Статья "Проектная деятельность в группах раннего возраста"
статья
В статье представлена информация о том, как можно организовать и реализовать проектную деятельность с детьми в группах раннего возраста. Представлены примерные темы проектов и условия их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в группах раннего возраста
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально -психологической зрелости.
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.
В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей, усваивают фундаментальные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Ранний возраст – это тот период развития ребенка, когда он легко усваивает базовые представления о предметах и явлениях, в игровой форме запоминает нормы поведения в разных ситуациях.
С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Проектная деятельность будет способствовать:
-активизации познавательной деятельности детей;
-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Педагог может разработать следующую структуру проекта:
I. Обоснование актуальности выбора темы (актуальность темы).
II. Определение целей, задач, участников проекта, его длительность.
III. Этапы реализации проекта.
1 этап – этап подготовки проекта.
Задачи и содержание деятельности на данном этапе едины для всех педагогов, независимо от выбранной темы. На этапе подготовки педагог:
-определяет задачи, которые он будет решать с детьми, родителями, для самообразования; -разрабатывает модель взаимодействия всех участников проекта; -определяет прогнозируемый результат;
-обсуждает проект с родителями; -выясняет возможности, средства, необходимые для реализации проекта; -определяет содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап – этап практической реализации проекта.
На данном этапе педагоги планируют содержание деятельности для всех участников проекта. Составляют перспективные планы, конспекты занятий, сценарии праздников, планируют детские исследовательские проекты, организуют выставки, конкурсы и т.д., определяют итоговое мероприятие.
3 этап – заключительный – подведение итогов.
На данном этапе педагоги подводят итоги работы и составляют прогноз и перспективы на будущее.
4 этап – презентация и защита проектов.
Это может быть тематический или итоговый педсовет, конкурс, представление материалов на выставку в методкабинет ДОУ.
Воспитатели редко используют проектную деятельность в своей работе с детьми раннего возраста, недооценивая её возможности. Но педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, может активно использоваться с учётом возрастных особенностей, а также степени участия воспитателя и родителей.
Темами проекта могут стать, как и определённый раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так и события в жизни детского сада, города и т.д.
Примеры проектов, которые могут быть реализованы с детьми раннего возраста:
«Будем здоровы»
Тип проекта: познавательно-игровой; информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации: долгосрочный, 5 месяцев.
Возраст участников: 2-3 года.
Цель проекта: начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
«Играем в театр»
Тип проекта: познавательно – творческий.
Сроки реализации: долгосрочный проект,6 месяцев.
Участники: дети, педагоги, родители.
Возраст участников проекта: 1.5-2 года.
Цель проекта: Развитие навыков монологической и диалогической речи посредством театрализованной деятельности.
«Сенсорное развитие детей посредством познания окружающего мира»
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Сроки реализации: долгосрочный, 9 месяцев.
Участники: воспитатели, дети.
Возраст:2-3года.
Цель проекта: обогащение сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
«Формирование культурно-гигиенических навыков»
Тип проекта: познавательно-игровой.
Тип проекта: долгосрочный, 9 месяцев.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст: 2-3 года.
Цель: формирование у детей культурно-гигиенических навыков в игровой форме, используя различные виды деятельности.
Для организации и реализации проекта педагогу важно, прежде всего, изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавая игровую мотивацию и опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик необходимо вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовывая каждого ребенка тематикой проекта, значимо поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
Соблюдая принцип последовательности и регулярности в работе над проектами, каждый проект может быть доведен до успешного завершения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в группе раннего возраста
Представлены основные аспекты адаптации детей раннего возраста. Знакомство с данным материалом поможет родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад и облегчить процесс адаптации....
Проектная деятельность детей группы раннего возраста"Веселые каникулы-Снеговик"
Проект включает в себя экспериментальную деятельность с водой и снегом,НОДы-аппликация,лепка,рисование,подвижные игры и т.д....
Проектная деятельность в группе раннего возраста. Проект: «Солнышко и весна».
Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. При...
Проектная деятельность в группе раннего возраста«Солнышко лучистое"
Тип проекта: информационно-исследовательский.Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети группы раннего возраста, родители.Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проводилс...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
теоретический материал для воспитателей о проектном методе в работе с детьми...
Статья "Организация проектной деятельности в группах раннего возраста"
Данный материал представляет собой опыт работы по реализации образовательных проектов с детьми второй группы раннего возраста с участием родителей и воспитателей....
«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.
Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...