Круглый стол для педагогов групп раннего возраста "Шаги навстречу"
консультация

Темирова-Скорходова Ольга Александровна

Кргулый стол для педагогов групп раннего возраста по адаптации детей к условиям деского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krgulyy_stol_adaptatsiya.docx155.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7  «Золотая рыбка»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

для педагогов групп раннего возраста

«Шаги навстречу»

974393809.jpg

Подготовила

педагог-психолог

Темирова-Скороходова О.А.

Городской округ город Выкса

2019 год

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.

Задачи:

  • Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
  • Структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
  • Обучить педагогов конструктивным способам общения с детьми.
  • Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности педагогов.

Ход круглого стола

Психолог. Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас видеть! Надеюсь, что сегодняшняя консультация в форме круглого стола  будет для вас интересным и полезным. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о маленьких детях, которые только-только пришли к нам в садик

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум и пребывание в нем, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится нормальная личность ребенка, поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояние эмоционального благополучия. Успешная адаптация ребенка к детскому саду является условием эмоционального благополучия.

Упражнение 1. Так что же такое "адаптация"?

 На магнитной доске составить из предложенных слов определение "Адаптация".

Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами ( + лишние слова) для определения слова "Адаптация".

Адаптация - процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.

Адаптация - это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Упражнение 2. «Теннисные мячики»

Психолог. Посмотрите на шарики в моей корзине - это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Берите шарик и называйте чувства и трудности.

Примеры:

  • Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» - и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
  • незнакомая обстановка;
  • незнакомые взрослые, мальчики и девочки;
  • недостаточно развитые навыки самообслуживания;
  • новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?

Ответы участников.

Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»

Участники формируют определение «Адаптация»

А – активность

Д – добро

А – анализ

П – последовательность

Т – тактичность

А – аргументированность

Ц -  целеустремленность

И – инициативность

Я – яркость.

Теоретический блок

Психолог. Предлагаю вспомнить периоды адаптации

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:

1.Острая фаза сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к  снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц).

2.Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

3.Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате к концу учебного года дети преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду: легкую (1-16 дней), среднюю (16-32 дня) и тяжелую (32-64 дня).

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течении двух недель. Аппетит восстанавливается к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчивое спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Болеет ребенок не более одного раза и без осложнений.

При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с родителями и близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Проявляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Болеет ребенок не более двух раз, заболевание длится не больше 10 дней и протекает без осложнений.

Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.

О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (коротки, беспокойный) сон ребенка: он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Также возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерики.

Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение, или, напротив, он может быть пассивным, подавленным,  напряженным, избегать общения со сверстниками, сторониться и отказываться от участия в какой-либо деятельности.

Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в том числе к замедлению роста и прибавке в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Болеет ребенок более трех раз, болезнь длится свыше десяти дней.

По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет: в яслях – 7-10 дней;  в три года – 2-3 недели.

Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, - на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой и доброжелательной интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Поделитесь, какие игры вы знаете? Я подготовила для Вас методическое пособие «Игры с детьми в период адаптации к ДОУ» (приложение 1).

Обсуждение и разработка стратегии поведения

в проблемных ситуациях

Ситуация 1. Один ребенок расплакался, остальные заревели вслед за ним: что делать.

Обсуждение.

Я подготовила для Вас памятку «10 способов успокоить плаксу» (приложение 2) и «Простые правила, чтобы предотвратить плач» (приложение 3).

Ситуация 2. Ребенок царапает или кусает других детей.

Психолог. Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным

Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.

1 причина. Устанавливает границы в отношениях.

Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким образом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.

Как помочь. Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка – положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность  понимать себя и другого.

Пример беседы воспитателя. Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел ее потрогать и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.

Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснение: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя- это больно и обидно».

2 причина. Хочет чувствовать, что он существует

Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.

Как  помочь. Подберите для детей игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.

Пример игры.  Например, игра «Каравай»

Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.

3 причина. Конкурирует за внимание воспитателя

Если ребенок царапает или кусает детей только  в деском саду, то причиной может быть конкуренция за внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться – это хороший способ быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.

Как помочь. Дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и царапаться ему для этого не обязательно. Важно, чтобы ребенок обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем –нибудь или просо улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.

4 причина. Пытается сплотить семью

Когда ребенок царапается или кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.

Как помочь. Обратите внимание родителей на то, что происходит в семье. Рассказать о возможной причине такого поведения ребенка.

5 причина. Переживает кризис в семье

Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменение в семье (это может быть смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события). Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужна помощь и поддержка в этот период. Как проявлять переживания и попросить о помощи по другому , он порка не знает.

Как помочь. Поговорить с родителями, деликатно узнать об изменениях в семье. Предложить обратиться за помощью к психологу.

Общие рекомендации

Не критикуйте ребенка, а отмечайте неполезный поступок. Избегайте ярлыков «плохой», «агрессивный», «плакса», «неуклюжий». Это формирует низкую самооценку, которая усиливает сложности во взаимоотношениях. Ребенок может заболеть, начать врать или злиться на другого, на фоне которого становится плохим.

Помогайте ребенку воспринимать себя как хорошего. Обращайте  внимание на его поступки, которые помогают понять, к чему ведут эти действия в отношениях, а к чему другие. Пусть ребенок чувствует, что вы на его стороне и помогаете стать успешнее, испытывать положительные чувства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры с детьми  в период адаптации детей к условиям ДОУ

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

«Иди ко мне». Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«Пришел Петрушка». Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Выдувание мыльных пузырей». Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

«Хоровод». Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вариант игры 1:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры 2:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Покружимся». Материал. Два игрушечных мишки. Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

«Прячем мишку». Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

«Солнышко и дождик». Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

 «Поезд». Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

«Хоровод с куклой». Материал. Кукла средних размеров. Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать.  Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребёнку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант игры. Игра проводится с мишкой (зайцем).

«Догонялки» (проводится с двумя-тремя детьми). Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

«Солнечные зайчики». Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Игра с собачкой». Материал. Игрушечная собачка. Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

«Собирание сокровищ». Материал. Корзина. Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребёнком сокровища (камешки, веточки, стручки, листья и т.д.) и складывает их в корзину. Выясняет, какие сокровища вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.

Пальчиковая игра “Дружные пальчики!”

Дружат в нашей группе           Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики                   подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим            
Пальчики сцепляются в замок.

маленькие пальчики.

Игра “Покачай малыша!” Ход игры. Педагог приносит куклу и предлагает по очереди покачать  ее на руках, приговаривая вместе с педагогом:

Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.

Игра  “Подари любовь и тепло” Ход игры. Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

- Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

«Кто в кулачке?». Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

«Игра с кистями рук». Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторить их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это» струи дождя».

Складывает пальцы  каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком  расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

«Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».

Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

«Подуй на шарик, подуй на вертушку». Материал. Воздушный шарик, вертушка. Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.

«Забава с увеличительным стеклом». Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое). Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы  и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д.

«Вместе с мишкой». Материал. Игрушечный медвежонок. Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

«Игра с куклой». Материал. Кукла. Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.

«Соберем игрушки». Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

«Передай колокольчик». Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

«Зайка». Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

«Позови». Материал. Мяч. Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

«Мяч в кругу». Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

 Игра  “Прыгай веселей”. Ход игры. Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей!                   Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!                    руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!                      кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём

 и опять играть начнём.

 Игра “Как живёшь?” Ход игры. Педагог предлагает детям сжать пальцы обеих рук в кулачки.

Как живёшь?            Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?              Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?          Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?       Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?           Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?       Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?      Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?            Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!

Игра  “Наши ножки” Ход игры.  Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Большие ноги шли по дороге.                 Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки

бежали по дорожке:                              Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают,                            Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.

Игра “Пляшут наши детки! ” Ход игры.

- Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

Где же, где же наши ручки?            Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?                         Прячут руки за спину.
Нету наших ручек !                          Выставляют руки вперёд.
Вот, вот наши ручки!                       Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Вот наши ручки!      

Пляшут, пляшут наши ручки!         Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?            Разводят руками

Где же наши ножки?
Нету наших ножек!                                

Вот, вот наши ножки!                            Обхватывают ноги руками.
Вот наши ножки!                                    Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки!              Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?                  Разводят руками

Где же наши детки?
Нету наших деток!                                 Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки!                                    Разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки!

(Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.)
Пляшут наши детки!

«Все дальше и выше». Материал. Яркий мяч. Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.

«Бегом к дереву». Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

«Мы топаем ногами». Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

«Мяч». Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

10 способов успокоить  плаксу

В период адаптации детей  к детскому саду малыши плачут, склонны к демонстративному поведению, непослушанию, истерике. Яркие эмоции быстро передаются другим детям. Плачущего ребенка нужно срочно утешить, купировать отрицательные эмоции. Но как это сделать? Ниже –советы педагогам.

Сохраняйте спокойствие. Не  раздражайтесь и не паникуйте при виде плачущих детей, не нервничайте. Постарайтесь заразить их хорошим настроением.

Предложите игру. Чтобы переключить внимание детей, проводите игры и игровые упражнения. Игра должна быть интересной, яркой, простой, с легким началом.

Дайте «важное поручение». Напомните малышу о каком-нибудь «важном деле» или поручении, о котором договаривались раньше. Скажите, что его нужно срочно выполнить. Например, предложите полить недавно распустившуюся лилию или помочь вам подготовить сюрприз для ребят.

«Не замечайте» капризулю. Если плач ребенка усиливается, когда взрослые уделяют ему внимание, попробуйте сделать вид, что не замечаете капризного настроения. Постепенно переключите его внимание на совместную деятельность с другими детьми.

Подключите сознание к эмоциям плачущего ребенка. Например, попросите его плакать тише, потому что у вас разболелся зуб, или глубже дышать во время плача, чтобы не захлебнулся слезами. Даже минутное раздумье по поводу вашего предложения поможет ему успокоиться.

Громко и четко объявите о предстоящем интересном мероприятии в детском саду. Объявление должно быть важным для всех детей. Например, что после завтрака в группу придут гости и до их прихода нужно убрать все игрушки.

Преувеличьте сочувствие по отношению к плачущему до смешного. Проговаривайте удивительные и нелепые для ребенка слова утешения, например: «Какой же ты несчастный…плачешь, наверное, потому что хочешь спать…или потому что не хочешь идти на прогулку…или из-за того, что у тебя дома совсем нет игрушек…»

Рассмешите ребенка. Юмор и шутки помогут ему расслабиться и погасят отрицательные эмоции.

Разрешите приносить в группу небольшую любимую игрушку из дома. Знакомы предмет поможет детям, которые часто плачут, удерживать эмоциональное равновесие при дополнительной поддержке воспитателя.

Попросите помощника воспитателя побыть с плачущим ребенком вне групповой комнаты. Пусть прогуляются по холлу детского сада, посмотрят в окно. Это поможет успокоить ребенка и нормализовать эмоциональный фон остальных детей в группе.

Обеспечьте тактильны контакт. Если родители не против, посадите ребенка на колени, возьмите за руку, погладьте по голове. Внимание взрослого и тактильны контакт помогут ему почувствовать себя защищенным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Простые правила, чтобы предотвратить плач

Проблему плача можно решить до того как она возникла.

Попросите родителей помочь вам. Родители нередко становятся причиной плохого настроения малышей и провоцируют их на плач, особенно утром при расставании. Объясните родителям, что настроение, с которым ребенок приходит в детский сад, воздействует на психологическое здоровье – его собственное и других дет. Попросите помочь вам и расскажите, как правильно готовить детей к приходу в детски сад.

Создавайте эмоциональные островки. Организуйте в групповой комнате разрозненные игровые и развивающие зоны – островки. Увлеките детей совместной деятельность в микрогруппах. Так вы сможете быстро погасить негативные эмоции, которые возникли в одной из микрогрупп, занять расстроенных детей чем-то интересным и не привлечь внимание остальных.

Используйте музыкотерапию. Спокойная, негромкая знакомая детям музыка послужит для профилактики эмоциональных срывов и поможет успокоить плач. Музыкальный фон уместен, когда дети готовятся к занятиям, во время игровых пауз. Малыши легче переносят утреннее расставание с родителями, если слышат в группе негромкую, но ободряющую музыку.

Устраивайте сюрпризы. Переключите внимание при помощи «волшебного сундучка» с предметами по возрасту, которые должны называть у детей неподдельный интерес. Это могут быть сказочные предметы, звучащие и шумящие игрушки, яркие арт-объекты. Обновляйте содержимое «волшебного сундучка», чтобы дети всякий раз хотели его увидеть. Обыграйте «находки», демонстрируйте собственный интерес и восторг.

Проявляйте артистизм. Отвлечь внимание плачущего ребенка поможет умение быстро перевоплотиться в сказочного героя. Для этого держите под рукой атрибуты: головной убор, элементы одежды, очки или колпак волшебника, накладной нос и т.п. Важно чтобы сказочный герой ассоциировался у детей  с радостью, добром, вызывал доверие, был им интересен. Создавайте образ с помощью мимики, пластики, голоса. Это привлечет внимание детей и поможет вам контролировать ситуацию, направить ее в продуктивное русло: организовать игру, совместную деятельность, развлечение.

Пойте и танцуйте вместе с детьми. Поющему воспитателю скорректировать эмоциональный фон в группе легче. Если вы обладаете музыкальным  голосом и слухом, владеете репертуаром для детей, то в критических ситуациях сможете завладеть вниманием. Просто запойте знакомую им песню и стимулируйте их запеть вместе с вами или танцевать под ваше пение.

Вырабатывайте у детей положительные ассоциации с детским садом. Приучайте их к мысли, что каждый день несет какое-то интересное событие в детском саду. Перед расставанием анонсируйте новую программу на следующий день. Например, дети с нетерпением будут ждать встречи с любимым сказочным персонажем, театрализованного представления или игры-соревнования.

Используйте прием «В дружном коллективе каждому рады». Создайте традицию радостно приветствовать утром каждого приходящего ребенка. Форма приветствия может повторяться в неизменном виде или  быть разной. Пришедшего можно приветствовать хором или персонально, но каждый уже находящийся в группе ребенок должен встретить его тепло и радостно.

Персонализируйте пространство. Помогите каждому ребенку организовать в группе сове «гнездышко» - маленькое уютное персональное пространство. Понаблюдайте, где кто любит сидеть, когда отдыхает от коллектива. Приучайте детей уважать персональное пространство друг друга. При нестабильном эмоциональном фоне в группе оно поможет детям успокоиться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПАМЯТКА для педагогов

Чего не стоит делать, когда ребенок плачет

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ребенок царапает или кусает других детей

Не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.

1 причина. Устанавливает границы в отношениях.

Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким образом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.

Как помочь. Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка – положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность  понимать себя и другого.

Пример беседы воспитателя. Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел ее потрогать и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.

Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснение: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя- это больно и обидно».

2 причина. Хочет чувствовать, что он существует

Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.

Как  помочь. Подберите для детей игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.

Пример игры.  Например, игра «Каравай»

Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.

3 причина. Конкурирует за внимание воспитателя

Если ребенок царапает или кусает детей только  в деском саду, то причиной может быть конкуренция за внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться – это хороший способ быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.

Как помочь. Дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и царапаться ему для этого не обязательно. Важно, чтобы ребенок обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем –нибудь или просо улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.

4 причина. Пытается сплотить семью

Когда ребенок царапается или кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.

Как помочь. Обратите внимание родителей на то, что происходит в семье. Рассказать о возможной причине такого поведения ребенка.

5 причина. Переживает кризис в семье

Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменение в семье (это может быть смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события). Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужна помощь и поддержка в этот период. Как проявлять переживания и попросить о помощи по другому , он порка не знает.

Как помочь. Поговорить с родителями, деликатно узнать об изменениях в семье. Предложить обратиться за помощью к психологу.

Общие рекомендации

Не критикуйте ребенка, а отмечайте неполезный поступок. Избегайте ярлыков «плохой», «агрессивный», «плакса», «неуклюжий». Это формирует низкую самооценку, которая усиливает сложности во взаимоотношениях. Ребенок может заболеть, начать врать или злиться на другого, на фоне которого становится плохим.

Помогайте ребенку воспринимать себя как хорошего. Обращайте  внимание на его поступки, которые помогают понять, к чему ведут эти действия в отношениях, а к чему другие. Пусть ребенок чувствует, что вы на его стороне и помогаете стать успешнее, испытывать положительные чувства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сказкотерапия в период адаптации детей к условиям детского сада

«Сказкотерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, в ней проявляется чувство защищённости и тайны. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, она помогает ребёнку не только адаптироваться, но и способствует его развитию. Только в сказках дети сталкиваются со сложными явлениями и чувствами. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка. 

Сказка про то, как Мурзик пошел в детский сад

(М. Панфилова, М. Самченко)

Жил- был котенок, и звали его Мурзик. Он был маленький, пушистенький, рыжего цвета, с розовым носиком и голубыми глазками. Мурзик был добрый, ласковый и слушался маму – кошку. Однажды мама сказала Мурзику:

- Мурзик, ты уже совсем большой и скоро пойдешь в детский сад. Там будет много других деток, разных игр и игрушек.

- Зачем? – спрашивает Мурзик. – Что я там буду делать? Я никого там не знаю. Мне будет страшно! Я хочу быть с тобой!

- Чтобы перестать бояться давай вместе сходим в детский садик, познакомимся с воспитателем, посмотрим группу и детскую площадку, - отвечает мама.

И вот мама с Мурзиком пошли в детский сад. Мурзик осматривал все вокруг: здесь было так много нового и непонятного! Он держал маму за лапку и не отходил от нее ни на шаг. Когда мама с Мурзиком поднялась в группу, их там встретила воспитательница – зайчиха. Она улыбнулась и пригласила Мурзика и маму посмотреть группу. В группе Мурзик увидел много разных игрушек. Одни были маленькими, другие большими… Красными, желтыми, зелеными, разноцветными…Их было так много, что Мурзик даже не мог понять, какая из игрушек ему больше нравится.

- Чьи это игрушки и кто в них играет? – спросил Мурзик у мамы.

- Это игрушки детского сада, и играют  с ними все, кто сюда приходит, - ответила мама.

- И мне можно? – удивился Мурзик.

- Конечно, улыбнулась мама.

- Мурзик, иди играть! – позвала тетя воспитательница.

Мурзик решил посмотреть все игрушки и поиграть с ними. Когда он подошел поближе, то увидел игрушечный стол, на котором стояли маленькие блюдечки с кружечками, лежали ложки и вилки. За столами сидели куклы. В другом углу группы Мурзик увидел голубой диванчик  в виде кораблика, а за ним огромную полку с машинками и железную дорогу с паровозиком. Мурзик стал играть с машинками и железной дорогой.

- Мурзик, - позвала его мама, - я пойду в магазин за молоком, а потом приду за тобой, а ты пока поиграй!

- Хорошо, мамочка, - не отрываясь от игры, ответил Мурзик.

- А еще  у гас можно играть на детской площадке, сказала зайчиха –воспитательница и пригласила Мурзика на прогулку.

Там Мурзик увидел песочницу, разноцветные качели, горки, паровозы. Ему очень захотелось везде полазать и покачаться. Зайчиха помогла Мурзику кататься с горки и на качелях, научила его делать куличики из песка. Когда пришла мама, Мурзик рассказал ей о том, как играл. Ему очень понравился это день в детском саду. И когда они с мамой уходили, Мурзик весело бежал рядом и думал о том,  в какие игрушки он поиграет в детском саду завтра.

скачанные файлы.jpg

Литература:

  1. Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -96 с. (Из опыта работы по программе Детство»).
  2. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. -154 с.
  3. Справочник педагога –психолога (детский сад) №10 октябрь 2018
  4. Справочник педагога –психолога (детский сад) №4 апрель 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"

Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Антикян И. В. Круглый стол для педагогов "Профилактика нарушений звукопроизношения в условиях ДОУ, не имеющем в своем составе специализированных групп"

Деловая игра учителя-логопеда для педагогов ДОУ. Цель. Повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики нарушений звукопроизношения у дошкольников....

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка"

Круглый стол для родителей группы раннего развития: "Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка" ...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...