"Личностно-ориентированные технологии в работе воспитателя "
статья
Предварительный просмотр:
Личностно - ориентированная технология
В своей работе мною используются многие виды педагогических технологий.
Но сначала, хотелось бы объяснить, что же я понимаю, под педагогической технологией. Технология - система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий, обеспечивающих гарантированный результат.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
· Концептуальность
· Системность
· Управляемость
· Эффективность
· Воспроизводимость.
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания педагога — уникальная цельная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Основа личностно-ориентированного воспитания — понимание и взаимопонимание. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных А. Амонашвили:
-любить ребенка,
-очеловечить среду, в которой он живет;
-прожить в ребенке свое детство.
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательно-воспитательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей; оказание им помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Организация взаимодействия — проектирование характера взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; использование разнообразных форм общения, особенно диалога; проявление доверия и толерантности во взаимодействии ребенка со взрослым и ребенка со сверстниками; стимулирование детей к осуществлению коллективного и индивидуального выбора заданий, форм и способов их выполнения; избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как размышлял, как делал, какие эмоции испытывал и т. д.).
Основная форма взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно- ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Количество участников совместной деятельности- малые группы детей, объединение в которые осуществляется по интересам, симпатиям, полу, задачам, на основе дидактического материала и т.д..
Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы. Основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание. Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению.
Моя основная установка – на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами.
В своей работе применяю данную технологию на занятиях ( « Встреча с другом», «Сказочная шкатулка», « Волшебный лес», и т.д.), а также в индивидуальной работе с детьми.
Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...
Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.
Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...
Проектно – исследовательская технология как способ реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками
Автором представлена статья, рассказывающая о том, как использование проектно – исследовательской технологии реализует личностно-ориентированный подход в ...
Конспект открытого мероприятия "Большая стирка" с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспектоткрытого мероприятия для детей средней группы с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий . ...
Личностно-ориентированное обучение - технология Портфолио
В данной статье рассказано об инновационной технологии портфолио в ДОО, которая способствует повышению уровня развития дете и качества образования в целом....
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
Личностно-ориентированный подход в работе с детьми С ОВЗ с использованием нетрадиционных технологий.
Использование нетрадиционных технологийв таких образовательных облостях, как коммуникация, художественное творчество, социализация и музыка, дает наиболее эффективный результат и значительные положите...