Опыт применения средств развития активности детей в игровой деятельности
статья
Статья о взаимодействии взрослого и детей при организации игрового пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_opyt_primeneniya_sredstv_razvitiya_detskoy_aktivnosti_v_igrovoy_deyatelnosti.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
В мир познания через «ворота» детской игры
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерной и сложной, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей и остается жизненным вопросом до сих пор.
Игра ребенка является свободной деятельностью, подчинённой нуждам, желаниям и интересам самого ребенка. При этом она видоизменяется и разворачивается как субъективная деятельность, в ней происходит усвоение различных содержаний и развитие психики ребенка. В ней проявляется творческий потенциал ребенка, развивается воображение как универсальная способность.
Благодаря игре дети приобретают социальный опыт, познают окружающий мир и взаимоотношения в нем, овладевают социальными ролями и функциями, овладевают общечеловеческими ценностями, культурой, системой знаков, созданных социумом. При этом ребенок не просто копирует социальную действительность, отображая ее в игре, а комбинирует свои впечатления, старается передать собственное отношение.
В игре формируются личностные качества ребенка, умения и привычки, которые понадобятся ему в будущем во время обучения, работы, общения с окружающими. Среди них выделяем самостоятельность и активность. Именно в игре создаются условия для развития активной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса.
Игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Она создает условия для становления позитивной социальной ситуации. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет, которая позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности (Е.О. Смирнова).
Л.С. Выготский говорил о том, что в игре ребенок открывает: каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь.
Открытая предметная среда, включающая наличие разнообразных предметов с неопределенными или непонятными детям функциями (коробки разных размеров, рулоны обоев, разноцветные куски ткани, природный материал, веревки, ленты и другие ненужные с точки зрения взрослых предметы) способствует возникновению большого числа идей, рождению ассоциаций, которые связаны с личными переживаниями ребенка. Полифункциональные материалы поддерживают не только предметное, но и другие виды замещений, а также в целом игру, как деятельность – ребенок сам порождает и воплощает замыслы, является субъектом деятельности, моделирует игровое пространство, развивает сюжет игры, использует разнообразные роли. В то время как игрушки задают направление и даже мотивируют на определенную игру, провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. Поэтому большую часть игровой среды ребенка должны составлять полифункциональные материалы. Находя применение в дошкольном детстве каждому такому предмету, в будущем он сможет найти несколько вариантов решения той или иной проблемы.
Стимуляция детей к поиску полифункциональных предметов-заместителей осуществляется посредством проблемной ситуации. На первых этапах применению предмета предшествует подробное обсуждение свойств и функций необходимых атрибутов, используются их изображения, предлагаются возможные заместители, сравниваются свойства необходимого предмета и предложенных полифункциональных заместителей, и делается вывод о возможности применения предмета-заместителя. Постепенно снижается роль воспитателя при выборе полифункциональных предметов и проявляется самостоятельная активность детей.
Полифункциональные предметы находятся на видном месте, дети используют разные варианты сюжетов, им предоставляется возможность самостоятельно выбирать предметы-заместители, взрослый оказывает помощь, если у детей возникают трудности. Отмечаются оригинальные применения предметов: коробки могут стать чем угодно - телевизором, магнитофоном, утюгом, плитой и т.д. Платки – это скатерть, шалаш, люлька, сумка, крылья, парус. Ткань превращается в море, песчаный берег, крону дерева. Лента может стать и веревкой для сушки белья, и канатом на корабле, и дорогой, и частью удочки, и кукольной пеленкой, и украшением. Лента отлично зонирует пространство: там, за синей лентой - мой домик, а здесь – твой. Струящаяся лента – море, река, метель, огонь. Носовые платочки становятся человечками, а разноцветные платочки яркими бусами.
Таким образом мы видим преимущество «открытых» предметов, которое заключается в том, что по мере развития игры, усложняется сюжетное содержание, ребенок обретает свободную активность в реализации своих игровых замыслов и независимость от сюжетных игрушек.
Список литературы
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии - №6 – 1966 – с.62 – 68.
Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - №5 – 2016 – с.62 – 63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разнообразных средств для повышения речевой активности детей в игровой деятельности
Играть любят все: дети и родители, ученики и преподаватели.Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, обучает.Игру можно рассматривать как п...
Мой инновационный опыт «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики».
Мой инновационный опыт...
Развитие речевой активности детей в игровой деятельности
Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка "Су" - кисть, "Джок" - стопа.Су-Джок – терапия оказывает воздействие на био...
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи...
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность...
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
"Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность"
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи и вз...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Оксана Сергеевна, спасибо вам
Оксана Сергеевна, спасибо вам за очень интересный материал!