Кружок по экологическому воспитанию "Эколята - дошколята"
проект (средняя группа)
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_19-20g.docx | 87.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Вольновский детский сад»
Полтавского района Омской области
Кружковая работа по познавательному развитию
«Эколята – дошколята»
в средней группе
Разработчик: Дикопавленко Ю.С
Вольное 2019 г
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В. Сухомлинский.
Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.
Особенностью кружка «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Природолюбия помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
-обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон.
Развивающие:
-развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
-формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.
Воспитательные:
-формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Используемые методы работы:
Наглядные методы:
-экскурсии, целевые прогулки;
-наблюдения;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр
– драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Форма работы:
Образовательная деятельность проводится каждый четверг во второй половине дня, 16.00-16.20, в течении всего учебного года.
Список детей:
1.Артёмова Вероника
2. Бабий Владимир
3. Терешонок Анастасия
4. Овчинников Олег
5. Мулланурова Татьяна
6. Селезнёв Андрей
7. Гудименко Юлия
8. Морозов Семён
Планируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Используемая технология: игровая, познавательно- исследовательская.
Срок реализации: 2 года
Образовательные области: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное, Речевое развитие,
Перспективный план 1 год обучения
Месяц число | Тема | Задачи | оборудование | Литера тура |
Сентябрь (5) | Введение. Презентация «Азбука природолюбия» | Посвящение детей в Эколята, с вручением им атрибутики (значки), ознакомление с гимном и клятвой «Эколят дошколят» | Значки на каждого ребенка, проектор, ноутбук | Конспект № 1 |
12 | Дары природы | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | Кукла, две корзины, муляжи овощей и фруктов или картинки, серия картинок: семена огурцов, росточек огуречный, человек поливает грядку, огурцы цветут, плетни с огурцами. | №6 стр. 28 (1) |
Октябрь (3) | «У медведя во бору грибы, ягоды беру» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Формировать готовность к совместной деятельности. | Панорама осеннего леса, игрушки: ежик, белочка, медвежонок. Муляжи грибов и ягод. | №6 стр. 30 (2) |
10 | «Экологическая тропа» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Прогулка на участке детского сада - объекты экологической тропы: деревья на участке, скворечник, кормушка, пень, осенние листья разных деревьев. | №6 стр. 33 (3) |
17 | «Что растёт в лесу?» | Дать детям знания о лесе (в лесу растет много разных деревьев, кустарников, ягоды и грибы и тд), познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями нашего края на тему осеннего леса. Познакомить детей с природой родного края и Омской области (какие деревья растут).Формировать умение замечать красоту осенней природы. | Фланелеграф, изображения деревьев Омской области в осенний период, Кукла или любое животное, корзинка, картинки с изображением ягод и муляжи грибов. ОП | ОП стр. 24 №19 стр. 45 |
24 | «Кто живёт в лесу?» | Расширять представления детей о лесе, кто живет в лесу, чем питаются. Развивать умение детей различать животных по особенностям внешнего вида. развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Картина с изображением диких животных в лесу, игрушки животные. | № 19 стр. 50 |
31 | «Куда исчезают насекомые?» | Способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. | Фотографии с изображением насекомых, | Конспект № 2 |
Ноябрь (7) | Насекомые Омской области | Формировать представления о насекомых родного края, воспитывать осознанное правильное отношение к природе родного края. Познакомить детей с насекомыми омской области, их повадками, средой обитания. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. | Иллюстрации с изображением насекомых: муравей, пчела, кузнечик, майский жук и тд.. | Хрестоматия ОП стр.68 |
14 | Деревья и кустарники на участке детского сада | Способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы. | Игрушка Кролик, план участка (деревья и кусты), контуры деревьев и кустов, осенние листья, листья бумажные для игры, | Конспект № 3 |
21 | Какие разные птицы | Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам | Иллюстрации с изображением зимующих и перелетных птиц. | Конспект № 4 |
28 | Птицы Омской области | Обогащать представление детей о птицах родного края, расширять возможности детей для вовлечения его в разнообразную практическую деятельность. Приобщать детей к к природе родного края. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. | Иллюстрации птиц: синица, дятел, ласточка, скворец. | Хрестоматия ОП стр. 63 |
Декабрь (5) | Экологическая игра «Да или нет»; «Когда это бывает?» Чтение рассказа «Жалоба деревьев» Л. Квитко | Обобщить и систематизировать знания детей о природе и месте человека в ней, развивать внимание, мышление, речь, воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. | Атрибуты к дидактической игре, иллюстрации. | Конспект № 5 Хрестоматия стр. 67 |
12 | «В гости к деду Природоведу» | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Развивать умение наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. Формировать готовность к совместной деятельности. | Объекты экологической тропы, дед Природовед в зимней одежде, угощение для птиц. | № 6 стр. 50 (10) |
19 | Где живут дикие звери | Способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. | Иллюстрации с изображением диких животных | Конспект №6 |
26 | Как живут домашние животные | Способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными | Игрушка Курочка ряба, иллюстрации домашних животных, дид игра «кто, что ест», | Конспект № 7 |
Январь (9) | Животные Омской области | Обогащать представление детей о своеобразии животного мира родного края, способствовать формированию любознательности и познавательного интереса. | Иллюстрации диких и домашних животных. | Хрестоматия ОП |
16 | «Путешествие по зимнему лесу» | Продолжать знакомить детей с лесом. Формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывает влияние условия, в которых они находятся. Развивать игровые умения. Формировать готовность к совместной деятельности. | Декорации зимнего леса: елки, пеньки, картины с изображением зимнего леса и их обитателей, кукла в зимней одежде и с корзинкой. | № 19 стр. 99 |
23 | «Кому нужна вода» | Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. необходимости беречь воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. | Кукольная одежда, игрушки, комнатные растения. | № 19 стр. 93 |
30 | Викторина «Знатоки природы» | Закреплять знания детей о родной природе. Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе. Воспитывать бережное отношение к природе через игру. Создать радостное настроение. | Маленький столик, 2 стола для команд, атрибут названия команды, изображения зимующих, перелётных птиц, фишки - ёлочки, овощи и фрукты, 2 корзинки, шапочка вороны, карточки «Что происходит в природе». | Конспект № 8 |
Февраль 6 | Экологическая игра «Расскажи без слов» Чтение рассказа «Садовник» Г. Сапгир | Развивать представления детей о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению. | Иллюстрации с изображением различных природных явлений. | Конспект № 9 Хрестоматия стр. 74 |
13 | Мир комнатных растений | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Формировать умение различать комнатные растения по внешнему виду. Развивать все виды речи. Формировать готовность к совместной деятельности. | Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, аспидистра, фикус. | № 6 стр. 57 |
20 | Поможем ёлке – она живая. | Воспитывать бережное отношение к дереву на примере Ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветви, как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее. Формировать готовность к совместной деятельности. | Ель на участке | № 8 стр. 35 (3) |
27 | Человек часть природы | Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым | сюжетные картинки, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало. | Конспект № 10 |
Март (5) | Экологическая игра «Прогулка по лесу» Отгадывание загадок | Вызвать у детей интерес к окружающему миру; формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её. | Карточки с изображением деревьев, игрушка зайчик | Конспект № 11 |
12 | Чтение сказки «Весна пришла и сказку принесла» | Закрепить знания о культуре поведения в природе. Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите. | Плакаты и иллюстрации | Хрестоматия |
19 | День Земли | Приобщать детей к праздничной культуре. Развивать желание принимать участие в празднике. Создавать радостное настроение. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. | Атрибуты к празднику | № 19 стр. 137 |
26 | Экологическая игра «Береги природу» | Закреплять знания об охране объектов природы. Развивать свободное общение. Формировать готовность к совместной деятельности. | Изображения природы, птиц, животных, воды и тд. | Конспект № 12 |
Апрель (2) | Экологическая тропа весной | Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Объекты экологической тропы: Береза, клумба, скворечник, кормушка для птиц, пень. | № 6 стр. 66 (16) |
9 | Весна в лесу | Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период. Формировать представления о жизни лесных животных. Развивать умение поддерживать воображаемую ситуацию. Развивать свободное общение. | Картины из жизни диких животных, кукла, бинокли, фотоаппарат, подзорная труба. | № 19 стр. 141 |
16 | Цветущие деревья | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений); формированию умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); развивать умения различать деревья по листьям, цветам; воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу | Предметные картинки, дид. игра чей листок. | Конспект № 13 |
23 | Весна -красна | Способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека; развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе | Предметные картинки, иллюстрации труд людей весной. | Конспект № 14 |
30 | Беседа «Мой чистый мир» | Дать детям представление о проблеме мусора в городах. Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе. Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации. | Иллюстрации, ноутбук, проектор. | Конспект № 15 |
Май (7) | Викторина «По лесным тропинкам» | Расширять представления о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания. | Две пирамидки, две картинки с изображением насекомых, магнитофон, запись песни «В траве сидел кузнечик». | Конспект № 16 |
14 | Итоговое развлечение «Как прекрасен этот мир» | Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. | Атрибуты к п/игре, иллюстрации и плакаты. | Конспект № 17 |
Конспекты занятий см. приложения.
Используемая литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2017 г
2. -ОмскоеПрииртышье: программа для дошкольных образовательных организаций» /Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова М.В., Чернобай Т.А. и др. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016 – 32с.
3. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада (4-5 лет) С.Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
4. Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа О. А. Соломенникова Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
5. Экологическое воспитание младших дошкольников С.Н. Николаева. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва
6. Введение в мир природы и экологии Омского Прииртышья Омск: БОУДПО «ИРООО», 2016
7. Хрестоматия для чтения детям в детском саду (4-5 лет), Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
8. Источник интернет
Конспект № 1
Гимн
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Клятва «Эколят – молодых защитников природы»
Я честный, добрый и заботливый человек. Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я люблю дышать чистым воздухом, поэтому я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я хочу пить чистую воду, купаться в чистых реках, морях и озерах, поэтому я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я люблю гулять по красивым полям и лесам, поэтому я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде, сортировать бытовые отходы и сдавать вторсырье в переработку.
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь все свои знания и силы направлять на заботу о Природе, животных и растениях.
Клянусь нести знания о природолюбии окружающим меня людям.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Конспект № 2
КУДА ИСЧЕЗАЮТ НАСЕКОМЫЕ
(беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
Прилетает воробушек и предлагает детям послушать необычную историю.
Воробушек. Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес вам фотографии. Это произошло со мной летом. Сейчас я еще раз хотел их посмотреть, но никого не нашел.
Дети рассматривают картинки, называют, кто это, наблюдают, куда спрятались насекомые, рисуют понравившееся насекомое и дарят воробью.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за насекомыми на участке детского сада (лето, ранняя осень).
– Имитация движений насекомых с заучиванием четверостиший:
Стрекозы-красавицы,
Мы вас не тронем,
Летайте, летайте,
Мы вас не обидим.
Бабочки летают над цветочками на лугу,
Крылышками машут, радуют детей.
Пчелки, пчелки, вы летайте,
Мед для деток собирайте. И др.
– Чтение художественной литературы.
Конспект № 3
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА
(беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Ход занятия
1. С о з д а н и е и р е ш е н и е п р о б л е м н о й с и т у а ц и и.
В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи какие-то и короны. (Показывает план.)
Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.
Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»
Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.
2. И г р а «Выбери правильно».
К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.
3. Б е с е д а «Какие растения есть на участке детского сада».
В о п р о с ы:
– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?
Дети рассказывают и показывают картинки.
– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?
– Как вы ухаживаете за растениями на участке?
Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)
Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.
К р о л и к ч и т а е т стихотворение о листьях:
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут: «Листопад!».
Листопад, листопад,
Засыпает старый сад!
Листья, словно бабочки,
Кружатся, порхают,
И крыльцо, и лавочку
Листья засыпают.
Листопад, листопад
Засыпает старый сад!
5. И г р а - и м и т а ц и я «Мы – листики осенние».
Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.
С л о в а к и г р е:
Мы – листочки, листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)
Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)
Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,
приседают.)
А потом летать устали! (Дети приседают на корточки, помахивая
листиками над головой.)
Престал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая
листиками.)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и
И на землю тихо сели. следят, куда они упадут.)
6. И г р а «С какого дерева листок».
Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.
– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.
– Сбор листьев для гербария.
– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.
– Труд на участке детского сада.
– Работа в дневнике наблюдения по теме «Береза».
Конспект № 4
КАКИЕ РАЗНЫЕ ПТИЦЫ
(сравнительный рассказ)
З а д а ч и: способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Серия наблюдений за птицами в уголке природы, экологической комнате, на участке с использованием сравнения.
– Рассматривание иллюстраций.
– Чтение детской природоведческой литературы.
– Рассматривание схемы-модели «Птицы».
– Отгадывание загадок.
Ход занятия
1. Б е с е д а «Что знаем о птицах».
В о п р о с ы:
– Чем отличаются птицы от других животных?
– Назовите известных вам птиц.
– Какая у них расцветка?
– Где обитают птицы?
– Чем питаются?
2. С л о в е с н о е о п и с а н и е муляжа птицы.
3. Р а б о т а п о к а р т о ч к а м с изображением птиц.
Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.
4. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к о птицах.
1) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).
2) На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина… (орла).
Л. Ульяницкая
3) Бер рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо.)
4) В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись… (дятел).
5) Трещала с самого утра:
«По-р-ра! По-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (сорока).
6) Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)
Б. Ширшов
5. С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в о птицах детьми.
Конспкт № 5
Экологическая игра «ДА ИЛИ НЕТ».
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.
Конспект № 6
ГДЕ ЖИВУТ ДИКИЕ ЗВЕРИ
(беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.
Ход занятия
1. О т г а д ы в а н и е з а г а д о к.
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки? (Еж.)
Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (Белка.)
2. Б е с е д а воспитателя с детьми о белке и еже.
В о п р о с ы:
– Почему они дикие звери?
– Где живут?
– Какова их среда обитания?
– Опишите внешний вид белки и ежа по картинкам, фотографиям. (Дети рассматривают картинки, описание внешнего вида по схеме «Животные».)
– Какие повадки этих животных вы знаете, наблюдали когда-нибудь, где?
– Как белка подготавливается к зиме?
– Как готовится к зимовке еж?
3. И г р а - и м и т а ц и я «Я белка», «Я ежик».
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Опиши, я отгадаю».
Ребенок описывает животное (ежа, белку), не называя его, а остальные дети отгадывают.
5. И г р а «Посели в домик».
Детям предлагается картинка дупла и норки (нужно поселить ежа и белку в своем жилище).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Чтение познавательной литературы о диких зверях.
– Рассматривание иллюстраций.
– Рассматривание схемы-модели «Звери».
Конспект № 7
КАК ЖИВУТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
(беседа о кролике, утке)
З а д а ч и: способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными.
Ход занятия
1. И г р о в о й с ю р п р и з н ы й м о м е н т.
В группу приходит Курочка Ряба. Спрашивает у детей, помнят ли они, из какой она сказки и с кем она живет. Приглашает к себе в гости познакомиться со своими друзьями.
Дети отправляются в деревню.
2. З н а к о м с т в о с ж и в о т н ы м и «У бабушки в деревне».
Воспитатель в роли бабушки (знакомит со своими животными).
Б е с е д а:
– Кто это? (Показывает игрушки кролика, утки, картинки.)
– Как называется взрослое животное?
– Как называются детеныши? Чем отличаются кролики от уток?
– Давайте дадим описание внешнего вида животных.
Бабушка рассказывает, как она ухаживает за своими животными, и просит детей помочь ей покормить животных.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Кто что ест?».
Дети к картинкам животных подбирают корм и рассказывают, чем кого покормили.
4. И г р а «Какую пользу приношу?».
Дети выбирают себе шапочки животных и от имени выбранного животного рассказывают, какую пользу человеку они приносят.
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Рассматривание иллюстраций, картин о домашних животных.
– Чтение художественной литературы.
– Беседы о кроликах и утках.
– Рассматривание схемы-модели «Животные».
Конспект № 8
экологическая викторина
«Знатоки природы»
Задачи:
Закреплять знания детей о родной природе.
Через эмоциональное отношение формировать у детей устойчивый интерес к природе.
Воспитывать бережное отношение к природе через игру.
Оборудование:
Маленький столик, 2 стола для команд, атрибут названия команды (шапочки белочки и медведя, знаки-рисунки, выражающие экологические проблемы, изображения зимующих, перелётных птиц, фишки - ёлочки, презентация, песенки – танцы («Осень», «Птички», «Рыжий кот», овощи и фрукты, 2 корзинки, шапочка вороны, карточки «Что происходит в природе».
Ход занятия:
Ребят встречает воспитатель на ковре, предлагает им поучаствовать в викторине «Знатоки природы». Дети рассаживаются за столы. Выбираются капитаны команд.
Звучит музыка «Звуки природы»
Ведущий:
Ребята, наш общий дом — планета Земля. Человек, живущий на ней в окружении растений и животных, не может не любить природу. Он — часть природы, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней. Михаил Пришвин когда-то сказал:
«Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице —воздух, зверю— лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».
- А вы знаете, как охранять природу, как о ней заботиться? (ответы детей)
- Я предлагаю вам принять участие в викторине «Знатоки природы»
В игре принимают участие:
Команда ребят «Мишки» Команда ребят «Белочки»
Оценка конкурса: за каждый правильный ответ команда получает – фишку - ёлочку.
Ведущий: Команды займите, пожалуйста, свои места (дети рассаживаются за столы по командам).
Начинаем игру.
1 конкурс - «Разминка»
Каждой команде я буду предлагать вопросы. На них нужно быстро ответить. Будьте внимательны!
Вопросы для команды «Мишки»
Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (Насекомые)
Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы)
Карась, щука, сом, окунь — это. (Рыбы)
Вопросы для команды «Белочки»
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)
У какого зверя есть иголки? (У ежа)
Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца)
У какого дерева белый ствол? (У березы)
У какой птицы красная грудка? (У снегиря)
Ведущий:
Молодцы, вы справились с заданиями!
2 конкурс - «Угадай меня» (на экране после ответа команды появляется картинка с правильным ответом)
Каждой команде по очереди ведущий загадывает по две загадки. Время на обдумывание – 3-5 секунд.
Вопросы для команды «Мишки»
1. Хобот длинный и с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Вы узнали? Это … (слон)
2. Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По комочкам босиком
Кто идет с горбом-мешком?
(верблюд)
Вопросы для команды «Белочки»
1. Не слыша волны океанской,
Морского простора не зная,
В далекой степи африканской
Резвится тельняшка морская.
(зебра)
2. Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей
И питается он листьями –
Листьями с деревьев.
(жираф)
3 конкурс - «Когда это бывает?»
Каждой команде раздается по 2 картинки с временами года. Нужно подобрать к картинкам карточки с признаками времени года.
Ведущий:
- А сейчас мы с вами немного отдохнём.
На экране песенка – игра «Осень».
4 конкурс - «Человек природе друг»
Каждой команде раздаются по 3 рисунка. Ведущий читает стихотворение, а командам нужно определить, какие экологические проблемы изображены на их картинках.
Игра – песенка «Рыжая кошка»
5 конкурс - «Узнай птицу»
Появляется ворона (ребенок в костюме вороны)
Ворон: - Я старая мудрая ворона. Да вот только проблема в том, что я совсем старая стала и многое забываю, помогите мне вспомнить, какие птицы остаются у нас на зимовку, а какие улетают в теплые края.
Ведущий: - Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело. Здесь и зимующие, и перелётные, и домашние птицы. Нам надо их разделить. (от каждой команды вызывается по 1 ребенку, один выбирает зимующих птиц, другой – перелётных)
Песенка – игра «Птички» (на экране)
Дидактическая игра «Что происходит в природе»
На стол каждой команде выкладываются карточки (на каждого игрока по 2) нужно найти парные карточки, которые подходят друг другу и объяснить «Что происходит в природе»
Ведущий: Ребята, вы все справились с заданием и рассказали какие природные явления природы вы знаете, почему и что происходит в природе.
Ведущий: Ну что ребята, давайте поиграем и вспомним какие овощи и фрукты вы знаете? И чья команда быстрее соберет. (музыка)
Подвижная игра «Овощи – фрукты»
Ведущий:
- Ребята, вот наша игра закончилась и если подсчитать фишки – ёлочки, то Вы увидите, сегодня победила дружба. Вы все настоящие знатоки и друзья природы.
А мудрая ворона принесла вам подарок – раскраски.
Ворона раздаёт детям раскраски на экологическую тему и предлагает порисовать.
Конспект № 9
Экологическая игра «РАССКАЖИ БЕЗ СЛОВ»
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
Конспект № 10
«Человек - часть природы»
Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.
Материал: сюжетные картинки, вата, карточки с изображением продуктов, зеркало.
Ход занятия
Вводная беседа. Органы зрения
Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек и природа - единое целое. Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела.
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку:
Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят. (Глаза)
Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть все, что есть вокруг нас, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы определить их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?
Гимнастика для глаз
1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
2. Поглаживайте веки кончиками пальцев в течении 1 минуты.
3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз
Повторить 10 раз.
4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая его. Повтори 5 раз.
5. Посмотри в окно,найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной минуты.
Органы слуха
- Какие органы слуха помогают нам слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушай стихотворение «Уши» Э. Мошковской:
Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть?
Часто мыть
Или пореже?
Отвечает доктор гневно:
-Еже-
-Еже-
Ежедневно!
Воспитатель предлагает провести опыт, положив в уши вату.
- Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков: шуршание листьев, журчание ручья, музыка и речь окружающих.
Слух огромная ценность для человека. А что еще надо делать каждое утро одновременно с умыванием?
Д: Чистить зубы.
Воспитатель предлагает отгадать загадку: «Полный хлевец белых овец» (Зубы)
- Знаете ли вы для чего нужны зубы? И как их сберечь?
- Почему они болят?
- Как надо за ними ухаживать?
- Почему зубы надо чистить?
Как поел почисти зубки,
Делай так два раза в сутки.
Игра «Полезные - неполезные»
Детям предлагаются карточки с изображением продуктов. Дети раскладывают на один стол полезные на другой неполезные продукты.
Полезные: геркулес, кефир, лук, яблоки, морковь, капуста, масло, груши.
Неполезные: чипсы, жареное мясо, шоколадные конфеты, торты, газированные напитки, и т. д.
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи»
Дети садятся или стоят у зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Глазки у меня самые красивые,
Лучше всех видят.
Ушки у меня все слышат,
А зубки самые белые,
Самые крепкие.
Итог занятия
Каждый человек может вспомнить состояние, которое появляется после выполнения правил гигиены – будто вновь родился.
Человек, как и природа, любит чистоту.
Вам знакомо слово «природа»? А что оно означает? А что нельзя назвать природой? А что собой представляет человек по отношению к природе? Докажите, что человек - часть природы. Как он связан с природой? Почему человека называют царем природы? Правильно ли это? Почему? Человек существо мыслящее, разумное. Но он многому научился у природы.
Чтение стихотворения С. Кирсанова:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных милых лиц?
Конспект № 11
Экологическая игра «Прогулка по лесу».
Разложите карточки с изображениями деревьев (береза, осина, дуб, клен и т.п.). Предложите ребенку совершить прогулку по лесу. Чтобы ребенку было интереснее, попросите зайчика (лисичку, медвежонка) сопровождать вас. Проходя мимо деревьев, зверушка рассказывает малышу о том, как называется то или иное дерево, описывает его внешний вид форму листьев, плодов. Задает крохе вопросы: как можно отличить березу от дуба? У какого дерева самый толстый ствол? На каком дереве растут желуди?
На прогулке соберите несколько листьев с разных деревьев, сравните их между собой, отметьте отличия, обращая внимание на цвет форму, размер. Попросите ребенка отгадать: какой лист с какого дерева.
Конспект № 12
Экологическая игра «Береги природу».
Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Конспект № 13
ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ
(беседа о яблони, вишни, сирени)
З а д а ч и: способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (внешний вид в весенний период – почки, листья, цветы, основные потребности, части растений); формированию умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде (солнечный свет, тепло, влага) приводит к изменению состояния растений (рост, цветение); развивать умения различать деревья по листьям, цветам; воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.
Ход занятия
1. Б е с е д а.
– Какое сейчас время года?
– Как можно узнать, что на дворе весна?
– Какая сегодня погода?
2. Р а б о т а п о к а р т и н к а м.
1) Воспитатель показывает детям картинку «Сад ранней весной». Дети вспоминают, каким был сад ранней весной. (Лежал снег, деревья стояли голые, не слышно пение птиц…) Затем воспитатель выставляет другую картинку – «Цветущий сад». Дети определяют, что изменилось. Сравнивают. (Зазеленела трава, цветы расцвели, птицы поют, летают бабочки, жуки, зацвели деревья…)
– Почему это произошло? Какую пользу приносит сад людям?
2) Дети рассматривают картинки с изображением яблони, вспоминают стихотворение «Яблонька».
3) Затем рассматривают картинки с изображением вишни и сирени.
3. И г р а «От какого дерева цветок».
4. Б е с е д а п о к а р т и н к е.
– Кто летает над цветами? Что они делают? (Собирают нектар.)
5. И г р а - и м и т а ц и я «Собери нектар».
Дети делятся на цветов и насекомых (надевают шапочки).
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение за деревьями на участке детского сада.
– Заучивание стихов, чтение познавательной литературы.
– Стихотворение «Яблонька» И. Токмаковой:
Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!
Конспект № 14
ВЕСНА-КРАСНА
(обобщающая беседа)
З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о весне, как времени года, ее погодных явлениях, основных признаках; формированию представлений о деятельности человека в весенний период; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека; развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к окружающей нас природе.
Ход занятия
1. И г р а «Кто больше назовет признаков весны?».
По кругу детям передается веточка.
2. К о н к у р с с т и х о в о весне.
3. И г р а «Как я оденусь весной?».
Задание. Выбрать из предлагаемого комплекта нужные картинки и объяснить свой выбор.
4. Б е с е д а.
– Какие у людей весенние работы в саду, в поле, в огороде?
Дети делятся на три группы, каждая выбирает себе одну из схем: сад, поле, огород. Потом отбирают к своей схеме картинки, на которых изображен человек, работающий в весенний период, рассказывают о сезонном труде.
Воспитатель. Почему остались картинки на столе?
П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.
– Наблюдение на участке детского сада за живой и неживой природой.
– Ведение дневника наблюдений.
– Опыты с водой, песком, ветром и др.
– Рассматривание репродукций художников о весне.
– Заучивание стихов и чтение познавательной литературы.
– Беседы с детьми о весне.
Конспект № 15
Беседа «Что такое мусор?»
Наши города населяет огромное количество людей. Каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор. Куда девается этот мусор потом? (Его увозят специальные мусорные машины на свалку)
- С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!! Что же делать? (ответы детей)
- В некоторых странах этот мусор сортируется, т.е. разный мусор помещается в разные контейнеры. Давайте разберёмся, для чего это делается?!
- Ребята, что мы выбрасываем в мусорное ведро? (остатки пищи, очистки овощей и фруктов, целлофановые пакеты, коробочки из-под йогуртов и др. продуктов, пластиковые и стеклянные баночки и бутылки, сломанные игрушки, упаковки и др.)
- Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма вторсырья, где принимаются бумага, стеклотара и металл. Из бумаги – макулатуры - делают упаковочный материал, картон и другие нужные человеку вещи. Металл переплавляют и снова используют. Целые стеклянные банки и бутылки моют и пользуются ими вторично, а разбитые используют по-разному: переплавляют и делают разные стеклянные предметы или дробят и добавляют в строительные смеси.
- Но есть ещё пищевые отходы – это остатки пищи, очистки, испорченные продукты. Что делать с ними? (Если зарыть всё это в землю и подождать, пищевые отходы превратятся в почву. Жуки, червяки, вода, тепло позаботятся об этом.)
- У нас осталось огромное количество разных упаковок – коробочки, баночки, бутылки из пластика, старый пластилин, крышки и баночки из металла и т.д. Что же можно сделать с ними, что бы подарить ненужным предметам вторую жизнь? (Вспомнить об акциях: «Экологическая ёлка», «Птичья столовая», «Пасхальные яйца», «Макет Горной системы», «Макет Арктики», «Макет Антарктиды», «Макет Солнечной системы»….)
- Вот видите, как мы с вами помогли матушке – природе. Мы использовали много ненужных вещей, которые могли оказаться на свалке и сделали из них прекрасные поделки, кормушки для птиц и чудесные макеты. Мы молодцы!!!
- Итак, мусор сортируют по разным контейнерам для того, что бы было удобно. Контейнер с бумагой отвезут на завод по переработке бумаги, с металлом – на металлургический завод, стекло на стеклодувный завод, а пищевые отходы поместят в специальные компостные ямы. Остальной мусор сожгут на специальных заводах, в огромных печах, что бы как можно меньше мусора оказалось на земле. Хороший хозяин всегда заботится о чистоте в своём доме, а природа – наш общий дом!
2. Показ слайд - шоу.
- Сейчас я покажу вам, как люди придумали использовать сломанные вещи и разные упаковочные материалы второй раз. Дали мусору вторую жизнь!
Показ слайд - шоу. Рассматривание каждой фотографии.
Вопросы к детям:
- Что это?
- Из чего сделано?
- Вам нравится? Что ещё можно сделать из этого материала?
Кресло из молочных пакетов
Вешалки из сломанных вилок
Вазы из старых велосипедных покрышек
Подсвечник из старой вилки
Клумба из старого, сломанного автомобиля
Грядка из сломанной лодки
Кресло из пробок
Кресло из старых автомобильных шин и колёсиков от сломанного велосипеда
Полочка из бутылок
Умывальники из старых автомобильных шин
Портрет мужчины, выполненный в технике мозаика из крышек.
- Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов. И природе мы поможем, ведь на свалке окажется намного меньше мусора, и полезные и красивые предметы сделаем, и деньги не потратим. А самое главное, мы создадим красоту своими руками и другого такого же предмета не найдёшь во всём белом свете!!!!
Вывод:
- Сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз.
О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином – заботливым, аккуратным, внимательным!
«Планета – общий дом!
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте!
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»
Конспект № 16
Викторина «По лесным тропинкам»
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания .
Развивающие: развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Оборудование: две пирамидки, две картинки с изображением насекомых, магнитофон, запись песни «В траве сидел кузнечик».
Участники: ведущий, дети.
Ход развлечения:
Ведущий:Умники и умницы! Приглашаю всех знатоков природы на занимательную викторину, посвященную природе.
(Дети делятся на две команды. С помощью заданий выбирают капитанов).
Итак, сейчас будут соревноваться две команды: «Солнышко» и «Родничок». Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. За каждый правильно выполненное задание жюри надевает колечко на стержень. Чья пирамидка выше, та команда и победила.
Загадка.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
1 Конкурс: «Зеленый друг».
1. У каких деревьев осенью красные листья? (Рябина, клее
.Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3.Какое дерево дает сладкий сок? (Береза)
4. Какое дерево зимой и летом одним цветом? (Ель, сосна)
5.Какое дерево умеет плакать? (Ива)
6.Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель, сосна)
7. Какое дерево символ России? (Береза)
едущий: Лес – это родной дом растений, птиц, животных. Животные прислали нам свои объявления. Сейчас я их зачитаю, а вы попробуйте отгадать, кто написал объявление.
2 Конкурс: «Узнай по объявлению».
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж)
3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с медом. (Медведь)
4.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне компанию? (Волк)
5.Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица)
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая все это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)
7.Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)
Конкурс: «Лесной концерт»
Ведущий: я буду называть лесных артистов, а вы называете то слово, которым они «говорят».
Пчела – … жужжит
Лягушка – … квакает
Кукушка – … кукует
Лось – … трубит
Ворона – … каркает
Змея – … шипит
Еж – … фыркает
Дятел – … барабанит
Волк – … воет
едущий: Вот какой радостной мелодией встретил на лесной народ!
4 Конкурс: «Кто кем был в детстве?»
Медведь – могучий великан,
Был в детстве … медвежонком,
А этот хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.
5 Конкурс: «Шестиногие».
Ведущий: Ребята, у кого шесть ног?
Дети: У насекомых.
/упражнение: «Собери картинку»
Двое детей собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает тот, кто быстрее соберёт картинку.
6 Конкурс: «Пернатые»
1.Он соло пел среди ветвей,
Певца назвали… (соловей)
2.У дупла листок пришпилен
А живет здесь дядя … (филин)
. Прячьтесь, куры! В небе ясном
Черной тенью кружит … (ястреб)
4.Кто на елке на суку,
Счет ведет: ку – ку, ку – ку? (кукушка)
5.Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (дятел)
6. Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Игра малой подвижности: «Летает – не летает».
Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают" (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.
Ведущий: Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес – это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь.
Ведущий:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Ребенок:
Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать.
Беречь поля, леса и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!
Жюри подводит итоги.
Конспект № 17
Цель:
1) Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
2) Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.
3) Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.
(Под веселую весеннюю мелодию дети заходят в зал ( на площадку) и располагаются на стульчиках)
Ведущий. — Ребята, Земля это наш общий дом для всех тех, кто на ней живет. Она всем нужна: растениям, насекомым, животным и, конечно же, людям. Огромен и прекрасен наш родной дом - наша Россия. Чтобы она всегда была такой красивой, мы должны любить, беречь и заботится о ней.
1-ребенок. Каждый человек на свете
Должен думать о планете,
Землю мы должны беречь
От плохих, не нужных встреч.
2-ребенок. У своей Земли родной
Мы прощения попросим,
Чтоб простила нам Земля
Наши скверные дела.
3-ребенок. Мусор, грязь, лесной пожар,
От машин один кошмар.
В речке мутная вода,
Рыбам там одна беда.
4-ребенок. Небо трубы задымили,
Люди кашляют от пыли.
Не хотим мы больше так,
Относиться кое-как
К нашему большому дому,
Надо делать по—другому.
5-ребенок. Не сорить, не жечь костров,
Не копать не нужных рвов.
Мусор в речку не кидать.
Речка нам родная мать.
6-ребенок. Ветки в парке не ломать,
Мы должны все это знать,
И природу охранять!
Ведущий. Заботится о природе друзья, должны не только взрослые, но и дети.
Ребенок. Будем мы взрослым во всем помогать.
Природу родную любить, охранять.
Будем всегда мы помнить о том,
Что природа — наш общий дом.
Игра «Карусели»
Раздается шум, появляются два хулигана (топчут цветы, разбрасывают фантики от конфет).
Ведущий. Здравствуйте.
Хулиганы. Привет.
Ведущий. Ребята, что же вы делаете, разве можно мусорить, топтать цветы? Ломать деревья? Разве вы не знаете, что надо любить и охранять родную природу?
Хулиганы (испуганно). Нет, мы не знаем.
Ведущий. Оставайтесь у нас на нашем развлечении. Сейчас, ребята, вам расскажут, как надо вести себя в лесу.
1.Если вы в лесок пойдете,
Соблюдайте чистоту.
Всюду мусор не бросайте,
Берегите красоту!
2.Сильно травку не топчите,
И цветочки вы не рвите.
Родничок не загрязняйте,
Муравья не обижайте.
3.Вы костер не разжигайте,
И зверюшек не пугайте.
Должен это каждый знать
И природу охранять!
Ведущий. Мы надеемся, что вы исправитесь и будете себя хорошо вести.
Хулиганы. Мы будем стараться.
Игра-эстафета. «Собери мусор».
Две команды по 5 человек строятся в колонну друг за другом (так же приглашают по одному хулигану в каждую команду). На противоположной стороне стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумага, пакеты, фантики. По команде участник бежит, собирает мусор и кладет его в ведро, бежит назад и передает эстафету другому участнику. Выигрывает команда, собравшая больше мусора.
Ведущий. Посмотрите, ребята, теперь порядок везде? (да) Ребята, я надеюсь, вы будете любить и охранять родную природу. И когда вы вырастите, то кто-нибудь из вас захочет выбрать себе такую профессию — эколог.
Ребенок. Эколог — такая профессия
Во всем мире очень известная!
Эколог - природу охраняет
И землю от грязи он защищает!
Ведущий. А вот еще игра «Разрешается-запрещается». Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается. Будьте внимательны!
Разжигать костер в лесу…
Ловить белку и лису…
Свежим воздухом дышать…
Всякий мусор оставлять…
Ягодки, грибочки собирать…
Ау, кричать…
Ветки и кусты ломать…
Муравейник разрушать…
От мамы, папы убегать…
Цветы топтать…
В водоем бутылки бросать…
На пеньке для животных, угощенье оставлять…
Ведущий. Молодцы ребята, все правила знаете, и наших сегодняшних гостей (мальчиков-хулиганов) надеемся, многому научили!
1 хулиган- Мы не гости на планете
И земля - наш дом,
Будет в нём светло и чисто,
Если мы спасём:
И прозрачные озёра, и кедровый бор,
И цветных полей узоры и речной простор.
2 хулиган - Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Ведущий: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в лесу.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Игра «Солнышко и дождик».
Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывают под текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку!
По сигналу «Дождик пошел, скорей домой!» все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.
Ведущий - А сейчас Блиц - вопросы.
Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– У какого зверя куст на голове? (Лось)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
Ведущий: Вы всё знаете, молодцы, ребята. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» - И мне хочется попросить вас беречь этот большой дом, заботиться о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее
Игра «Веселая дорожка»:
Две команды по четыре человека; в руках ложки с шишками. Задача – змейкой обежать между «березками» (кегли), перешагнуть через кубы, пролезть под дугой, взобраться на стул и обратно.
Ведущий ( обращается к хулиганам)– Порадовали вы меня, ребята. Я очень надеюсь, что вы будете верными друзьями природы и планеты Земля!
Давайте улыбнемся!
Как хорошо вокруг!
Природа – наш хороший,
Наш добрый, верный друг!
Под музыку дети покидают зал ( площадку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Дошколята против мусора"
Проблема загрязнения окружающей среды мусором очень актуальна для меня и моих детей. Поэтому появилась необходимость разработать проект «Дошколята против мусора». Участниками проекта стали...
Экологический проект "Дошколята-эколята".
Проект реализован летом во второй младшей группе группе....
Проект по экологическому воспитанию " Дошколятам о пластике"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Баганский детский сад № 1 «Колокольчик» Номинация «Педагогический проект по экологическому воспитанию до...
Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»
Картотека экологических сказок для детей дошкольного возраста...
Сборник экологических сказок «Дошколятам – эколятам!»
Сборник экологических сказок«Дошколятам – эколятам!»Экологическая сказка «Родник»С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил к...
Экологический проект: «Дошколята-защитники природы»
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...
Летний экологический проект «Дошколята-эколята» в средней группе
долгосрочный проект...