Проектно – исследовательская технология как способ реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками
статья на тему
Автором представлена статья, рассказывающая о том, как использование проектно – исследовательской технологии реализует личностно-ориентированный подход в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика
м.р. Волжский Самарской области
СП «Детский сад «Солнышко»
Проектно – исследовательская технология как способ реализации личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками
Автор
воспитатель Жижина С.М.
Стройкерамика, 2018
Обновление содержания образования согласно «Концепции модернизации российского образования», Закону Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФГОС требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. Реализация системно – деятельностного подхода ставит передо мной как перед педагогом следующие задачи:
- создание условий для мотивации процесса приобретения знаний;
- формировать умение самостоятельно ставить цель и находить пути и средства для её достижения;
- помогать воспитаннику сформировать умения самоконтроля и контроля оценки и самооценки.
Решая данные задачи, я в своей работе использую различные образовательные технологии.
Реализация системно – деятельностного подхода невозможна без использования личностно – ориентированных технологий. В работе с детьми я использую ситуации, ориентированные на личностное развитие, а именно: ситуация успеха, ситуация обращения к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания и другие. Я нахожусь рядом с детьми во время творческого процесса, принимаю их позицию, бережно отношусь к результатам детского творческого труда.
Создание комфортных условий, атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания – это для меня основа партнёрских взаимоотношений с воспитанниками.
Современный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода стала проектно – исследовательская технология. Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они нужны детям и поэтому интересны им. В своей работе я использую метод проектов, что позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. В нашей группе проектная деятельность носит характер сотрудничества. Роль родителей в реализации метода проектов нельзя переоценить. Для каждого ребёнка опыт совместной проектной деятельности с мамой или папой бесценен. Кроме приобретения новых знаний, умений дошкольник получает заряд позитивных эмоций, уверенности в своей значимости и необходимости для родных ему людей.
Ребёнок – самый большой исследователь. Буквально с первых дней жизни он посредством осязания, обоняния, тактильных ощущений исследует, познаёт этот мир. Мои воспитанники сейчас в таком возрасте, когда по сто раз на день звучат вопросы «А почему? Зачем? Для чего?». Моя задача направить эту жажду знаний в нужном направлении. Здесь мне помогает ещё одно «золотое» правило деятельностного подхода: «Радуйся вопросу, но отвечать не спеши». Развитие исследовательских способностей ребёнка – вот основная задача технологии исследовательской деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, – опыты. Для поиска ответов на бесконечные детские вопросы мы проводим занимательные и увлекательные опыты в непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: снегом, воздухом, песком, глиной, камнями, водой и пр. В группе создан уголок исследований и экспериментов. Наши опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами. Самостоятельно рассуждают, рассматривают, обнаруживают, пытаются объяснить увиденное, фантазируют. В самостоятельном экспериментировании детей для меня особенно ценно то, что данная деятельность не задается нами заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. При этом я выступаю не в качестве педагога-наставника, а становлюсь равноправным партнером, соучастником эксперимента. Это позволяет детям проявлять собственную исследовательскую активность. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Я уверена, детское экспериментирование способствует и обогащает детей дошкольного возраста знаниями, дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, учит анализировать, раздумывать, делать выводы, размышлять.
Использование современных образовательных технологий и их интеграция при организации различных видов детской деятельности, самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, делают образовательный процесс целесообразным, результативным, эффективным, целостным, что даёт мне возможность эффективно реализовывать системно - деятельностный подход обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Исследовательская технология при проведении экспериментальных занятий со старшими дошкольниками"
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи практическим работникам ДОУ при организации экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками....
Описание опыта работы по теме "Организация экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательной активности дошкольников"
Из опыта работы по организации и проедении экспериментов, опытов, написании детских исследовательских проектов. В статье описаны этапы проведения эксперимента, этапы подгот...
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
Авторская разработка. Доклад "Проектно-исследовательские технологии"
Доклад на тему: "Проектно-исследовательские технологии"...
Технология проектно-исследовательской деятельности дошкольника - все о проектах в дошкольных группах
Материал поможет понять "Что такое проектно-исследовательская деятельность?"...
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...