«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
материал

Мельникова Светлана Николаевна

Папка по самооразованию воспитателя ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бобровский детский сад №5 «Сказка»

ПАПКА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

воспитателя

Мельниковой Светланы Николаевны 

на 2017 -2018 учебный год

Тема:

«Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Бобров 2017

Актуальность выбранной темы

      В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

     В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

    В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

    Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Цель: 

формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, гроду, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны.

Задачи:

Образовательные задачи:

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

-формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

-формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Развивающие:

- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

- развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

-развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

Воспитательные:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.

  В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Всё это определило следующие задачи:

- Изучить возможности  формирования патриотических чувств и развитие нравственности через   комплекс мероприятий, пронизывая все виды деятельности.

-Создать  условия для формирования у детей потребности участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, ее гражданином.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Алешина Н. В.  «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как   воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье».

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5.  Ривина Е.  К.  «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

6. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

7. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду».

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Экскурсия в МОУ СОШ № 34 г. Тихорецка.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».




Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России,

родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей.

Выставка работ

детского творчества.

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Развлечение «Пришла коляда, отворяй ворота».

Февраль

ООД  «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Подарок маме».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

ООД,  посвящённая  Дню Победы.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Участие в акции «Покорите птиц зимой».

Конкурс кормушек.

Март

Подготовка к Международному женскому дню 8 Марта.

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».


Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Развлечение  «Пришла Кояда, отворяй ворота!».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Задачи на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бобровский детский сад №5 «Сказка»

Сценарий развлечения

«Пришла Коляда, отворяй ворота!»

                      воспитатель: Мельникова С. Н.

Бобров 2018

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 

1. Познакомить с обрядом колядования.

2. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, пляскам.

3. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Материалы и оборудование: домик, музыкальные шумовые инструменты, платочек и маска бабы Яги для игр.

Предварительная работа: разучивание колядок, хороводов, игр.

Ход развлечения

Звучит русская народная мелодия. Заходят ряженые (дети), играют на музыкальных инструментах, осыпают зрителей зерном и поют песенку:

Сею, сею, посеваю

С Рождеством Вас поздравляю!

Пришла Коляда,

Отворяйте ворота!

Эй, хозяева, спешите

Ворота-то отворите!

Открывайте поскорей

Приглашайте-ка гостей!

Подходят к домику, стучатся.

Ряженые: Дома ли хозяюшка?

Появляется хозяйка.

Хозяйка: Дома я, дома!

Ряженые: Желаем счастья здоровья в Новом году!

                   Чем, хозяйка, нас одаришь,

                   Что ты нам сейчас подаришь?

Хозяйка: Не плясали и не пели, угощенья захотели. Погоди же постойте, песенку мне спойте.

Ряженые поют:

Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Коляда, коляда

Отворяй ворота!

Коляда, коляда

Горе не беда!

А бывает коляда

На кануне Рождества!

Хозяйка: Хорошо поете, а играть умеете?

Проводятся русские народные игры: «Бабка Ежка», Горелки с платочком»

Хозяйка: Хорошо играете, а загадки разгадаете?

Загадки: 

1. Он слетает белой стаей

И сияет на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег).

2. Что за звездочка такая

На пальто и на платке_

Вся сквозная, вырезная,

А возьмешь вода в руке? (снежинка)

3. Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка – крохатулька,

Зимний леденец… сосулька.

4. Все его боятся,

Больно может он кусаться

Прячьте уши, прячьте нос

Ведь на улице ….мороз.

Хозяйка: И загадки разгадали. А теперь пора плясать, себя в танце показать.

Общая пляска-хоровод под музыку группы Иван купала «Коляда»

Хозяйка: Вы и пели и плясали и играли, в удивленье. Заслужили вы за это угощенье! Вот вам конфет кулек,

      Да калачей лоток.

      Вот мешочек с пятаками,

      Расплачусь я с вами!

Ряженые: 

1. Кто нам дал конфет

Тому год жить без бед!

2. Кто нам дал пятачок

Тому счастья мешок!

3. Кто угостил нас калачом

Тот будет богачом!

Хозяйка: Приходила Коляда

С колядой была звезда.

Ты куда пошла опять, Коляда?

Ряженые: Колядовать!

Под игру шумовых инструментах и пляску ряженые покидают музыкальный зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....

Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО

Консультация для педагогов. ФГОС на практике....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....