Рабочая программа клубного часа "Волшебный песок"
рабочая программа (подготовительная группа)
Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум
К. Г. Юнг
Основной целью программы является развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 155.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Раздел 1. | Целевой | Стр |
1.1. | Пояснительная записка | 2 |
Цель и задачи реализации рабочей программы | 3 | |
Принципы формирования рабочей программы | 3 | |
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности | 4 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 4 |
Раздел 2. | Содержательный | |
2.1. | Содержание рабочей программы | 5 |
2.2. | Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы | 6 |
2.3. | Взаимодействие с семьями | 6 |
Раздел 3. | Организационный | |
3.1. | Режим дня | 6 |
3.2 | Материально-техническое условия реализации программы | 7 |
3.3. | Перспективное планирование работы педагога | 7 |
Список литературы | 8 |
Раздел 1. Целевой
1.1. Пояснительная записка
Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум
К.Г. Юнг
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаѐтся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всѐ очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своѐ отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребѐнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времѐн используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всѐ, что угодно и быть Мастером своего мира. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение – один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребѐнка. В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников. Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышления на словесное, сопровождающееся закладкой всех логических процессов, навыков анализа и синтеза. Это благоприятный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики и психологии. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в этом возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Основной целью программы является развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
- Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;
- Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение.
Основные принципы формирования рабочей программы:
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
На занятии каждый ребенок включается в деятельность с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки.
Таким образом, создаются условия для его самореализации.
Для достижения цели, задач и усвоения содержания Программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие педагогические принципы и методы обучения:
*наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация движений, таблицы, схемы и т.д..
*доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному.
*систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением объёма усваиваемого материала, усложнением способов выполнения заданий.
*индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка.
*увлеченность – каждый должен в полной мере участвовать в работе.
*сознательность – понимание выполняемых действий, активность.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая познавательное развитие ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от педагога), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится взрослым широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Серьёзное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, в развивающих играх, головоломках. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
- Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
- Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
- Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
- Повышение самооценки дошкольника;
- Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Содержание рабочей программы
Данная программа реализуется в рамках «Клубного часа». Состав участников может меняться.
Данная программа рассчитана для воспитанников д/с № 13 в возрасте от 5 до 7 лет, не имеющих противопоказаний для работы с песком:
1. аллергия на пыль и мелкие частицы
2. легочные заболевания
3. кожные заболевания, порезы на руках
Основные принципы игр на песке
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не только предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути
Способы работы с песком:
1) Способы засыпания рабочего стола:
- просеивание (сквозь пальцы)
- расхлопывание ладошкой
- дождик (сыпем из кулачка)
- торнадо (сыпем из двух кулачков)
- волна
2) Техника рисования песком (основные приёмы):
- Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев;
- Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем;
- Процарапывание: палочкой, картоном, кистью;
- Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней;
- Особенности в работе с песком на световых столах:
- Рисование отличается простотой
- Песочное рисование это – КРАСОТА!
- Пластичность
- Уменьшение стресса
- Воздействие светом, цветом, музыкой
Правила поведения в песочнице
- Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
- Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
- После игры надо убрать все игрушки на свои места.
- После игры в песке надо помыть ручки.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (6 -7 лет).
Срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения детей 5 -7 лет, предусматривает расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка-дошкольника.
Количество занятий в месяц – 2. В течении всего учебного года. С небольшой подгруппой 6 человек. Продолжительность занятия 30 минут.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Функциональная музыка.
7.Сказкотерапия.
2.3. Взаимодействие с семьями
Взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Раздел 3. Организационный
3.1. Режим дня
Встречи проходят в форме групповой образовательной деятельности по установленному расписанию. С октября по апрель месяцы. Два раза в месяц. Продолжительность 30 минут.
Участники клубного часа дети старшего дошкольного. Численность группы – не более 6 воспитанников.
Место проведения: кабинет психолога.
3.2 Материально-техническое условия реализации программы.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: Оснащение кабинета песочной терапии.
1. Световой стол 60/70 см. Высота бортов 4,5 см. 5 световых программ (жёлтый, зелёный, белый, синий, красный). Программы переключаются с помощью кнопок. Есть режим “Северное сияние”.
2. Песок, манка.
3. Музыкальное сопровождение.
4. Материалы для рисования:
- кондитерский шприца (бумажный кулёк)
- массажный мяч
- ситечко
- трубочки (выдувание рисунков)
- декоративные украшения (камни, палочки)
- кисти
- трафареты
4. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
3.3. Перспективное планирование работы педагога
Месяц | Тема занятия | Цель |
Октябрь | 1. «Правила песочной страны» 2. «Здравствуй, песок» | Способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя. Знакомство с правилами поведения в песочнице. |
Ноябрь | 1. «В гостях у песочной феи» 2. «Рисование на песке» | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться. Развивать фантазию и образное мышление. |
Декабрь | 1. «Заколдованный город» 2. «Волшебные узоры» | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться. Развивать тактильную чувствительность. |
Январь | 1. «Мир наоборот» 2. «Добрые волшебники» | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться. Совершенствовать навык регуляции мышечного напряжения. |
Февраль | 1. «Город зеркал» 2. «Затерянный город» | Совершенствовать умения выражать свои чувства в словесной форме. Развивать творческие способности детей. |
Март | 1. «Путешествие в сказку» 2. «Птица счастья» | Развивать способности к рефлексии. Способствовать формированию интереса детей к сотрудничеству. |
Апрель | 1. «Царство песка» 2. «Цветочная полянка» | Формировать представление о способах передачи разных эмоциональных состояний в имитационно-образных играх. |
Май | 1. «Веселое путешествие» 2. «Карта сокровищ» | Рисование карт-схем, развитие пространственного мышления и воображения. |
Список литературы:
1. Белоусова О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»
3. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»
4. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной феи»
5. Сакович Н. А. «Технология игры в песок. Игры на мосту»
6. Федосеева М.А. «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет»
7. Хоменко И.Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия»
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы "Клубничка" МКДОУ "Касторенский д/с "Сказка" на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи основной образовательной программы. Программа нацелена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА второй младшей группы "Клубничка" МКДОУ "Касторенский д/с "Сказка" на 2014-2015 учебный год.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга». / Под ред. Т.Н. Дороновой, Т.И. Гризик, Е.В. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы " Клубничка" МКДОУ касторенский д/сад "Сказка" на 2016-2017 учебный год .
Пояснительная записка Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культ...
Рабочая программа "Клубный час "LEGO"
Развитие инженерно-технического направления в современной промышленности ставит новую задачу перед образованием - подготовку специалистов с современным инженерно-техническим мышлением. В с...
Рабочая программа клубного часа "Тестопластика"
Рабочая программа клубного часа "Тестопластика"...
Рабочая программа клубного часа "Калейдоскоп" с детьми 5-7 лет
Образовательная область "Речевое развитие"...
Рабочая программа клубного часа "Калейдоскоп" с детьми 5-7 лет
Образовательная область "Речевое развитие"...