Конспект НОД в старшей группе по теме: «Магнит - волшебник».
план-конспект занятия (старшая группа)

Коршина Анастасия Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по теме: «Магнит -  волшебник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по теме: «Магнит -  волшебник»

Цель образовательной деятельности:        

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Цель эксперимента:

Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Задачи:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о магните, о свойствах магнита.

               Пополнять знания детей об использовании свойств магнита человеком – Познание.

  • Познакомить с понятием  – «магнитные полюса»: южный и северный полюса магнита и их свойством  – Познание.
  • Активизировать в речи детей слова: «магнетизм», «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле» - Речевое развитие.
  • Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения  - Познание.
  • Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению – Познание.
  • Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение – Соц.-коммуникативное развитие.
  • Приобщать  к физическим упражнениям, воспитывать культуру отношения к своему здоровью  – Физическая культура.
  • Прививать интерес детей к изобразительной деятельности, и умение отразить его в своих работах – Худ.-эстетическое развитие.

Оборудование:

Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы.

Магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы, железные рыбки, бабочка с магнитиком.

Стакан  с водой, скрепки, емкость с песком, с водой, картон, бумага.

Схема взаимодействия с магнитом разных веществ.

Бумажные рыбки и скрепки для самостоятельного оформления на каждого ребенка.

Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске.

Предварительная работа:

Опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?»

Ход образовательной деятельности.

Введение игрового момента: появляется Карлсон.

Карлсон: Ой, ой, что же делать? Ой, ой, помогите!

Воспитатель:  Здравствуй, Карлсон. Что случилось?

Карлсон:  Ко мне какая-то железяка прицепилась, она живая! Я ее отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за нее у меня моторчик не работает! Я ее очень боюсь! Что же мне делать?

Воспитатель:  Покажи-ка нам эту железяку.

Карлсон: Не покажу, вы ее тоже испугаетесь!

Воспитатель:  Мы, Карлсон,  очень храбрые и ничего не боимся, давай показывай.

(Карлсон показывает магнит)

Воспитатель:  Нам все понятно. Это совсем не простая железяка. Ребята,  вы ее узнали?  

Дети:  Это магнит.

Карлсон: Магнит? Какое странное название. А что это такое? И почему он прицепился именно к моему моторчику?

Дети: Магнит обладает интересным  свойством, он  притягивает  предметы.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем  Карлсону, все ли предметы притягивает к себе магнит.

Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»

Воспитатель:  У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:

-в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

-в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.

-Как мы это проверим? (с помощью магнита)

Выполняют задание.

Воспитатель: Карлсон, посмотри на предметы, которые «притянул» магнит. Теперь ты догадался почему магнит прицепился к твоему моторчику?

Вывод - Это первое свойство магнита - притягивать, примагничивать  железные предметы. Оно называется магнетизм (схема – взаимодействие железа и магнита).

Легенда о магните.

Воспитатель: А теперь, Карлсон,  садись вместе с ребятами  и послушай меня.

(Звучит музыка).

-Я расскажу вам одну старую легенду.

Звучит спокойная музыка.

-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

-Понравилась вам эта легенда?

-Почему же магнит так назвали?

В зале появляется волшебник.

Волшебник: Здравствуйте ребята. Я все прекрасно слышал, чем вы тут занимались, и вижу, что  вы  веселые и очень любопытные ребята.   Я хочу пригласить вас в свою лабораторию волшебников, и тебя Карлсон тоже,  и показать интересные опыты. Вы согласны?                                                        

Тогда веред! Отправляемся в лабораторию волшебников! А пока будем добираться,  немного разомнемся.

Разминка.

Игра-опыт «Не замочив рук»

Волшебник: Действует ли магнит через другие материалы?   (ответы детей)

Давайте поиграем, а заодно и проверим это. Слушайте следующее задание - как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?

Дети пробуют.

Волшебник:  Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

Вывод - Магнитные силы проходят через стекло (схема – взаимодействие железа с  магнитом через стекло).

Игра «Рыбалка»

Волшебник:  А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.

-Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

Вывод - Магнитные силы проходят через воду (схема – взаимодействие железа с  магнитом через воду).

Игра-опыт «Бабочка летит»

Волшебник: Ребята, а как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать?

-Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Приступайте к проведению опыта.

-Расскажите, что вы сделали и что получили.

-Бабочка летит.

-А почему?

-Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.

-Что двигает бабочку? (магнитная сила).

-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Магнитная сила проходит через картон.

-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

-Какой же вывод можно сделать? Через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

Вывод - Магнитная сила проходит через картон (схема – взаимодействие железа с  магнитом через бумагу).

Игра – опыт «Что прячется в песке?»

Карлсон: Дорогой волшебник, ребята, я только сейчас вспомнил, что  сегодня утром был на пляже, гулял по прохладному песочку  и потерял там свои часы. Я долго их искал в песке, но так и не нашел. А как вы думаете, смогу ли я их найти с помощью магнита?

Волшебник:  Не переживай Карлсон, сейчас ребята тебе дадут ответ на этот вопрос, вот только проведут опыт с песком и магнитом.

Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.

Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?

Дети: Я провел магнитом над песком и к нему притянулся гвоздь, спрятанный в песке.

Воспитатель: Ребята, скажите, так какой можно сделать вывод, и найдет ли Карлсон в песке свои часы с помощью магнита?

Вывод -  Магнитная сила проходит сквозь песок (схема – взаимодействие железа с  магнитом через песок).

Воспитатель: Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это второе свойство магнита.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Давайте приготовим наши пальчики.

Этот пальчик мой танцует

Этот вот – кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий-лёгкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребёт, как мышка.

А большой мой толстячок,

Тот улёгся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

Волшебник: Молодцы ребята, вы назвали много свойств магнита. Но я вас хочу познакомить еще с одним удивительным свойством магнита. Знали ли вы, что у магнита есть разные полюса? Они могут не только притягиваться, но и отталкиваться.

Посмотрите,  они 2-х цветов - красные и синие. Это полюсы магнита – северный и южный.

 

Опыт:  «Магнитные полюса»

Материал: два стержневых магнита

Ход эксперимента: Положить два магнита на расстоянии 20 см друг от друга, концами друг к другу. Сближая один магнит с другим посмотреть, что произойдет. Отметить концы магнитов, которые притянулись друг к другу. Перевернуть магниты и повторить эксперимент. Предложить детям попробовать приблизить магниты друг к другу полюсами одного и того же цвета.

Вывод: У каждого магнита есть два полюса: «северный» и «южный». Одноименные полюса отталкиваются друг от друга, разноименные притягиваются  (схема – взаимодействие полюсов).

Волшебник: Давайте еще раз  вспомним  и назовем все свойства магнита, о которых мы с вами сегодня говорили (педагог показывает схематичное изображение каждого свойства, а дети их называют).

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?

- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).

Волшебник:  Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками. А теперь,  я предлагаю вам своими руками изготовить  игру для экспериментирования  с магнитом. У вас на столах лежат рыбки, которые нужно оформить – вырезать и раскрасить, и скрепки. Как вы думаете,  для чего нужны скрепки?

Конечно, чтобы рыбок можно было поймать магнитом,  необходимо надеть на них скрепки.

Самостоятельная работа детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по плаванию в старшей группе на тему "Маленькие волшебники"; в средней группе на тему: "В гостях у Феи моря"

Конспекты игрового занятия НОД по обучению детей плаванию в условиях крытого бассейна детского сада....

Конспект занятия по развитие речи с нетрадиционной деятельностью в старшей группе на тему "Страна волшебников".

Конспект занятия по развитие речи в старшей группе с нетрадицинной деятельностью....

Конспект НОД в старшей группе на тему; " В гости к звездному волшебнику"

Дети получили письмо от звёздного волшебника и отправились в путешесвие. В ходе занятия дети узнали много интересного....

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Магнит волшебник».

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента...

Конспект НОД в старшей группе на тему «Волшебный магнит».

Конспект НОД в старшей группе на тему «Волшебный магнит»....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник»

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Магнит-фокусник» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуник...