Опыт применения средств развития активности детей в игровой деятельности
статья
Статья о взаимодействии взрослого и детей при организации игрового пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
В мир познания через «ворота» детской игры
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерной и сложной, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей и остается жизненным вопросом до сих пор.
Игра ребенка является свободной деятельностью, подчинённой нуждам, желаниям и интересам самого ребенка. При этом она видоизменяется и разворачивается как субъективная деятельность, в ней происходит усвоение различных содержаний и развитие психики ребенка. В ней проявляется творческий потенциал ребенка, развивается воображение как универсальная способность.
Благодаря игре дети приобретают социальный опыт, познают окружающий мир и взаимоотношения в нем, овладевают социальными ролями и функциями, овладевают общечеловеческими ценностями, культурой, системой знаков, созданных социумом. При этом ребенок не просто копирует социальную действительность, отображая ее в игре, а комбинирует свои впечатления, старается передать собственное отношение.
В игре формируются личностные качества ребенка, умения и привычки, которые понадобятся ему в будущем во время обучения, работы, общения с окружающими. Среди них выделяем самостоятельность и активность. Именно в игре создаются условия для развития активной деятельности детей, проявления ими целеустремленности, инициативности, независимости, творчества, познавательного интереса.
Игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Она создает условия для становления позитивной социальной ситуации. Взрослые могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет, которая позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности (Е.О. Смирнова).
Л.С. Выготский говорил о том, что в игре ребенок открывает: каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь.
Открытая предметная среда, включающая наличие разнообразных предметов с неопределенными или непонятными детям функциями (коробки разных размеров, рулоны обоев, разноцветные куски ткани, природный материал, веревки, ленты и другие ненужные с точки зрения взрослых предметы) способствует возникновению большого числа идей, рождению ассоциаций, которые связаны с личными переживаниями ребенка. Полифункциональные материалы поддерживают не только предметное, но и другие виды замещений, а также в целом игру, как деятельность – ребенок сам порождает и воплощает замыслы, является субъектом деятельности, моделирует игровое пространство, развивает сюжет игры, использует разнообразные роли. В то время как игрушки задают направление и даже мотивируют на определенную игру, провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. Поэтому большую часть игровой среды ребенка должны составлять полифункциональные материалы. Находя применение в дошкольном детстве каждому такому предмету, в будущем он сможет найти несколько вариантов решения той или иной проблемы.
Стимуляция детей к поиску полифункциональных предметов-заместителей осуществляется посредством проблемной ситуации. На первых этапах применению предмета предшествует подробное обсуждение свойств и функций необходимых атрибутов, используются их изображения, предлагаются возможные заместители, сравниваются свойства необходимого предмета и предложенных полифункциональных заместителей, и делается вывод о возможности применения предмета-заместителя. Постепенно снижается роль воспитателя при выборе полифункциональных предметов и проявляется самостоятельная активность детей.
Полифункциональные предметы находятся на видном месте, дети используют разные варианты сюжетов, им предоставляется возможность самостоятельно выбирать предметы-заместители, взрослый оказывает помощь, если у детей возникают трудности. Отмечаются оригинальные применения предметов: коробки могут стать чем угодно - телевизором, магнитофоном, утюгом, плитой и т.д. Платки – это скатерть, шалаш, люлька, сумка, крылья, парус. Ткань превращается в море, песчаный берег, крону дерева. Лента может стать и веревкой для сушки белья, и канатом на корабле, и дорогой, и частью удочки, и кукольной пеленкой, и украшением. Лента отлично зонирует пространство: там, за синей лентой - мой домик, а здесь – твой. Струящаяся лента – море, река, метель, огонь. Носовые платочки становятся человечками, а разноцветные платочки яркими бусами.
Таким образом мы видим преимущество «открытых» предметов, которое заключается в том, что по мере развития игры, усложняется сюжетное содержание, ребенок обретает свободную активность в реализации своих игровых замыслов и независимость от сюжетных игрушек.
Список литературы
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии - №6 – 1966 – с.62 – 68.
Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - №5 – 2016 – с.62 – 63.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/26/picture-438713-1398513023.jpg)
Использование разнообразных средств для повышения речевой активности детей в игровой деятельности
Играть любят все: дети и родители, ученики и преподаватели.Игра является частью общечеловеческой культуры. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, обучает.Игру можно рассматривать как п...
Мой инновационный опыт «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики».
Мой инновационный опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148664-1353506979.jpg)
Развитие речевой активности детей в игровой деятельности
Су-Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка "Су" - кисть, "Джок" - стопа.Су-Джок – терапия оказывает воздействие на био...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-976595-1517988855.jpg)
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи...
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность
Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845944-1478527260.jpg)
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".
Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/25/picture-868247-1590438938.jpg)
"Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность"
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Однако, детям трудно понять взаимосвязи и вз...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Оксана Сергеевна, спасибо вам
Оксана Сергеевна, спасибо вам за очень интересный материал!