Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
план-конспект занятия (средняя группа)

Ершова Анастасия Михайловна

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Цель – заинтересовать коллег в проведении познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов.

Задачи:

  • Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • Представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • Формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Оборудование: камешки, емкость с водой, бумажное полотенце, соль, перец, ложка, воздушный шар, шерстяная ткань, коктейльная трубочка, стакан с окрашенной водой, пипетка.

Ход:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мой мастер-класс посвящен теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». В рамках мастер-класса хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности. С вашей помощью сегодня на мастер классе я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты и эксперименты с некоторыми материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети дошкольного возраста любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

    Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная  деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности   ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,  продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

 

В младшем дошкольном возрасте, нет ещё каких- то отдельных элементов экспериментирования в системе. Но любопытство детей растёт. И, приобретая большую активность, дети начинают понимать процессы и явления, происходящие вокруг них, в окружающей природе и действительности, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

Начиная со средней группы, дети уже могут выяснять причины отдельных явлений, например: «почему утром цветок одуванчика был закрыт, а когда мы вышли на прогулку, он раскрылся?». «Почему на скамейке сидеть жарко, а под деревом прохладно?»

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.  Экспериментирование, тесно связано, со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.  Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с РЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. 

Приведу несколько актуальных экспериментов для каждой возрастной группы.

2 младшая группа: «Во что превращаются снег и лед?», «Как вытолкнуть воду», «Почему камешек тонет в воде?».

Средняя группа: «Какие особенности у теплой и холодной воды», «Как окрасить воду?» «Как движется сухой песок?».

Старшая группа: «Сортировка соли и перца», «Шагающая вода», «Имитация пипетки».

Очень важно детям понимание о технике безопасности при проведении
опытно-экспериментальной деятельности. Мной было решено адаптировать правила по технике безопасности в стихотворную форму для лучшего восприятия и запоминания детьми.

1.Правиол вы твердо знайте,
Безопасность соблюдайте!

2.Думай, слушай и смотри
и без спроса не бери-
Эти правила просты,
их легко запомнишь ты!

3.Соблюдать должны все вместе
Порядок на рабочем месте!

4. Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело !
Если разлилась вода -
Тряпка под рукой всегда!

5. Если опыты с песком -
Дружи с метелкой и совком!

6. Запомнит даже карапуз –
Нельзя здесь пробовать на вкус!

7. Ты работу завершил,
Все на место положил?

Данные иллюстрированные пособия можно использовать для оформления уголка экспериментирования. Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Все эти опыты предполагают участие в них взрослых и детей.

Для младшего возраста предлагаю технику безопасности преподнести в виде картинок.

 

II Практическая часть.

А сейчас я бы хотела показать вам несколько экспериментов, которые проводила вместе с детьми. Ну что, приступим к первому эксперименту.

  1.  «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Данный эксперимент подойдет к любому возрасту. Этот опыт, можно применить в области математического развития, например: посчитать сколько нам понадобиться камней для того, чтобы вытолкнуть воду из емкости?  Так же можно сравнить объем камней (маленькие и большие), сравнить какие тяжелее, а какие легче. Эксперимент подойдет для речевого развития, можно с детьми обсудит значение слов (легкий-тяжелый, большой-маленький), учить детей задавать вопросы.

  1. «Сортировка соли и перца».

Цель опыта: Доказать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся: бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Приступаем к работе. Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте по одной ложки на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. А теперь попытайтесь отделить соль от перца. Получается? Нет. Не отчаивайтесь! Я вам помогу. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяную ткань. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы видите? Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: Это пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик о шерстяную ткань, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Данный эксперимент подойдет к старшему дошкольному возрасту. Опыт можно использовать в области речевого развития и математического развития.

  1. «Трубочка – пипетка»

Для опыта нам понадобятся:

  • Коктейльная трубочка (для удобства мы обрезаем гофрированную часть);
  • Стакан с подкрашенной водой (для наглядности).

Опускаем трубочку в воду, закрываем пальцем верхнее отверстие и достаем трубочку – вода из трубочки не выливается. Переносим нашу импровизированную пипетку в другой стакан, открываем верхнее отверстие – вода выливается.

Почему так происходит? Вода набирается в трубочку на тот же уровень, какой есть в стакане по принципу сообщающихся сосудов. Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке сохраняется равновесие. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду. Такую пипетку используют в медицинских лабораториях при заборе крови из пальца. Классическая же пипетка отличается от этой резиновым наконечником, при сжимании и разжимании которого создается отрицательное давление, втягивающее жидкость.

Данный эксперимент подходит к любому возрасту как к младшему, так и к старшему. Опыт можно использовать в любой области развития.

 

Ну что, уважаемые коллеги, на этом практическая часть окончена. С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass.docx99.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Цель – заинтересовать коллег в проведении познавательно-исследовательской деятельности детей посредством демонстрации некоторых видов опытов и экспериментов.

Задачи:

  • Передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
  • Представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • Формирование у участников мастер-класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Оборудование: камешки, емкость с водой, бумажное полотенце, соль, перец, ложка, воздушный шар, шерстяная ткань, коктейльная трубочка, стакан с окрашенной водой, пипетка.

Ход:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мой мастер-класс посвящен теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». В рамках мастер-класса хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности. С вашей помощью сегодня на мастер классе я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты и эксперименты с некоторыми материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети дошкольного возраста любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется в следующих видах деятельности:

1) образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности ( игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3) взаимодействие с семьями детей.

В младшем дошкольном возрасте, нет ещё каких- то отдельных элементов экспериментирования в системе. Но любопытство детей растёт. И, приобретая большую активность, дети начинают понимать процессы и явления, происходящие вокруг них, в окружающей природе и действительности, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

Начиная со средней группы, дети уже могут выяснять причины отдельных явлений, например: «почему утром цветок одуванчика был закрыт, а когда мы вышли на прогулку, он раскрылся?». «Почему на скамейке сидеть жарко, а под деревом прохладно?»

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование, тесно связано, со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью: чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с РЭМП. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Приведу несколько актуальных экспериментов для каждой возрастной группы.

2 младшая группа: «Во что превращаются снег и лед?», «Как вытолкнуть воду», «Почему камешек тонет в воде?».

Средняя группа: «Какие особенности у теплой и холодной воды», «Как окрасить воду?» «Как движется сухой песок?».

Старшая группа: «Сортировка соли и перца», «Шагающая вода», «Имитация пипетки».

Очень важно детям понимание о технике безопасности при проведении
опытно-экспериментальной деятельности. Мной было решено адаптировать правила по технике безопасности в стихотворную форму для лучшего восприятия и запоминания детьми.

#1055;равиол вы твердо знайте,
Безопасность соблюдайте!

#1044;умай, слушай и смотри
и без спроса не бери-
Эти правила просты,
их легко запомнишь ты!

#1057;облюдать должны все вместе
Порядок на рабочем месте!

4. Коль с водой имеем дело
Рукава засучим смело !
Если разлилась вода -
Тряпка под рукой всегда!

5. Если опыты с песком -
Дружи с метелкой и совком!

6. Запомнит даже карапуз –
Нельзя здесь пробовать на вкус!

7. Ты работу завершил,
Все на место положил?

Данные иллюстрированные пособия можно использовать для оформления уголка экспериментирования. Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Все эти опыты предполагают участие в них взрослых и детей.

Для младшего возраста предлагаю технику безопасности преподнести в виде картинок.

II Практическая часть.

А сейчас я бы хотела показать вам несколько экспериментов, которые проводила вместе с детьми. Ну что, приступим к первому эксперименту.

  1. «Как вытолкнуть воду?».

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Данный эксперимент подойдет к любому возрасту. Этот опыт, можно применить в области математического развития, например: посчитать сколько нам понадобиться камней для того, чтобы вытолкнуть воду из емкости? Так же можно сравнить объем камней (маленькие и большие), сравнить какие тяжелее, а какие легче. Эксперимент подойдет для речевого развития, можно с детьми обсудит значение слов (легкий-тяжелый, большой-маленький), учить детей задавать вопросы.

  1. «Сортировка соли и перца».

Цель опыта: Доказать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся: бумажное полотенце, 1 чайная ложка соли, 1 чайная ложка молотого перца, ложка, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Приступаем к работе. Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте по одной ложки на него соль и перец. Начинаем научное волшебство! Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. А теперь попытайтесь отделить соль от перца. Получается? Нет. Не отчаивайтесь! Я вам помогу. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяную ткань. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы видите? Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Вывод: Это пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик о шерстяную ткань, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда — остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Данный эксперимент подойдет к старшему дошкольному возрасту. Опыт можно использовать в области речевого развития и математического развития.

  1. «Трубочка – пипетка»

Для опыта нам понадобятся:

  • Коктейльная трубочка (для удобства мы обрезаем гофрированную часть);
  • Стакан с подкрашенной водой (для наглядности).

Опускаем трубочку в воду, закрываем пальцем верхнее отверстие и достаем трубочку – вода из трубочки не выливается. Переносим нашу импровизированную пипетку в другой стакан, открываем верхнее отверстие – вода выливается.

Почему так происходит? Вода набирается в трубочку на тот же уровень, какой есть в стакане по принципу сообщающихся сосудов. Закрывая пальцем верхнее отверстие мы препятствуем попаданию воздуха, который может вытолкнуть воду, внутрь трубочки. Таким образом, в трубочке сохраняется равновесие. Когда палец убираем, воздух попадает в трубочку и выталкивает воду. Такую пипетку используют в медицинских лабораториях при заборе крови из пальца. Классическая же пипетка отличается от этой резиновым наконечником, при сжимании и разжимании которого создается отрицательное давление, втягивающее жидкость.

Данный эксперимент подходит к любому возрасту как к младшему, так и к старшему. Опыт можно использовать в любой области развития.

Ну что, уважаемые коллеги, на этом практическая часть окончена. С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Маленькие исследователи»

Мастер  - классДля педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольниковна тему: «Маленькие исследователи»...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...

Методическая разработка "«Развитие поисково – исследовательской дея-тельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы естественнонаучного образования младших школьников. Большое значение при изучении предметов естественнонаучного цикла имеют экспериме...