доклад «Работа с семьей, как социального партнера детского сада»
учебно-методический материал

доклад

«Работа с семьей, как социального партнера детского сада»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Санагинский детский сад

доклад

«Работа с семьей, как социального партнера детского сада»

Воспитатель: Дармаева В.Н

у. Санага

2019 г.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития я наметила работу в четырех направлениях:

1. Познавательное направление

2. Информационно аналитическое направление

3. Наглядно информационное направление

4. Досуговое направление

Работа с родителями мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:

- "Круглый стол" по любой теме;

- тематические выставки;

- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- семейные спортивные встречи;

- телефон доверия;

- открытые занятия для просмотра родителей;

- конкурс семейных талантов;

- сайт ДОУ

Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

- Это учет индивидуальности ребенка;

- Это укрепление внутрисемейных связей;

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой показываю родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно. Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений моей работы с семьей.

Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с

возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

общие, групповые собрания

консультации и индивидуальные беседы

выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

Совместные экскурсии

Открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.

Совместное создание предметно развивающей среды

Телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех родителей) .

Утренние приветствия.

Информационно аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.

По данному направлению можно проводить:

анкетирование

тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.

Наглядно информационное направление даёт возможность донести до родителейлюбую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительскихобязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.

Данное направление включает:

Родительский уголок, включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.

Нормативные документы

Объявления и рекламы

Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)

Папка передвижка.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому

что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

Эмоциональный уголок«Здравствуйте, я пришёл», фотовыставки.

Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт

взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительскойобщественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет воспитателя растет. Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они.

По данному направлению можно организовать:

праздники, которые можно закончить чаепитием;

развлечения

знакомство с профессиями родителей

празднование дней рождения

выставка семейной коллекции

акции различной направленности.

У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их это большой труд, воспитание души, дни добрых дел.

 

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:

  • Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
  • использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
  • совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
  • день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
  • «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
  • Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
  • детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
  • мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
  • собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
  • собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
  • собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
  • родительская конференция (в них участвуют не только родители, но и общественность);
  • тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме, интересующие родителей);
  • клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
  • выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).

В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
  • Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
  • Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.

Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.

Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.

Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений старших дошкольников о труде взрослых в процессе взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы «Сотрудничество ДОУ и семьи, как социальных партнеров»

Цель:  Возрождение традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ...