Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"
консультация по теме
Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rezhisserskoy_igry.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Р о с с и й с к а я Ф е д е р а ц и я Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я)
Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 3 г. Нерюнгри»
678966 Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри ул. Южно-Якутская 32/1тел. (41147) 6-82-39
|
«Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников»
Выполнила:
воспитатель специальной (коррекционной) группы №9
Покшиванова Татьяна Александровна
г. Нерюнгри 2014г.
«Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников».
Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам быть эффективными и успешными в обществе. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыках – навыках общения.
Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Компоненты общения:
Коммуникативный (обмен информацией);
Перцептивный (восприятие);
Интерактивный (взаимодействие) компоненты.
Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.
Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
- Собственно речевые умения
- Вступать в общение;
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);
- Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
- Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики и жестов.
Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Cтадии детской игры.
Становление. На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры.
Образно-ролевая игра. Ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно- ролевой игры. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь.
Собственно режиссерская игра. Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
Преимущества игры.
Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры.
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Наборы для режиссерской игры
Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".
Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве:
- матрешки ;
- объемные "сказочные" пазлы ;
- наборы для пальчикового театра;
- шнуровки с персонажами и элементами ландшафта;
Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома. Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п.
Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.
Среди приемов развития коммуникативных навыков у детей в процессе режиссерской игры можно выделить сказки-подсказки и прием использования строительного материала для изготовление атрибутов.
Сказки-подсказки
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
Играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее.
Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор.
Приведем некоторые примеры использования строительного материала в режиссерской игре:
- Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.);
- Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками;
- Строительство будки для собачки;
- Строительство башенки для петушка и пр.;
- Строительство зоопарка;
- Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
В соответствии с выбранным сюжетом игрушки живут и действуют в тех или иных постройках, т.е. постройки могут быть многофункциональны.
Все перечисленные игровые приемы, материалы, безусловно, помогут создать насыщенный и разнообразный сценарий режиссерской игры, где дети получают новый опыт и учатся взаимодействовать. Поэтому режиссерская игра является важным средством развития коммуникативных навыков.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков дошкольников
Мое выступление на педагогическом совете....
Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников
В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....
«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...
"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"
Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...
Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников (4-5 лет)
Картотека игр...
Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников
Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников...
Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников
Сборник игр...