Экологическая тропинка
методическая разработка (старшая группа)

Смирнова Светлана Викторовна

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педагогический проект894.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Экологическая тропинка»

Автор проекта:

Смирнова Светлана Викторовна

Актуальность.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. 
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

 можно только сердцем.

 П. Гвездослав

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.

В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Таким образом, организация экологической тропы способствует:

- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;

- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;

- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;

- изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.

Тип проекта: социальный, с экологической направленностью.

Цель: Создание условий для непрерывного экологического образования детей.

Задачи:

  1. Расширять у воспитанников знаний об объектах и процессах окружающей нас природы.
  2. Развивать экологическую культуру личности ребенка, через формирование практического опыта природопользования.
  3. Сформировать самоидентификацию дошкольников в качестве части природы через познавательную активность в процессе деятельности на огороде, в цветнике.
  4. Приобщать воспитанников к традициям ДОУ.
  5. Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной деятельности.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: апрель- сентябрь.

Объект исследования: растительный мир и животный мир (овощи, цветы, деревья, птицы, насекомые)

Принципы реализации проекта:

  • Развитие ребёнка в действии.
  • От простого к сложному.
  • Вариативность обучающих и воспитательных средств.
  • Обеспечение психологического благополучия.
  • Развитие личностных качеств:

- творческого воображения,

- познавательных способностей,

- творческого мышления,

- активности,

- любознательности,

- навыков экспериментирования,

- трудовых навыков.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • Трудовой десант;
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

Этапы проекта:

Подготовительно - моделирующий:

  • Постановка целей и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми, родителями, музыкальным руководителем.
  • Продумывание содержания и форм работы с родителями и детьми. Проведение экспресс-опроса с целью изучения возможностей семей осуществить тот или иной вид деятельности, с целью выбора своей оптимальной формы участия в проекте.

Практический:

  • Активное использование в режимных моментах игр с данной тематикой. (Пальчиковые, речевые, подвижные, сюжетно-ролевые, игры инсценировки.)
  • Проведение родительского собрания «Экологическая тропинка на участке ДОУ».
  • Проведение ОД: «Друзья и враги растений», «Как растут деревья?», «Лекарственные растения», «Для чего нужны насекомые?», «Правила поведения на природе», «Чистая речка», «Чем питаются птицы?» и другие.
  • Элементы экспериментальной деятельности (Опыты и наблюдения): «Что будет, если посадить семечко?», «Вода – какая она?», «Сколько выпало дождя?», «Зачем нужна вода растениям?», «Песок, земля, глина – что лучше для ростка?», «Где быстрее появится росток?», «Зачем нужны червяки?»
  • Оформление совместно с родителями альбомов: «Животный мир Вологодской области», «Лекарственные растения», «Кустарники», «Водоёмы Вологодской области», «Насекомые».
  • Создание совместно с родителями живой изгороди из цветов, деревьев и кустарников.
  • Чтение художественной литературы по данной теме.
  • Изготовление родителями кормушек для птиц.
  • Выращивание рассады дома и в ДОУ.

Заключительный:

Совместный субботник по созданию клумб, гряд для овощей, высадка выращенной рассады.

Посадка деревьев для живой изгороди.

Создание альбомов о природе Вологодской области.

Направления взаимодействия с детьми:

  • Вхождение в проблему. Рассматривание альбома «Мой детский сад», знакомство с традицией ДОУ «Дерево выпускника».
  • Предложить детям поделиться своими впечатлениями от общения с природой, зарисовать своё настроение после общения с растениями.
  • Чтение энциклопедий, художественной литературы.
  • Экскурсии.
  • Исследовательская деятельность.
  • Изобразительная деятельность.
  • Викторины.
  • Придумывание рассказов и сказок.
  • Ручной труд.
  • Участие в субботнике.

Направления деятельности с родителями:

  • Знакомство с проектом.
  • Родительское собрание, просмотр презентации «Экологическая тропинка на участке ДОУ»
  • Совместные наблюдения.
  • Помощь в подборе познавательного материала.
  • Ознакомление с творчеством детей.
  • Изготовление альбомов, кормушек.
  • Приобретение рассады, семян, саженцев деревьев.
  • Участие в субботнике.

         Содержание проекта:

1. ОгородикC:\Users\Администратор\Desktop\до чистки\дети осень 2017\IMG_20171004_093323_1.jpg

Информация об объекте 

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, дыне, свекле, кабачке, укропе, петрушке, клубнике); обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей, ягод в жизни человека.

2. Альпинарий

Информация об объекте

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов.

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

3. Сиреневый палисадник

Информация об объекте

Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!  (Сирень)

Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.

 Цель: создание данного объекта экологической тропы на территории МБДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.

4. Березовая рощица

Информация об объектеC:\Users\Администратор\Desktop\до чистки\дети осень 2017\IMG_20171027_100353.jpg

 Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.  (Береза) 

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.

 5. Живая изгородь

Информация об объекте C:\Users\Администратор\Desktop\до чистки\дети осень 2017\IMG_20171004_093114.jpg

Живая изгородь – это ряд растений, образующий сплошную стену. На участке её можно использовать и для внутренних ограждений.

Для создания живой изгороди используют многолетние культуры: мимозу, дикий виноград, хмель, плющ. Самым простым видом каркаса является металлический забор. По нему можно направлять рост вертикально.

Живая изгородь — эстетична, декоративна, улучшает качество воздуха вокруг выделенного уголка отдыха и защищает от пыли.

Цель создания данного объекта: обеспечение защиты от токсических выбросов автотранспорта и шума, очищение воздуха от пыли, создание на участке особого микроклимата.

  1. Птичий городок

Информация об объекте.

 На объекте экологической тропы «Птичий городок» размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

  1. Зелёная аптека

Информация об объекте   

Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. По существу, любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:

Я не степью хожу

— Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной

 картотеке.

Объекты

для наблюдений:

1. Крапива

2. Шалфей

3. Подорожник

4. Валерьяна

5 . Мать-и-мачеха

6. Календула

Цель: познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления   знаний о ценности их для здоровья, учить правилам сбора  и сушки  трав «зеленого аптеки».

                   Формы работы с детьми на экологической тропе.

Создание учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм работы с дошкольниками по изучению и охране природы.

1. Работа по месяцам на экологической тропе.

Апрель

Наблюдение за сезонными изменениями деревьев (верба).

Наблюдение за первыми цветами.

Наблюдение за почвой.

Наблюдение за облаками.

Наблюдение за воздухом.

Наблюдение за таянием снега и льда.

Рассматривание силуэтов деревьев.

Дидактические игры «Найди дерево по почке» - учить различать деревья по почкам.

«Умный словесник»:

  • Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья).
  • Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).
  • Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).
  • Небольшой водный поток (ручей).
  • А как назвать его ласково? (ручеек).

Пальчиковая игра «Облако»

     Беленькое облако                             Округленные руки перед собой, пальцы в замок.

     Поднялось над крышей.                    Не расцепляя рук, поднять их над головой.

     Устремилось облако                          Выпрямить руки.

     Выше, выше, выше.                           Потянуться руками вверх.

     Ветер — это облако                           Плавные покачивания руками над головой из

                                                                  стороны в сторону.

     Зацепил за кручу.                              Сцепить руки кончиками пальцев над головой.

     Превратилось облако                        Руками описать через стороны вниз большой

     В дождевую тучу.                             круг и опустить. Присесть.

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы.

Рассказ о берёзе, клёне. Сравнение берёзы и клёна.

Подготовка клумб и гряд для посадки саженцев.

Изготовление живой изгороди из цветов и кустов сирени.

Наблюдение за птицами.

Беседа о пробуждении природы весной.

Знакомство с народными приметами. Обсудить народные приметы и пословицы: Много снега – много хлеба.

  • Вода с гор потекла – весну принесла.
  • Весенний дождь лишним не бывает.
  • Длинные сосульки – к долгой весне.
  • Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Слушание музыки Чайковский «Времена года. Весна»

Рисование: «Весенние проталинки», «Берёза», «Весна», «Первые цветы», «Грачи прилетели»,

 Аппликация: «Подснежники», «Мать и мачеха»

Май

Наблюдение за сезонными изменениями деревьев на экологической тропе.

Выявление признаков пробуждения растений.

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках.

Наблюдение за цветением березы.

Рассмотреть с детьми пень на участке (использовать лупы).

Наблюдение за солнцем.

Продолжать наблюдение за почвой.

Наблюдение за насекомыми, червяками, птицами.

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной.

Экскурсия в грачевник.

Посадка семян и рассады.

Опыты с песком.

Чтение стихов про весну.

Отгадывание загадок.

Наблюдение за трудом взрослых в огороде.

Дидактические игры «Для чего?» - помочь детям запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

«Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

 «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

Упражнение «Составь предложение» - упражнять детей в использовании многозначных слов в собственной речи (шишка, иголки).

Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Грачи».

Рисование: «Воробьи купаются в лужах», «Весеннее разноцветье»,

Июнь

Наблюдение за летним дождем.

Наблюдение за продолжительностью дня.

Наблюдение за изменениями погоды.

Наблюдение за утками.

Наблюдение за насекомыми (бабочка)

Наблюдение за цветением черемухи.

Наблюдение за изменениями на грядках и в цветнике.

Наблюдение за подорожником, пижмой.

Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…»

Беседа «Первая помощь при солнечном ударе», «Чтобы не было беды», «Правила поведения у водоема».

Экскурсия к водоёму.

Разучивание закличек, пословиц, поговорок.

Знакомство и обсуждение народных примет.

Труд: рыхление почвы в огородике, на клумбах, полив растений.

Рисование «Наш пруд», «Птицы», «Летний дождь», «Бабочки».

Аппликация «Летний хоровод», «Солнцеворот», «Бабочки и цветы»

Июль

Наблюдение после дождя и появления радуги на небе.

Наблюдение за изменениями на огороде и в цветнике.

Наблюдение за тенью.

Наблюдение за улитками, слизнями.

Наблюдение за крапивой, одуванчиком, мелиссой.

Наблюдение за сверканием молнии во время грозы (наблюдение проводится в глубине группы напротив окна).

Беседа «Правила поведения во время грозы».

Дидактическая игра «До и после»

Упражнение на составление и распространение предложения.

  • На опушке выросла (какая?) … сосна. (Какая? высокая, стройная, красивая).
  • У неё (какой?) … ствол. (какой? длинный, прямой, голый).
  • Только вверх растут (какие?) … ветки (какие? Густые, пушистые, иглистые).

Август

Наблюдение за тополем. Сравнить тополь и осину.

Опыты с использованием дождемеров.

Наблюдение за насекомыми (комар, муравей)

Наблюдение за кипреем и полынью.

Наблюдение за ветром.

Наблюдение за изменениями на огороде и в цветнике.

Дидактические игры «Скажи наоборот о лете» - учить подбирать антонимы к словам.

«Подбери слово» - упражнять, а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

«Дерево – это…» -  игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения, определить, какое значение имеет дерево для жизни разных птиц, животных и т.д.

  • Для птицы дерево – это… (столовая; место для постройки гнезда),
  • Для жука наш дуб – это… (его жилище; место, где он откладывает личинки)
  • Для художника дерево – это… (объект для картины, источник вдохновения).
  • Для усталого путника раскидистое дерево – это… (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть).
  • Дерево для зайца – это… (пища – кора зимой, укрытие).
  • Дерево для горожанина – это… (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя)

Слушание музыки П.И. Чайковский «Времена года. Лето»

Сентябрь

Наблюдение за сезонными изменениями деревьев на экологической тропе.

Слушание звуков музыки в природе — шум листвы, пение птиц, свист ветра.

Рассматривание опавших листьев.

Рассматривание силуэтов деревьев.

Дидактическая игра «Найди дерево по листочку»

Рассказ о сосне. Сравнение ели и сосны.

Экскурсия к дубу. Сбор листьев и желудей.

Знакомство с народными приметами.

Сбор опавших листьев деревьев для поделок.

Изготовление композиций из природного материала.

Работа по уборке урожая с огорода.

Сбор семян цветов.

Посадка новых деревьев.

Слушание музыки П.И. Чайковский «Времена года. Осень»

Рисование: «Весёлое лето», «Лето красное прошло», «Деревья в нашем парке», «Деревья нашего города», «Загадки с грядки», «Осенние листья».

Лепка: «Наш пруд», «Осенний натюрморт», «Листья танцуют».

Аппликация: «Цветные ладошки», Наш город», «Наша ферма», «Листочки на окошке», «Осенние картины».

Слушание музыки из цикла «Времена года. Осень.» П. И. Чайковского.

Наблюдение и экспериментирование с объектами живой и неживой природы (червяк, улитка, паук, песок, глина, вода, лук, герань, помидор).

Беседа о подготовке растительного и животного мира к зиме.

Беседа о разных состояниях воды.

Отгадывание загадок о воде.

Составление рассказов о животных.

2. Экологическая игра “Растительные этажи”.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображением животных, бумага, цветные карандаши.

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, “жилища” животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве).

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: педагог заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов, и педагог по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус, на котором обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

- не только разместить изображение животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример чем питается;

- педагог готовит изображения животных определённой пищевой цепи (или нескольких цепей). Задача игроков – правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными (для детей старшей-подготовительной группы).

3. Викторина.

А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы знаете о ней.

1. Я день-деньской стучу-стучу. 
Я врач лесной. Я лес лечу.

2. Я весь день ловлю жучков, 
уплетаю червячков. 
(В тёплый край я не летаю, 
Здесь под крышей обитаю. 
Чик-чирик! Не робей! 
Я бывалый ...

3. Окраской - сероватая, 
Повадкой - вороватая, 
Крикунья хрипловатая - 
Известная персона. Это кто? ...

4. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

5. Синяя косынка, тёмненькая спинка 
Маленькая птичка. Звать её...

Б) Викторина (для детей старшей-подготовительной группы): «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

1. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень) 
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха) 
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) 
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка) 
5. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла) 
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их) 
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой) 
8. Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) 
9. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) 
10. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка) 
11. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки) 
12. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ) 
В) Викторина о зимующих птицах.

Вопросы:

1.  Какая птица наших мест живет дольше всех?

2.  Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики?

3.  Наблюдая из окна за поведением воробьёв, прилетающих на кормушку, дети научились определять, какая погода на улице. Как они это делали?

4.  Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз.  Почему?

5.  Воробей – это вредная или полезная птица?

6.  У какой зимующей птицы самый длинный клюв?

7.  У какой зимующей птицы самый длинный хвост?

8.  Какие птицы строят гнезда в январе?

9.  Какую пользу птицы приносят зимой?

Ответы.

 1.  Ворон живет 100 лет.

2.  Тетерева и рябчики прячутся под снегом.

3.  В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранять тепло тела.

4.  В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно.

5.  Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но зато они кормят птенцов гусеницами – это большая польза.

6.  Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.

7.  Самый длинный хвост у сороки.

8.  В январе строят гнезда клесты.

9.  Зимой птицы находят в коре деревьев насекомых и личинки насекомых.

В) Викторина про птиц.

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

8. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

12. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)

4. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.

Детям предлагается представить, что, проходя через лес, они обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 5 минут расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их из леса, и обосновать свои решения. Надписи на карточках:

  • Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
  • Металлическая консервная банка.
  • Стеклянная бутылка.
  • Пластиковая бутылка.
  • Бумажные фантики от конфет.
  • Гвозди.
  • Кожура банана, огрызки яблок.
  • Метла из веток.
  • Старая футболка.
  • Газеты.
  • Жестяная банка с остатками машинного масла.

Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения пластика требуется около 600 лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.

5. Эмоциональные ситуации.

Создание эмоциональных ситуаций призвано воспитывать верность принципам природосообразного поведения, в частности бережное отношение к отдельным объектам и природной среде. Как правило. Эмоциональные переживания надолго запоминаются. Заставляют задуматься над тем, каково место человека в природной среде, как изменить свое отношение к природе в лучшую сторону, а также над тем, как вернуться на это место еще, уже многое начинает связывать человека и определенную территорию по ассоциациям.

Обними дерево. Взаимоотношениям человека и растения в последнее время уделяется немало внимания. Так, известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

Экологические песни. Подобранные соответственно темам экскурсий экологические песни, особенно лирические, в исполнении ребят или педагога, например, в сопровождении гитары, способны эффективно закрепить полученные знания (если, конечно, в их содержании есть определенная информация), а также вызвать эмоциональные переживания, связанные с природными объектами или явлением.

Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц – как естественные, учитывая их суточную активность, так и в произведенной записи и определить, кому они принадлежат. Возможно сопровождение загадками, вопросами викторины, стихотворениями.

Приложения.

Стихотворения.

 А. Прокофьева «Береза»:

     Люблю березку русскую, то светлую, то грустную, в белом сарафанчике,

     С платочками в карманчиках, с красивыми застежками,

     С зелеными сережками.

     Люблю её, нарядную, родную, ненаглядную,

     То яркую, кипучую, то грустную, плакучую.

     Люблю березку русскую, она всегда с подружками

      под ветром низко клонится и гнется – но не ломится!

«Часть родной земли»:

Весною буйно все растет, деревья расцвели!

Когда придешь на огород, возьми комок земли.

Смотри – он теплый, он – живой, пропитан влагой дождевой.

В нем корешки цветов живут, он червякам дает приют,

В нем влага, воздух, перегной…

Он часть твоей земли родной!

О.Г.Зыкова «Синицы»:

   Ох, и хитрые же птицы,

   Желтогрудые синицы.

   Только лишь в большую стужу

   Эти птицы с дятлом дружат.

   Ну, а летом все синицы

   Сами могут прокормиться.

О.Г. Зыкова «Кукушка»:

     О птицах не вспоминаю, все летаю и летаю, посижу я на суку,

     Покричу – ку-ку, ку-ку.

И в чужие гнезда яйца отложу я без стыда, потому, что я – кукушка

Своего не вью гнезда.

     Я кричу ку-ку, ку-ку, клюв не раскрывая.

     Посмотрите на меня, я одна такая!

Л. Некрасова «Лето»:

     Лето солнышком вкатилось, засияло, засветилось вишнями, ромашками,

     Лютиками, кашками. Лето! Лето! Лето! Лето!

        В краски яркие одето, жарким солнышком согрето,

        Пусть подольше будет лето!

В.Жуковский «Черемуха»

     И вся благоуханная,

     Роняя лепестки,

     Цветет, цветет черемуха

     В овраге у реки.

        С утра до поздних сумерек

        Со всех концов земли

        К цветам её торопятся

        Тяжелые шмели.

О.Г.Зыкова «Дождевой червяк»:

     Очень он трудолюбивый,

     Без работы не сидит,

     Землю всю послушным телом

     Он без устали рыхлит.

     - Это нужно нам самим,

     Эту землю мы едим. –

     Оторвавшись от работы,

     Дождевой сказал червяк. –

     Я земле родной не враг.

Е.Серова «Кипрей»

    На лугу расцвел кипрей.

    Вот семья богатырей!

       Крепки, статны и румяны

       Встали братья-великаны.

       Славный выбрали наряд –

       Куртки пламенем горят.

 С.Д.Дрожжин «Птичка»:

Весело на воле

    Пташечке летать,

    Над цветами в поле

    Песни распевать;

    А на гибкой ветке,

    В сумраке лесном,

    Ждут певунью детки

    В гнездышке родном

.

Э. Мошковская. «Давайте оставим немного земли»

     Улице надо в костюм нарядиться.

     Жить без костюма?

     Нет! Не годится!

     Будет в асфальте она щеголять, выйдут машины, будут гулять,

     Мы нарисуем цветы на асфальте!

     Только знаете что, давайте…

     Давайте оставим немного земли, чтоб забыть ее мы не смогли!

Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

  Хорошо в жаркий день встретить тетушку Тень!    

  Под зеленой листвой повстречались с тобой.

Мы плясали в тени, мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день встретить тетушку Тень!

Стихотворения: 

Когда в душистом сосняке присядешь летом на пеньке,

  Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь, друг!

       Личинку тащит муравей, спешит куда-то меж корней

       Большой сосны. На толстый сук

       Уселся золотистый жук.

  Порхает легкий мотылек,

  Пьет хоботком душистый сок,

  И собирает мед пчела.

  Все заняты, у всех дела!

       Мой друг! Внимательно вглядись,

       Волшебную увидишь жизнь!

«Я ловила комара»:

Я накрылась одеялом и тихонько задремала,

Вдруг услышала сквозь сон тонкий комариный звон.

Надо мной комарик вьется и звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьется и в окошко улетит.

Я зажгла настольный свет – комара в помине нет!

Погасила свет. Опять надо мной он стал летать.

Так до самого утра я ловила комара!

М. Лермонтов

     Там разноцветною дугой,

     Развеселясь, нарядно дивы

     На тучах строят мост красивый,

     Чтоб от одной скалы к другой

     Пройти воздушною тропой.

Н.Головина «Метель в жару»:

    Среди лета – белый снег!

    Кружится метелица!

    Среди лета – белый снег!

    По дорогам стелется.

Тридцать градусов жара, чудеса, и только.

Снег танцует у двора то кадриль, то польку.

    Снег играет с детворой да смеется над жарой!

    Тополь хлопает листвой, пух летит над головой.

В.Л. Гаазова «Муравьиная семья»: 

Как их много там и тут!

Яйца «няньки» берегут, носят, часто ворошат, ожидают муравьят.

Коль родились, кормят их, чтоб росли за семерых.

 Они быстро подрастают и работать начинают.  

 Есть кормильцы-муравьи – они добытчики семьи,

все съестное, что найдут, сразу в дом себе несут.  

Есть здесь муравьи-солдаты, это бравые ребята.

Муравейник охраняют. Никого не пропускают.

Матки муравьев – царицы. Все должны им поклониться. 

Ведь они глава семьи. Это знают муравьи.

К.К. Случевский «Наши птицы»:

     Наши обычные птицы прелестные, галка, ворона и вор-воробей!

     Счастливым странам не столько известные,

     Сколько известны отчизне моей…

     Ваши окраски все серые, черные, да и обличьем вы очень просты:

     Клювы как клювы, прямые, проворные, и без фигурчатых перьев хвосты

В.Л.Гаазов «Жуки»:

     Есть огромный жук-олень,

     Носить рога ему не лень.

     Ими он врагов пугает,

     Съесть себя не позволяет.

        Жук с названьем «носорог»:

        Видишь крепкий сильный рог?

        Для врагов он устрашенье,

        Для жука же – украшенье.

Загадки:

  • Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

           И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

  • На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.  (Одуванчик)
  • Летом цветет, зимой греет, настанет весна – потечет слеза (береза).
  • Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
  • Похожа на ёлку, но мягкие иголки.

          Зимой раздевается, весной одевается. (Лиственница)

  • Мой хвост не отличишь от головы.

          Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

  • С неба пришел, в землю ушел.  (Дождь)
  • Что за чудо – красота!  Расписные ворота появились на пути!..

В них ни въехать, ни войти.  (Радуга) 

  • Неизвестно, где живет. Налетит – деревья гнет.

          Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь!  (Ветер)

  • Самого не видно, а песню слышно. (Комар)
  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

  Его бьют сапогом, его бьют колесом, ему всё нипочём. (Подорожник)

  • Черен, да не бык, шесть ног без копыт,

           Летит – воет, а сядет – землю роет.  (Жук)

  • От кого, мои друзья, бежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…  (тень)

  • Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.    (Бабочка)

Приговорки:

  • Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке.

  • Сей, сей горох, посевай горох!

Уродись, горох, и крупен, и бел, на потеху всем:

и сам тридесят – для всех ребят.

Закличка: Дождик, лей, лей, лей, никого не жалей – ни берез, ни тополей!

                   Дождик, дождик, посильней, чтобы травка зеленей,

                   Вырастут цветочки и зеленые листочки

Пословицы: «В долг зерном берет, караваем отдает»;

                       «Никого не родила, а все матушкой зовут».

Поговорки: Муравей невелик, а горы копает.

В гости к Лесовичку.

Экологическое развлечение

Воспитатель:

Смирнова С.В.

Программное содержание:

  1. Закрепить знание сезонных изменений.
  2. Повторить правила поведения в лесу.
  3. Развивать слуховое восприятие, физические качества детей.
  4. Расширить словарный запас детей.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  1. Чтение стихов, рассказов, сказок про природу.
  2. Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин с изображением природы.
  3. Слушание звуков леса, воды, голосов птиц.
  4. Рисование природы.
  5. Экскурсии в парк, кедровую рощу.
  6. Наблюдение за птицами.
  7. Беседы о природе, правилах поведения в лесу, на водоёме.
  8. Разучивание танцев, подвижных игр.

Ход развлечения.

Ведущий: Как хороша погода!

Смотрите, а на небе солнце водит хоровод

Наше солнышко встречает дня весеннего приход!

Подвижная игра «Солнышко-вёдрышко»

Гори солнце ярче – лето будет жарче,

                              А зима теплее, а весна милее.

Ведущий: Дождь идёт и не проходит, дождь, дождь

Дождь идёт, хотя не ходит, дождь, дождь.

Массаж спины «Дождик бегает по крыше»

Дети стучат друг другу по спине:

Дождик бегает по крыше                       пальцами

Бам, бам, бам, бам

По весёлой, звонкой крыше

Бам, бам, бам, бам

Дома, дома посидите                              кулачками

Бам,бам,бам, бам

Никуда не выходите

Бам, бам, бам, бам

Поиграйте, почитайте                              ладошками

Бам, бам, бам, бам

А когда уйду, гуляйте

Бам, бам, бам, бам

Дождик бегает по крыше                      гладят ладошками по спине

По весёлой, звонкой крыше

Ведущий: В каждом маленьком ребёнке

И в мальчишке, и в девчонке

Есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило

Должен он скакать и прыгать, всё хватать, ногами дрыгать

А иначе он взорвётся неизвестно отчего.

Танец «Дружба»

ОРУ

Мы в весенний лес пришли, хоровод наш завели         ходьба по кругу

Я – осинка, ты – дубок, я – берёза, ты – кленок.

Свежий ветер прилетел                                              покачивание рук вверху

В ветках он зашелестел

За сосну он зацепился, сразу стих, остановился

Чей там хвост мелькнул под ёлкой                           повороты в стороны

Неужели злые волки?

Это - рыжая лисица

Летит меж ёлок будто птица

Вот сороки прилетели                                             бег с махами рук в стороны

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки- белобоки:

Весна идёт, идёт весна!

Лесовичок: Здравствуйте, дети. Рад видеть всех вас в моём лесном царстве.

Посмотрите, дети, кто-то под деревом лежит.

Он в дупло засунул лапу и давай рычать, реветь

Ох, какой же ты сластёна косолапенький…(медведь)

Подвижная игра «Медведь»

Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали

Он под ёлкою лежит, растянулся и храпит

Мы вокруг него ходили, косолапого будили:

«Ну-ка, мишенька, вставай, да ребяток догоняй!»

Речевая игра «Доскажи словечко»

В малине понимает толк хозяин лес страшный (медведь)

Кто стучит, как в барабан? на сосне сидит (дятел)

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая (белка)

Клубком свернулся, ну-ка тронь! Со всех сторон колючий (ёж)

Подвижная игра «Ёж с ежатами»

На полянке на лесной под огромною сосной куча листьев где лежит

Ёж с ежатами бежит. На пенёчках посидели, друг на друга поглядели

А потом все дружно встали и иголки показали

Поплясали, покружились и домой заторопились.

Лесовичок: Сейчас проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

1) Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

2) Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

3) Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

4) Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

5) Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

6) Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

7) Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

8) Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Лесовичок: Молодцы! Сейчас, я предлагаю вам послушать журчание ручейка, пение птиц и ветра.

Слушание звуков леса в аудиозаписи.

Ведущий: Спасибо, Лесовичок. А нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовичок: А я вас с ветерком весенним в детский сад отправлю на разноцветных листочках. Закрывайте глазки. Лети, лети лепесток через запад на восток отнеси детей в детский сад. (звучит музыка).

Ведущий: Вот мы и в детском саду. Желаю, чтобы ваши прогулки были такими же весёлыми и увлекательными как сегодня

Информация для родителей.

Польза и вред солнца для человека

Под воздействием солнечных лучей у человека:images (47)

  • снижается артериальное давление
  • уменьшается риск развития сердечно-сосудистых заболеваний
  • вырабатывается витамин Д, который укрепляет костную ткань, выводит из организма канцерогенные вещества
  • укрепляется иммунитет
  • улучшается состояние кожи
  • нормализуется работа половых гормонов
  • исчезает депрессия
  • улучшается работа щитовидной железы

Но любителям длительное время загорать необходимо знать, что солнечные лучи способны вызвать раковые опухоли. Так, обыкновенная родинка может переродиться в меланому.

Солнце может вызвать:images (43)

  1. раннее старение
  2. повреждения кожи
  3. гиперпигментацию
  4. потерю эластичности кожи
  5. болезни глаз
  6. подавление иммунитета

Зная об этих негативных факторах не стоит преуменьшать пользу солнечных лучей на организм человека.

Пребывая на солнце ограниченное время можно ожидать только положительный результат от такого вида отдыха. Для того, чтобы загар пошел на пользу важно соблюдать постепенность принятия солнечных ванн. Лучше всего загорать в утренние часы, когда воздух свеж, а светило не агрессивно.

Польза и вред солнца для детей

Детям младше 3 лет вообще не рекомендуется пребывать под прямыми солнечными лучами. Детский организм не способен вырабатывать в достаточном количестве меланин. Поэтому малыши более подвержены ультрафиолетовому облучению, ожогам и риску развития рака кожи.

Умеренное пребывание на солнце принесет неоценимую пользу детскому организму — закаливание и укрепление иммунитета.  А вырабатываемый витамин Д защитит от рахита и малокровия.

Солнце способно улучшать обмен веществ в организме ребенка, дарить хорошее настроение.

Меры предосторожности

Польза и вред загара на солнце зависят от его количества. Чтобы уберечь кожу и весь организм от неприятностей, не загорайте в период сильной солнечной активности: с 11 до 17 часов.images (46)

Пользуйтесь качественными солнцезащитными очками.

Каждая капля воды на теле после купания притягивает солнце. Поэтому, насладившись водными процедурами, следует вытереться полотенцем.

Используя специальную солнцезащитную косметику с коэффициентом выше 20, можно обезопасить себя от солнечного излучения.

Загорая, пейте достаточное количество воды и не оставайтесь на солнце длительное время.

Загорать, безусловно, приятное и полезное времяпровождение. Только применяя правила безопасности пребывания на солнце, можно получить максимально положительный эффект для своего организма.

Практически все живые существа на планете Земля, и человек в том числе нуждаются в Солнечной энергии. Люди могут чувствовать кожным покровом солнечное тепло и свет. Но из года в год все ученые говорят о все возрастающем уровне радиации, исходящей от Солнца. Разберемся в плюсах и минусах загара. 

Целебная сила солнца известна всем. Достаточно легко понять человеческое стремление к солнцу. Потребность в солнечном свете закладывается генетически, у различных народов она абсолютна разная – у южных народов она, несомненно, гораздо выше, чем у северных. К примеру, кожа южанина, оказавшегося в условиях Крайнего Севера, испытывает жесточайший стресс, ведь сформированная поколениями потребность в солнечном излучении не удовлетворяется скупым северным солнцем.

Солнечный свет участвует в реакциях поддержания синтеза инсулина (гормона поджелудочной железы), поддерживает баланс микрофлоры кожи. Ну а положительное влияние на психику человека уже не оспаривается медиками. Вспомним также, что под воздействием ультрафиолета вырабатывается витамин D – важный регулятор кальциево-фосфорного обмена в организме - и серотонин – вещество (его еще называют «химический связной»), контролирующее импульсы между нервными клетками головного мозга, под его «наблюдением» которого аппетит, сон, настроение и эмоции человека.

При снижении выработки серотонина отмечается депрессивная настроенность организма, повышение болевой чувствительности, бессонница, приступы мигрени. Серотонин часто называют «гормоном счастья», так как в моменты радости он вырабатывается в больших количествах. Для выработки серотонина необходим свет, недостаток солнечного света в зимнее время года и является причиной столь распространенной сезонной депрессии. Кроме того, избыток света тормозит образование другого гормона – мелатонина, который имеет значение в возникновении депрессивных состояний.

Закаливание солнечными лучами повышает устойчивость детского организма к простудным заболеваниям, усиливает иммунитет, тренирует механизмы терморегуляции. Но светило может стать и причиной серьезных травм и даже заболеваний. О мерах предосторожности при принятии воздушных ванн расскажем сегодня.

Прямой солнечный свет содержит ультрафиолетовые лучи. Благодаря их воздействию противорахитический витамин D усиливает свою работу. Это еще и лучшее естественное средство борьбы против малокровия. Солнышко расширяет сосуды, повышает артериальное давление и усиливает обмен веществ. Кроме того, от загара дети просто хорошеют и у них улучшается настроение.

Однако, по причине увеличившегося по сравнению с далеким прошлым средним периодом человеческой жизни, по мнению медиков, польза Солнца стала менее значительна по сравнению с вредом. За последние три века люди стали жить примерно в два раза больше. В прошлом, за короткий период жизни (до 40 лет) тело человека не успевало набрать то множество мутаций, уровень которых опасен для жизни (радиация Солнца является причиной таких мутаций). По этой причине рак кожи и другие последствия солнечного излучения не были известны в медицине. Кроме того, очень часто люди современного мира живут в широтах, для которых их генотип не приспособлен, много путешествуют и солнце дальних широт очень чувствительно для путешественников. Доктор медицины Штефан Рупперт приводит пример, что у австралийских аборигенов не зафиксировано рака кожного покрова, а у белых людей, живущих в Австралии самый высокий показатель рака на планете.

Ученые насчитывают более двух десятков различных болезней, которые возникают или усугубляются под действием солнечного света, среди них пигментная ксеродерма, плоскоклеточный рак кожибазалиомамеланома, катаракта.

Самый известный эффект чрезмерного увлечения солнцем - эритема - кожа, окрашенная в красный цвет или загар. Дальнейший, менее очевидный адаптивный эффект - утолщение наиболее удаленных слоев кожи, которая уменьшает УФ лучевое проникновение к более глубоким слоям кожи. Все эти изменения - признак повреждения кожи.

Частое подвергание кожи УФ радиации также вызывает множество дегенеративных изменений в клетках, волокнистой ткани и кровеносных сосудах кожи. Они включают веснушки, nevi и lentigines, которые являются пигментированными областями на коже, и распространяют коричневую пигментацию. Ультрафиолетовая радиация ускоряет старение кожи, и постепенная потеря эластичности кожи приводит к сухой, грубой коже и морщинам.

Немеланомые раковые образования кожи включают базальноклеточную карциному и плоскоклеточную карциному. Эти карциномы лишь в редких случаях приводят к смерти, но болезненны и хирургическое их устранение не добавляет привлекательности.

Злокачественная меланома, хотя намного менее распространена чем немеланомые раковые образования кожи, но является главной причиной смерти от рака кожи.

Большое количество исследований указывает, что существует связь между генетическими и личными особенностями, УФ излучением и злокачественной меланомой.

Главные факторы риска для человека:

- большое количество нетипичных родинок (родимых пятен) - самый сильный фактор риска для злокачественной меланомы для светлокожих людей;

- злокачественная меланома чаще встречается у людей с бледным цветом лица, синими глазами, и рыжими или светлыми волосами;

- высокий, неустойчивый уровень солнечной ультрафиолетовой радиации - существенный фактор риска для развития злокачественной меланомы;

- распространенность злокачественной меланомы среди светлокожих рас увеличивается с уменьшением географической широты места проживания;

- некоторые эпидемиологические исследования подтверждают связь с загаром, особенно загаром в раннем возрасте.

Солнце также влияет на зрение. Глаз защищен выступом брови, бровями и ресницами. Яркий свет активизирует сжатие зрачка, чтобы минимизировать проникновение лучей солнца в глаз. Однако, эффективность этой естественной защиты против УФ-радиации ограничена. Например, в некоторых ситуациях, типа использования шезлонга или сильного отражения от песка, воды и снега.

Острыми случаями влияния УФ излучения являются фотокератит и фотоконъюнктивит. Эти воспалительные реакции, сопоставимые загару очень чувствительных, подобных коже, тканей глазного яблока и век, и обычно появляются в течение нескольких часов после солнечного облучения. Они могут быть очень болезненными, но являются обратимыми и не приводят ни к какому фатальному повреждению глаз или зрения. Крайние формы фотокератита - "зайчики" и "снежная слепота".

Катаракта - основная причина слепоты. Даже при том, что катаракта появляется у большинства людей, поскольку они стареют, солнечное УФ излучение (УФ-B лучи), является основным фактором риска для развития катаракты.

Еще одно следствие ультрафиолетового облучения - подавление иммунитета. Отдельные исследования продемонстрировали, что подвергание климатическим уровням УФ радиации изменяет деятельность и распределение некоторых клеток, ответственных за иммунитет. Следовательно, подвергание солнцу увеличивает риск вирусных, бактериальных, паразитных или грибковых инфекций. Кроме того, особенно в странах развивающегося мира, высокий уровень УФ-радиации может уменьшить эффективность вакцин. Так как многие болезни, предотвращаемые вакциной, чрезвычайно заразны, то любой фактор, приводящий к малейшему уменьшению эффективности вакцины, может иметь серьезное воздействие на здоровье.

Даже в купе с этими проблемами, польза Солнца остается неоценимой для поддержки и укрепления человеческого здоровья, но пользоваться солнечными лучами нужно очень осторожно.

Для профилактики заболеваний кожи, в возникновении и развитии которых определяющую роль играет воздействие солнечных лучей, в первую очередь необходимо исключить или ограничить время воздействия UVA- и UVВ-излучения на человека.

Здоровым людям солнечные ванны врачи рекомендуют принимать дозированно в утреннее (до 11 часов) и вечернее (после 16 часов) время. В зависимости от фототипа кожи время пребывания на солнце начинают увеличивать ежедневно от минимального (несколько минут) до нескольких десятков минут по мере появления стойкого загара. При нахождении на солнце нужно непременно пользоваться головным убором, солнцезащитными очками и косметическими средствами, обладающими как UVB-, так и UVA-защитными фильтрами. Защищаться от солнца необходимо не только при нахождении в южных широтах или высоко в горах, но и в весенне-летний период в средней полосе. Необходимо избегать даже поверхностных солнечных ожогов и прямого воздействия ультрафиолета на невусы и родимые пятна. В дневное время суток безопаснее находиться в тени, исключив попадание на незащищенную кожу прямых солнечных лучей. Следует помнить, что нахождение в воде, на песке, активные игры и занятия спортом снижают защитные свойства фотозащитных средств, что требует более частого их нанесения.

Серии солнцезащитных средств должны быть адаптированы к каждому типу кожи, каждому фототипу.

Шкала Фицпатрика предусматривает шесть фототипов. Последние два мы рассматривать не будем, так как их представители в основном обитают в Африке и прочих жарких странах. А среди нас, европейцев, встречаются только первые четыре фототипа.

  • I тип: очень светлая чувствительная кожа, голубые или зеленые глаза, светлые или рыжие волосы, веснушки. Такой коже противопоказано пребывание под прямыми солнечными лучами, так как она моментально обгорает. Для защиты следует применять самые мощные солнцезащитные средства с пометкой «для чувствительной кожи»: в первые дни пребывания на солнце SPF 40, потом - SPF 30. Масло для интенсивного загара противопоказано!
  • II тип: светлая кожа, голубые или карие глаза, светлые или рыжие волосы, веснушки. Кожа этого фототипа может загорать, но, чтобы не получить ожог, приучать ее к солнечным лучам надо постепенно. На пляже лучше пользоваться водостойкими средствами: первые дни - SPF 30, в дальнейшем - SPF 15.
  • III тип: достаточно светлая кожа, темные глаза, каштановые или русые волосы. Это самый распространенный фототип в нашей стране. Его представители загорают легко и быстро, часто минуя неприятную стадию покраснения кожи. Такой коже не страшно солнце средних широт, а вот палящий южный зной ей опасен. Первые дни на солнце нужно использовать средства с фактором защиты не менее SPF 15, в дальнейшем - SPF 8-10.
  • IV тип: смуглая кожа, черные волосы, темные карие глаза, веснушек не бывает. Представители этого фототипа загорают быстро и легко, никогда не обгорая на солнце. И хотя такая кожа не доставляет обладательницам хлопот, связанных с солнечными ожогами, ее все равно необходимо защищать от фотостарения средствами с пометкой «для смуглой кожи», которые ее увлажнят и сделают еще красивее. Даже если кожа явно и не протестует против долгого пребывания на солнце, для защиты от фотостарения желательно пользоваться солнцезащитными средствами SPF 6-8.

Пациентам, страдающим фотодерматозами, имеющим или имевшим в прошлом злокачественные опухоли кожи или предраковые дерматозы, нахождение на солнце противопоказано. Из фотозащитных косметических средств им рекомендуют специальные кремы с наивысшей степенью защиты, которые необходимо наносить ежедневно в весенне-летний период на открытые участки кожного покрова при каждом появлении на солнце. Посещать дерматоонколога для профилактического осмотра таким пациентам рекомендуется не реже 1 раза в год.

Если вы все же обгорели, кожа покраснела, стала горячей, до нее больно дотронуться, сразу же принимайте нужные меры. Главное — не смазывайте ее растительным маслом и кремами на жирной основе, так как они затрудняют отдачу тепла. Задача — помочь обожженному участку сбросить жар. Есть немало способов.

Ваши действия

Способ 1. Охлаждайте поврежденную солнцем кожу пять-десять минут (если понадобится, и дольше) кусочками льда, завернутыми в чистую ткань. Пока боль не утихнет, американские доктора рекомендуют прикладывать к обожженным телесным покровам завернутую в полотенце упаковку замороженных овощей.

Способ 2. Смочите сложенный в четыре-шесть слоев бинт (марлю) холодной водой или обычным молоком из холодильника и наложите компресс на обожженное место. После этого смойте следы молока ватным тампоном, смоченным прохладной водой. Повторяйте процедуру каждые два-четыре часа в течение дня.

Способ 3. Еще одно действенное средство — овсяный компресс, который применяют так же, как и молочный. Разложите сухой овес слоем один-два сантиметра на куске чистой ткани, заверните концы, прикрыв его полностью, смочите прохладной водой, дайте ей стечь и приложите компресс к пострадавшей коже.

Способ 4. Народная медицина советует укрыть поврежденные места свежими листьями белокочанной капусты, тонко нарезанными ломтиками сырого огурца, картофеля или яблока.

Способ 5. В ближайшую неделю принимайте по два драже токоферола (витамин Е) три раза в день. Он снимет воспаление кожи, возникшее в результате ожога.

Способ 6. Пока не исчезнут неприятные ощущения, откажитесь от мыла, одеколона и духов, раздражающих кожу. Следите, чтобы напор воды в душе был слабым — ни к чему лишний раз травмировать пострадавшую кожу! По этой же причине забудьте на время о джакузи.

До полного заживления ожогов не подвергайте кожу воздействию солнца и пейте больше жидкости. Особенно полезен зеленый чай.

Желание некоторых людей быстрее и сильнее загореть бывает настолько велико, что они порой не учитывают, что организм не могут мгновенно приспособиться к резким изменениям температуры окружающей среды. Неумеренное пребывание на солнце, особенно в безветренную погоду при высокой влажности, может привести к перегреванию организма. В результате нарушения равновесия между количеством тепла, получаемого организмом извне, и его отдачей во внешнюю среду возникает тепловой или солнечный удар.

Первыми симптомами солнечного удара обычно служат недомогание, слабость, чувство разбитости и усталости. Постепенно появляются головокружение, головная боль. Часто солнечный удар сопровождается повышением температуры тела до 39-40 градусов, тошнотой и рвотой. У человека, пострадавшего от солнечного удара, отмечается резкое окрашивание кожных покровов в ярко-розовый цвет, повышается отделение пота. В особо тяжёлых состояниях возможно развитие обморочного и даже судорожного состояний. Носовое кровотечение и шум в ушах также могут быть составной частью клиники солнечного удара.

Для оказания первой помощи пострадавшего нужно перенести в тенистое прохладное место. Пациент должен занять горизонтальное положение с приподнятыми вверх ногами. После этого следует расстегнуть одежду и раскрыть окна, если помощь оказывается в помещении. Приток свежего воздуха является неотъемлемой частью мероприятий по улучшению состояния пациентов с солнечным ударом. Для охлаждения кожных покровов можно приложить смоченный холодной водой кусочек ткани. Параллельно с этим ведётся регидрационная терапия – больной должен получить оптимальное количество жидкости, лучше дать минеральной или обычной питьевой воды. При помутнении сознания хорошее действие оказывает вдыхание нашатырного спирта. Можно поднести к носу пациента ватку, смоченную нашатырём или же протереть им виски. Врачи не советуют применять жаропонижающие препараты. При солнечном ударе лучше протереть ладони и ступни пострадавшего раствором уксуса, разведённого наполовину с водой.

Симптомы теплового удара во многом схожи с таковыми при солнечном ударе. Тепловой удар также сопровождается тахикардией (пульс повышается до 120-150 ударов в минуту), изменениями со стороны нервной системы (могут появляться бред и галлюцинации).

Первая помощь при тепловом ударе не отличаются от помощи при солнечном ударе. Тепловой и солнечный удар обычно проходят сами в сроки от суток до недели и редко приводят к тяжёлым последствиям. Однако лучше проводить профилактику этих состояний, нежели потом искать средства помощи. А чтобы уберечься от теплового и солнечного удара, избегайте длительного пребывания на солнце, на пляже. Загорать лучше не лежа, а в движении, солнечные ванны принимать в утренние и вечерние часы и не ранее чем через час после еды. Полезно сочетать их с купанием. Голову защищайте легким светлым головным убором, а глаза – темными очками. Носите легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота. В жаркое время не ешьте слишком плотно и не пейте слишком много жидкости. Отдавайте предпочтение кисломолочным продуктам и овощам.

И в заключение несколько слов о том, что так волнует мам и бабушек: можно ли загорать ребенку? Врачи-педиатры категорически запрещают детям до трех лет находиться под прямыми солнечными лучами. Научно доказан тот факт, что ожоги, полученные в детстве, в дальнейшем в несколько раз повышают риск развития злокачественных новообразований кожи. Чтобы избежать губительного воздействия агрессивных солнечных лучей на нежную детскую кожу, родители должны заранее позаботиться о своем ненаглядном отпрыске: купить специальный защитный детский крем с SPF 30.Его необходимо наносить на кожу ребенка перед каждой прогулкой. Но даже тогда кожа малыша не может считаться полностью защищенной. Поэтому гулять с ребенком летом можно только в тени, где ультрафиолетовое излучение на 20% меньше, чем на солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....