Проект "Ай да, Масленица"
проект (средняя группа)
Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Сформировать у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 265.93 КБ |
Презентация (отчет) | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 городского округа Кинешма.
Проект «Ай да, Масленица»
Воспитатель: Пошехонова (Тихонова) М.А.
2017 год
Модельно - информационная карта проекта.
«Ай да масленица»
Руководитель проекта. Тихонова Мария Александровна
Автор: Тихонова Мария Александровна
Место проведения: МБДОУ д/с № 46, г. Кинешма.
Адрес: г. Кинешма, улица 2-я Львовская, д.26.
Телефон: 8 (49331) 2-42-11
Вид проекта: групповой, познавательный.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы «Б», воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5лет.
Цель проекта: познакомить дошкольников с традициями праздника Масленицы и создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
Задачи:
• сформировать представление о традициях масленичной недели;
• закрепить знания о русском костюме, предметах быта, ремеслах и видах прикладного искусства;
• познакомить с народными играми, и художественным литературным и музыкальным материалом по теме;
• способствовать формированию активной жизненной позиции;
• вовлечь родителей образовательную деятельность;
• обогатить предметно-развивающую среду группы
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап:
Беседы с детьми на тему, «Что мы знаем о Руси, быте, традициях, праздниках?» дошкольники делились своими знаниями.
- Просмотр видео на тему «Ширака масленица»
- Подготовка к организации развлечения «Ай да масленица»
2. Основной этап:
- Занятие по познавательной деятельности «Традиции на Руси»
- Разучивание масленичный хороводов, закличек, стихотворений и частушек.
- Консультации для родителей
- Совместная работа с родителями по подготовке «Масленичной куклы»
- Беседы, чтение художественной литературы, произведения фольклора
- Рисование, лепка («Чудо – кокошники, «Ай да блины»).
3. Заключительный этап:
- Лепка из соленого теста «Солнышко»
- Изготовление «Куклы – оберега»
- Дегустация «Мамины блины»
- Показ кукольных театров
Итоги проекта
Проект позволил расширить рамки традиционного праздника «Масленица» в детском саду. Воспитатели сформировали у детей уважительное отношение к традициям своего народа. Дошкольники узнали много нового, смогли проявить свои творческие способности.
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | |
ООД | Совместная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Понедельник «Встреча» | |||
Познакомить с традициями народного праздника. Беседа о традициях и обрядах праздника. Просмотр Электронной презентации «О праздниках, традициях русского народа». Рассмотрение произведения Кустодиева «Масленица» | Встреча Масленицы праздника для детей на улице. Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Федорино горе». Утро радостных встреч «В нашей избе гостям рады, друзьям рады». Беседа «Быт на Руси», «Гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентаций «Быт русского народа». | Творческое оформление поделок «Посуда». Рисование «Русская изба». Игра-хоровод «Веснянка» | Помощь в организации конкурса «Ой блины, блины, блины…». Помощь в создании мини-выставки «Кукла-Масленица». |
Вторник «Заигрыши» | |||
Дать представление детям о русских народных играх-забавах. Рисование «Кокошник». Работа над заучиванием закличек, попевок к празднику, разучиванеи хороводных игр. | Утренняя гимнастика «Ниточка, иголочка». | Материалы для аппликации «Масленица». | Помощь в создании альбома «Ткани на Руси», «Народная одежда». |
Среда «Лакомка» | |||
Познакомить детей с обрядовой кухней. | Утренняя гимнастика «Мастера и мастерицы». | Д/и «Составь узор». | Создание книги» Мамины рецепты блинов». Участие родителей в оформлении. |
Четверг «Широкий круг. Разгул» | |||
Дать представление о русской тройке. п ознакомить с изготовлением чучело масленицы. Беседа «Традиции на Руси». | Утренняя гимнастика «Куклы, куколки». | Д/и «Сложи по образу», «Найди такой же». Рассматривание предметов на полочке красоты. Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке по образцам в разных техниках и с различным материалов. | Оформление участка детского сада к празднику. |
Пятница «Тёщины посиделки» | |||
Привлечь детей к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять участие в празднике на улице «Проводы Масленицы» | Утренняя гимнастика «Масленичные игры». | Творческая мастерская по желанию. | Награждение победителя конкурса. |
Приложение
1. Игры.
2. Конкурс «Продолжи пословицу».
3. Масленичные зазывалки.
4. Фотографии конкурса «Ой блины, блины, блины…»
Игра «Заря-заряница»
Заря — зарница, Красная девица,
По полю ходила, Ключи обронила,
Ключи золотые, Ленты голубые,
Кольца обвитые - За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Игра «Платочек»
(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.
Все напевают.)
А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
(Масленица останавливается между двумя детьми.)
На плече платок лежит,
Кто быстрее добежит?
Раз, два, три – беги!
(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)
Аттракцион «Кто больше принесёт молока для теста»
Дети строятся в две команды. Ведущим команд выдаются столовые ложки. По команде дети должны зачерпнуть молоко, добежать до стула, на котором стоит стакан. Вылить молоко из ложки в стакан и вернуться, передав ложку следующему игроку. Побеждает команда, у которой молока в стакане окажется больше.
Подвижная игра «Кружева».
Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком.
Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.
Правила. 1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача. 2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.
Игра малой подвижности «Ручеек».
Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.
Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.
Игра «Узелок»
Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.
Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.
Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?
Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.
Конкурс «Продолжи пословицу»
Один пирог два раза не… (съешь)
Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)
Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)
Кашу маслом не … (испортишь)
Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)
Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)
Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)
Остатки … (сладки)
От черной курочки да белое … (яичко)
От черной коровы да белое … (молочко)
Масленичные зазывалки
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!
3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
4. Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся
На горах катаемся
Блинками наедаемся
Как на масленой неделе
Из печи блины летели
Масленица, угощай
Всем блиночков подавай
5. Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!
6. Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
6.Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
7. Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Встреча» Беседа « «Что мы знаем о Руси, быте, традициях, праздниках?»
« Заигрыши » «Разучивание хороводов, попевок , частушек на прогулке»
Рисование «Сказочные кокошники»
«Лакомка» «Изготовление амулетов Из солёного теста «Солнышко»
«Изготовление кукол – оберегов»
«Широкий круг. Разгул» Развлечение «Ай да, Масленица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Праздник Масленица"
Цель проекта:знакомство учащихся с народным праздником Масленица;воспитание любви к своей Родине;развитие смекалки, выносливости;формирование навыков культурного поведения...
Презентация по проекту "Широкая Масленица".
В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....
Проект развлечения Масленица
Фольклорный праздник...
Образовательный проект "Широкая масленица"
Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...
Тематический проект "Широкая Масленица"
Материал для проведения тематической недели к празднику " Масленица" в оздоровительном учреждении....
Проект реализации части ООП – «Художественно – эстетическое развитие», формируемой участниками образовательных отношений подготовительной группы. Тема проекта« Веселая Масленица»
Задачи проекта для педагогов:Познакомить детей с происхождением праздника, с его традициями, обычаями;Вместе с детьми нарядить Масленицу;Повторить какие русские нар...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...