Занятие "Сказочное путешествие"
материал (средняя группа)
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет по программе «Социокультурные истоки». Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Труд души».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_skazochnoe_puteshestvie.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность
с детьми 4-5 лет по программе «Социокультурные истоки»
Воспитатель: Зиннурова Лариса Ивановна
Возрастная категория: средняя
Тема осваиваемой духовно-нравственной категории - «Труд души»
Тема итогового занятия – «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок»; ведущая образовательная деятельность - социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Первоначальное знакомство детей с социокультурной категорией «Труд души».
Задачи.
Образовательные:
- формировать на основе русских народных сказок первоначальные представления детей о лучших нравственных качествах родного народа (доброта, взаимопомощь, сострадание, послушание, согласие, дружба, взаимопонимания и т.д.);
- актуализировать социокультурный опыт детей, полученный в процессе ознакомления с русскими народными сказками;
-помочь детям осмыслить значение добрых слов и добросердечных отношений в жизни человека.
Развивающие:
-способствовать формированию эмоционально-выразительной речи детей;
-развивать речевую активность детей, умение общаться в паре и в ресурсном круге со сверстниками и взрослым;
-развивать слуховую и зрительную память детей, способность вслушиваться в речь собеседника;
- развивать у детей интерес к сказке.
Воспитательные:
-продолжить воспитание целостно развитой личности ребенка дошкольного возраста на примерах лучших образцов отечественной литературы;
-воспитывать в детях нравственные качества (трудолюбие, дружелюбие, доброту, послушание, заботливое отношение ко всему живому…)
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, двигательная деятельность, восприятие художественной литературы.
Формы организации: подгрупповая деятельность (10-12 человек), работа в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: коллективное приветствие, диалог с педагогом, беседа, рассказ ребенка о добрых делах из личного опыта, отгадывание загадки, восприятие иллюстрации к русским народным сказкам, игра.
Материал к ННОД:
Видео эпизод к русской народной сказке «Морозко»;
Дидактическая игра «Собери картинку» (одна игра на пару детей);.
Книжная выставка «Русские народные сказки»;
Волшебный клубочек.
Предварительная работа:
Чтение детям русских народных сказок, беседа по ним, организация выставки книг «Любимая сказка», проведение игры-викторины «Узнай сказку».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Дидактические игры: кубики с персонажами сказок, серия развивающих игр «Мои любимые сказки» (разрезные картинки), раскраски «Герои русских сказок» и др.
Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок
. Словарная работа: лавка, скороходы
Место проведения: групповая комната.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие, а куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка-яга, герои действуют умно, там дружба побеждает зло»
Дети. Это сказка.
Воспитатель. Правильно, это сказка, и мы будем путешествовать по сказкам, а чтобы мы не ссорились и помогали друг другу, давайте построим узел дружбы. Я протягиваю вам руки, а вы кладите на них свои ладошки. Вот видите, какой крепкий узел у нас получился, давайте постараемся сохранить его до конца нашего путешествия, согласны? Тили - бом, тили - бом открывайся сказки дом (проходим через ворота). Мы в сказочной стране.
Воспитатель. Но прежде чем отправиться в путешествие нам надо зайти в волшебную лавку и купить предметы, которые могут пригодиться в нашем путешествии.
- Ребята, как вы думаете, что такое лавка? /магазин, киоск/
- Как вы думаете, что мы сможем купить? /сапоги – скороходы, волшебную палочку, шапку – невидимку/.
- Но купить эти предметы можно не за деньги, а за отгадки. Слушайте внимательно!
Перед детьми стоит стол, на котором находятся различные «волшебные предметы»: перышко, яблочко на блюдечке, клубочек, дудочка, платочек.
- «Помогала им яблонька, печка и голубая речка, все помогали, все укрывали, вовремя дети к батюшке и к матушке попали».
Дети. Это сказка «Гуси – лебеди».
Воспитатель. Молодцы, ребята, сказку вы отгадали. А как вы думаете, какой предмет нам стоит взять?
Дети. Волшебное перышко.
Берут со стола перышко.
Воспитатель. Молодцы! Слушайте дальше.
- «Летела стрела и попала в болото, а в этом болоте поймал ее кто-то».
Дети. Эта сказка называется «Царевна – лягушка».
Воспитатель. Правильно. А сейчас какой предмет мы возьмем?
Дети. Клубочек.
Воспитатель подает детям клубочек.
Воспитатель. Молодцы! И этот предмет вы отгадали! Послушайте последнюю загадку: «Сдобный, пышный, круглощекий, у него румяный бок, убегает по дорожке и зовется…».
Дети. Колобок!
Воспитатель. Правильно! А что нам еще может пригодиться в сказочном лесу? Какой предмет возьмем с собой?
Дети. Яблочко на блюдечке.
Воспитатель. Молодцы, отгадали все загадки и нам пора в путь. Куда же нам идти? А поможет нам яблочко и блюдечко. Катись яблочко наличное по блюдечку с золотой каемочкой.
Дети идут за воспитателем и подходят к дубу.
- Ребята, мы пришли к дубу. Посмотрите, дерево то волшебное, а листочков на нем нет. Как вы думаете почему? /налетел ветер, наступила осень, кто-то заколдовал/
- А я знаю, что надо делать. Дидактическая игра «Подбери словечко» - у каждого слова есть слова – родственники, вот и мы будем называть родственников к слову дуб, сколько слов придумаем, столько листочков и появится на нашем дереве. Готовы?
Дети называют родственные слова: дубовый, дубовая, дубрава, дубок и т.д. и прикладывают листья.
Воспитатель. Молодцы! Посмотрите, каким красивым стал наш дуб. А вы заметили, что под деревом стоят герои сказок?
Дидактическая игра «Я – сказочный герой»
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем превратиться в этих сказочных героев, и рассказать какой вы герой, из какой сказки, и какой поступок совершили. Например: я - Кощей Бессмертный, я злой, страшный, я превратил Василису Прекрасную в лягушку, но меня победил Иван – Царевич».
Дети по желанию выбирают себе героя сказки
и рассказывают о нем.
Воспитатель. Это древнее дерево слышало много разных слов и видело много героев. Давайте, я буду говорить вам слова и выражения, а вы переведите их на сказочный язык, согласны? Дидактическая игра «Скажи по-другому».
- Девушка – красна девица:
- Парень – добрый молодец;
- Конец сказке – тут и сказке конец, а кто слушал молодец, я там был, мед пиво пил, сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок…;
- Грустно герою – ниже плеч буйну голову повесил, опечалился, закручинился;
- Идти далеко – за тридевять земель;
- Начало сказки – жили - были, в некотором царстве….;
- Очень красиво – ни в сказке сказать, ни пером описать.
Воспитатель. Молодцы! Ну что, ребята, отправляемся дальше, а поможет нам клубочек - куда он покатится, туда мы и пойдем.
Воспитатель катит клубок по дорожке, которая приводит
детей к «речке».
Воспитатель. Пришли мы к речке, давайте присядем на берегу и отдохнем.
Скучно речке, одиноко, а давайте подберем слова – родственники к слову река и за каждое слово к речке потянутся ручейки (дети называют родственные слова: речной, речник, заречная, речная и т.д., возле реки появляются ручейки).
С каждым придуманным словом воспитатель добавляет
к «речке» по «ручейку»
Воспитатель. Молодцы! Вот видите, сколько красивых слов вы вспомнили. За это матушка речка предлагает нам отведать своего киселька. Я выпью кисель из яблок, он яблочный.
Дети продолжают: из сливы - сливовый, из груши – грушевый, из ананаса – ананасовый и т.д.
Воспитатель. Подкрепились. Спасибо тебе, матушка речка. Отправляемся дальше.
Воспитатель. Я вижу чей–то домик, давайте подойдем к нему. (подходят и слышат голос – звучит фонограмма) «Ребята, в домике живу я – маленький гномик, вы видите возле домика сундук, в нем старые вещи, выбросить мне их жалко, а что с ними делать я не знаю, помогите мне, друзья».
Воспитатель. Ну что же, ребята, давайте посмотрим, что лежит в сундучке у гномика.
Воспитатель достает из сундучка шляпу, зонтик, варежку, клубок.
Дидактическая игра «Новая жизнь старых вещей»
Воспитатель. Как вы думаете, для чего может пригодиться вот эта старая шляпа, зонтик, варежка, клубок.
Дети рассказывают, что шляпа могла бы быть домиком для птички, мышки, зонтик – каруселью или крышей и т.д.
Воспитатель. А теперь давайте придумаем сказку и про зонтик, и про шляпу, и про клубок, и про варежку согласны? Поможет нам наше перышко.
Я начинаю «колдовать» /педагог распределяет роли/ - полетело перышко в лес, встретило зайчика, зайчик пошевелил ушками, прыгнул к Маше и сказал: «Маша, ты будешь шляпой», согласна?
Обрадовалось перышко, поднялось высоко-высоко, увидело воробышка, воробышек зачирикал, пролетел над Никитой и сказал: «Никита, ты зонтик». Согласен?
Потом перышко увидело ежика. Ежик свернулся клубочком и покатился к Егору: «Егорка, ты будешь варежкой!», хорошо?
Очень весело стало перышку и залетело оно в курятник, коснулось петушка, петушок захлопал крыльями и прокукарекал: «Оля, будешь клубочком?»
Воспитатель. Роли распределены, герои готовы. Ребята, подумайте, как вы можете обыграть своего героя, какой у вас будет голос, что хорошего про него вы сможете сказать, я буду сказочницей, можно? Сказка начинается.
Театрализация сказки.
Педагог читает начало сказки.
За ступенькою ступенька будет лесенка,
Слово к слову ставь складненько, будет песенка,
А колечко на колечко будет вязочка,
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.
Эта сказка «Теремок», знаете ее молчок!
Теремок расписной, но не тот, что был – другой.
Вот по полю шляпа плетется мокрая, старая, увидела теремок удивилась, постучала да и говорит.
Маша (шляпа). Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?
Воспитатель. Никто не живет, можешь заселяться, если расскажешь, чем ты можешь быть полезна?
Маша (шляпа). Могу быть домиком для птички, могу быть крышей.
Воспитатель. Стала шляпа жить одна. Вот по полю зонтик весело бежит, увидел теремок, обрадовался да и говорит.
Никита (зонтик). Кто-кто в теремочке живет?
Маша (шляпа). Я живу, старая шляпа, а ты кто?
Никита (зонтик). Я зонтик.
Маша (шляпа). А какая от тебя польза?
Никита (зонтик). Могу быть каруселью для цыплят.
Воспитатель. Стали жить вдвоем. Вдруг по полю варежка идет, медленно, устала, увидела теремок, остановилась да и говорит.
Егор (варежка). Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?
Маша (шляпа), Никита (зонтик). Это мы здесь живем – шляпа и зонтик. А ты кто?
Егор (варежка). А я варежка. Пустите меня к себе жить.
Маша (шляпа), Никита (зонтик). А чем ты можешь быть полезен?
Егор (варежка). Могу быть норкой для мышки, гнездышком для птички.
Маша (шляпа), Никита (зонтик). Заходи, будешь с нами жить.
Воспитатель. Стали они жить втроем, вдруг катится клубок, увидел теремок, постучал да и говорит.
Оля (клубочек). Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет?
Маша (шляпа), Никита (зонтик), Егор (варежка). Мы живем – Шляпа, Зонтик и Варежка. А ты кто?
Оля (клубочек). Это я – клубочек. Пустите меня жить, я вам пригожусь – со мной можно играть котятам, и я просто красивый.
Маша (шляпа), Никита (зонтик), Егор (варежка). Заходи, нам будет веселее.
Воспитатель. Всем хватило места в новом Теремке, все снова стали нужными и счастливыми.
Воспитатель. Ребята, мы помогли гномику найти применение старым вещам и нам пора возвращаться в детский сад. Сказка двери закрывай, в детский сад нас возвращай!
Итог непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель. Вот мы и в детском саду. Ребята, у меня есть цветочки, они красного и синего цвета. Если вам понравилось наше путешествие, возьмите красный цветок, если нет – синий.
Дети выбирают цветы.
Воспитатель. Мне очень приятно, что вы все выбрали цветы красного цвета. Маша, что тебе понравилось на занятии? Марьяна, а что больше всего запомнилось тебе? Кто из ребят вам понравился больше всего? Почему? Георгий, кому бы ты сейчас подарил свой цветок? Почему? А ты, Карина, кому смогла бы отдать свой цветочек?
Ну что ж, мне было интересно со всеми вами, вы были дружными, активными, веселыми и помните:
Если сказка в дверь стучится – обязательно ее впусти!
Потому что сказка – это птица,
Чуть спугнешь ее и не найти!
Я желаю вам любить сказку и не забывать, что в вашей жизни добро всегда будет побеждать зло! Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...