Консультация для педагогов " Дети с органическими возможностями здоровья."
консультация
Предварительный просмотр:
Дети с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, выбирать образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться в обычном детском. Начинать совместное воспитание и обучение, без сомнения, нужно начинать в дошкольном возрасте.
Для успешной организации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, необходимо соблюдать следующие условия:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Програмно-методическое обеспечение
- Кадровое обеспечение
- Психолого-педагогическое сопровождение
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
1. Психологическая безопасность.
2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.
3. Единство совместной деятельности.
4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Понятие и классификация:
Что же это за категория детского населения? Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- - с нарушением слуха;
- - с дисфункцией речи;
- - с патологией опорно-двигательного аппарата;
- - с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- - с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- - дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Для каждой категории детей с ОВЗ предусмотрены специальные коррекционные схемы обучения. В результате таких программ ребенок может полностью избавиться от своего дефекта или хотя бы сгладить его проявления и развить компенсаторные механизмы адаптации.
Способы адаптации при ОВЗ
На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:
- Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
- Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
- Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
- Принцип психологической безопасности.
На начальном этапе образования важно вызвать интерес, готовность и способность к сотрудничеству с преподавателем, умение выполнять задания. А целью обучения в средней школе уже будет формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, а также - выявить творческие способности. В результате обучения детей с ОВЗ нарушения одного из анализаторов замещаются более сильной и чуткой работой других. Хорошим примером этого является то, как у ребенка с нарушением зрения активизируются компенсаторные механизмы и интенсивно развивается осязание, слух, обоняние.
Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.
Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.
Педагог-психолог:
- организация взаимодействия педагогов;
- психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
- коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
- разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
- повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
- консультации родителей.
Учитель-логопед:
- диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
- составление индивидуальных планов занятий;
- проведение индивидуальных занятий;
- консультирование педагогов и родителей.
Музыкальный руководитель:
- эстетическое и музыкальное воспитание детей;
- подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей
-использование элементов музыкотерапии.
Инструктор по физкультуре:
- проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
- улучшение психомоторных способности воспитанников.
Воспитатели:
- проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
- развитие моторики;
- прививание культурно-гигиенических навыков;
- организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
- создание благоприятного микроклимата в группе;
- консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......
Консультация для педагогов на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития....
Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?» .
Консультация для педагогов «Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они...
Консультация для родителей «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
советы родителям с детьми с ОВЗ...
Консультация для педагогов «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов...
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Играем вместе с мамой»
Консультация для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья«Играем вместе с мамой»...
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...