Диагностика
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Материалы для диагностики предметной деятельности детей раннего возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_4_diagnostika.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная предметная деятельность

Цель: определить уровень развития предметной деятельности ребенка.

Оборудование: маленький детский стол, 2-3 составная матрешка, пирамидка, кубики, машинка, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа, один детский стульчик, стоящий рядом со столом, один детский стульчик, стоящий на некотором расстоянии от стола, книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поиграть с ними. Если ребенок принимает предложение и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает за ним в течение 10 минут, делая соответствующие отметки в графе «Индивидуальная предметная деятельность» «Протокола регистрации параметров предметной деятельности». При условии, что за время данной пробы ребенок ни разу не обратился к взрослому, по истечении 10 минут следует перейти к следующей ситуации.

Инструкция: «Машенька, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. Какая красивая! А где машинка? …А это что? Поиграй с этими игрушками».

Знакомые предметы

Цель: выявить уровень развития операциональной стороны предметной деятельности.

Оборудование: детский  столик, два детских стульчика, три разных предмета, хорошо известных ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, щетку для чистки одежды (в случае необходимости набор предметов можно менять, помня, что это должны быть хорошо известные ребенку, но неигровые предметы), книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: ребенок сидит за столиком, взрослый располагается рядом с ребенком и выкладывает на столик предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит?». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе. Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит щетку по полу как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например: «Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». В протоколе обводится кружком тот балл, которой соответствует выраженности регистрируемого параметра.

Инструкция: «Посмотри, что здесь лежит? А ты знаешь, что это такое? Это расческа. Что нужно делать с расческой? Покажи, как волосики причесывают. Правильно, молодец!».

Незнакомый предмет

Цель:  выявить степень любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).

Оборудование: детский столик, два детских стульчика, незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет» (например, прозрачная коробочка с шариком внутри). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета, книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: взрослый ставит на столик предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. В течение 2–3 минут взрослый остается пассивным, не вступает общение с ребенком, не стимулирует его активности, не объясняет, как действовать с предметом. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку. Он показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные. В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие параметры предметной деятельности.

Инструкция: «Посмотри, что у меня для тебя есть. Поиграй. Посмотри, внутри этой коробочки спрятался какой-то секрет, давай попробуем открыть эту коробочку! А теперь попробуй сам. Молодец!».

Действия по образцу 

Цель: выявить целенаправленность и самостоятельность ребенка в предметной деятельности.

Оборудование: пластмассовый грузовичок, у которого легко снимаются колеса и кузов, книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: Взрослый обращает внимание ребенка на грузовичок, объясняет, что его можно собирать и разбирать. Взрослый разбирает игрушку и предлагает ребенку самостоятельно ее собрать. Взрослый одобряет правильные действия ребенка и порицает неправильные. При этом взрослый оказывает малышу необходимую помощь, но не выполняет действия за него, стимулируя самостоятельность ребенка. Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Инструкция: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать. Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Разные игрушки

Цель: определить параметры предметно-манипулятивной деятельности со знакомыми ребенку предметами.

Оборудование: детский столик, два детских стульчика, мешочек с набором игрушек (должны входить игрушки, с которыми ребенок может производить как неспецифические, так и специфические действия, например кольцо от пирамидки. Этот предмет позволяет осуществлять как неспецифические (бросать, стучать, двигать), специфические (катать, надевать на палец через отверстие), так и игровые, культурно-фиксированные (использовать как “руль” или “тарелку”) действия. С помощью погремушки, резиновой игрушки “пищалки”, мяча, телефонной трубки ребенок производит специфические действия (гремит, размахивая погремушкой, сжимает резиновую игрушку, катает мяч). Мягкая игрушка-животное или кукла с разнообразными деталями одежды, ложечка, чашечка дают возможность и для исследовательских, и для игровых, культурно-специфических действий (“баюкать”, “кормить” куклу, самому “пить” из чашечки и т.д.), книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: ребенок сидит на стульчике перед столом, а взрослый рядом с ним. Взрослый последовательно, по мере угасания у ребенка интереса к предмету, выкладывает на столик разные игрушки. В данной ситуации взрослый не инициирует общения. Если ребенок проявит инициативу (например, протянет игрушку), следует взять игрушку, но не продолжать общение. В случае, когда ранее уже проводилась диагностика развития общения ребенка, психолог может выложить ту игрушку, которая обыгрывалась им в процессе ситуативно-делового общения. Это позволит проследить, пытается ли младенец воспроизводить полученный ранее образец и побуждает ли к этому взрослого. В протоколе регистрируются показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности.

Инструкция: - .        

Незнакомая игрушка

Цель: выявить возможности ребенка исследовать незнакомый предмет, проявить изобретательность в обследовании и манипулировании.

Оборудование: детский столик, два детских стульчика, незнакомый ребенку привлекательный предмет сложной формы, состоящий из нескольких подвижных или разъемных деталей (например, можно использовать старый будильник (предварительно удалив стекло, покрывающее циферблат), книга «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: ребенок сидит на детском стульчике за столом. Перед ним помещается незнакомая игрушка. Взрослый наблюдает за поведением ребенка, не проявляя инициативы в общении. Показатели параметров предметно-манипулятивной деятельности регистрируются в протоколе.

Инструкция: - .

Спрячь шарики

Цель - выявить наличие соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету, книга «Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Инструкция: «Посмотри, какие у нас красивые коробочки. Я сейчас положу в них шарики. А ты возьми крышечки и спрячь шарики».

Разбери и сложи матрешку

Цель: выявить уровня наличие соотносящих действий.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки, книга «Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.» для интерпретации результатов диагностики.

Ход задания: взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее.

Инструкция: «Посмотри, какая матрешка! Раскрой ее, пожалуйста. А теперь спрячь маленькую матрешку в большую».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 128 с.

2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009. – 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...