Консультация для воспитателей: "Роль загадки в развитии дошкольника".
статья
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. Методика работы с загадками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Роль загадки в развитии дошкольника.
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие. Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались такие ученые, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности. Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную? Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Загадка - малый жанр фольклора
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений - миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Развитием речи дошкольников малыми фольклорными жанрами занимались такие ученые как: Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохима, А.М. Бородич, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич и др. В своих работах они не обошли стороной загадку, как одно из древнейших жанров народного творчества, с которым ребенок встречается еще в раннем детстве. Известный фольклорист В.И. Чичерова дала такое определение загадке, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса ».
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый,
Горластый
Красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу.
Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры. В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше,
не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя загадки разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.
Стоит столбом.
горит огнем, ни жару,
ни пару, ни углей.
Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.
Иду, иду. Конца не найду.
Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия. Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Л. Ульяницкая)
Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий …
Я сегодня утром рано
Умывался из-под …
Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись. Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно и отгадка сама возникнет из звуков.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют
– оттого, что он надут.
Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка.
Какой это мастер
На стекла нанесь
И листья и травы,
И заросли роз? (Е. Благинина)
Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н.Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей. Например, малышам хорошо предложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои предположения. Что за обедом всего нужнее?
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …
В огороде пусто, Если нет …
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.
Косой бес поскакал в лес.
Вьется веревка, на конце головка.
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний. Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит торопится.
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет..В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.
Живой мертвого бьет. Мертвый во всю мочь орет.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки. Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.и конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома. Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку. Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
1. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
2. Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
3. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:
1. установить, в общем виде, что нужно искать;
2. установить, где нужно искать;
3. выявить все оставшиеся признаки;
4. выдвинуть предположение-отгадку;
5. объединить установленные признаки;
6. сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?" Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?" Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным. Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Обучая детей сравнивать загадки об одном и том же предмете или явлении, можно опираться на систему Е. Кудрявцевой, которая более детально рассмотрела данный аспект и предложила использовать дидактические игры. Она также считает необходимым учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание и сравнение.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, считает Е. Кудрявцева, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: "Жидко, а не вода, бело, а не снег" после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях Ю.Г. Илларионова рекомендует не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для развития у детей навыков описательной речи Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?" А также выясняли, как понимают дети то или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому мы обращали внимание и на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний. Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Ю.Г. Илларионова рекомендует использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности. Так, чтобы сделать обычный процесс умывания для детей привлекательным, мы загадывали загадки о предметах туалета, затем спрашивали: "О чем загадка? Что надо сделать, чтобы умыться?" Дети выполняли действия, указанные в загадке. Собираясь на прогулку, мы загадывали детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Методисты предлагают использовать загадки не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, как можно сказать по-разному об одном и том же. Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал, который может быть представлен в разных видах: плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью воспитатель решает проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, дает сенсорное развитие и поднимает эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком - либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. Например, занятие – знакомство с весенними растениями. Он и мачеха и мать, Как цветочек этот звать? В белой шубке стоит дед, Если дунешь – шапки нет!
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил: «Что я слышу – я забываю, Что я вижу - я помню, Что я делаю - я понимаю ».
Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет. Наглядный материал также помогает ребенку лучше освоить игровое действие. Например, игра «Хорошо - плохо», в которой ребенок знакомится с тем, что любой предмет, явление, система – это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и разрешать противоречия на элементарном уровне. Ребенку предлагается выбрать хорошо знакомый предмет и выбрать негативные и позитивные его стороны. Воспитатель вывешивает, например, фотографию кошки, раздает кусочки меха, вывешивает фото крысы, показывает фото маленьких котят, фотографии врача и лекарств от аллергии, фото коврика с отпечатками грязных лапок и просит сказать детей, что хорошего и что плохого может быть от кошки. Сам вид кошки, навивает воспоминания, забытые чувства, стимулирует разговор. На начальном этапе знакомства с игрой, без таких наглядных пособий освоение игры просто невозможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...
консультация для воспитателей«Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании здорового дошкольника»
Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремиться к движени...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в развитии словаря у дошкольников".
Особенности содержания и методики словарной работы в разных возрастных группах. Подбор материала для дидактических игр в разных возрастных группах....
Консультация для воспитателей РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯХ
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке....
Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"
Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка....
Консультация для воспитателей «Роль родителей в речевом развитии дошкольников»
Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте и ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речево...
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей «Роль дидактической игры в развитии дошкольников»...