т.п.

Сбор информации. Обсудите, где можно найти материал по данной теме. Ищите материал в журналах и книгах. Организуйте поход в библиотеку или на экскурсию в музей, парк, по городу. Возьмите с собой фотокамеру и используйте сделанные фотографии в оформлении папки. Не используйте только интернет – ресурсы, покажите все возможные способы поиска информации.

Создание шаблона. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину. 

Заключение.

При создании лэпбука в проектной деятельности дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде. Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущество использования лэпбука.

Лэпбук помогает:

  • структурировать сложную информацию
  • развивает познавательный интерес и творческое мышление
  • разнообразить даже самую скучную тему
  • научить простому способу запоминания
  • объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.

Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике дошкольным учреждениям. В работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозайка –Синтез, 2010 – 112 с.
  3. http://ta-vi-ka.blogspot.ca/2014/02/lapbook-inter.html#sthash.efg4O48G.dpuf
  4. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности с использованием современной педагогической технологии ЛЭПБУК».

  В коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7лет в группе компенсирующей направленности по преодолению речевых нарушений у детей с ОНР наряду с другими педагогическим технологиями, я...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...

«Разнообразие форм взаимодействия участников образовательных отношений с использованием современных педагогических технологий в группах для детей со сложными дефектами» (опыт использования современных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ)

Современные тенденции в системе образования определяют необходимость педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в интегрированном образовательном пространстве. В посл...