Проектная деятельность в группе раннего возраста. Проект: «Солнышко и весна».
план-конспект занятия на тему

Зыкина Светлана Владимировна

Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая тема.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в группе раннего возраста

Проект «Солнышко и весна»

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

Тема была выбрана в последний месяц зимы. И была разработана для реализации ближе к весне. Так как в конце февраля – начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть какого цвета, формы солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу. В связи с этим была определена такая тема.

Цель проекта: формирование у детей активного словаря через организацию разных видов деятельности: игровой (прежде всего); познавательной (наблюдения, эксперимент, художественное слово); музыкально-эстетической, продуктивной.

Задачи поставлены следующие:

1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.

2. Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов, наблюдений.

3. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

4. Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Длительность: 2 недели (краткосрочный)

Ожидаемый результат:

- обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет» и т. д.

- познавательный интерес к экспериментам;

- развитие у детей наблюдательности.

Подготовительный этап:

1. Беседы с детьми, для выявления знаний детей  о солнце.

2. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр, с использованием «солнца», иллюстративный материал.

3. Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Основной этап:

1. Чтение и заучивание потешки «Солнышко», стихотворения «Солнечный зайчик» А. Бродского, стихотворения «Солнышко» А. Барто и др.

2. Подвижная игра «Солнечный зайчик».

3. Дидактическая игра «На что похоже?» (по форме, цвету, ощущениям).

4. Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.

5. Проведение  рисования и лепки по теме «Солнышко».

6. Использование атрибута «Солнышко» в качестве сюрпризного момента на утреннике, посвященном 8 Марта.

7. Комплекс утренней гимнастики «Лучистое солнышко».

8. Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (по возможности в группе, по иллюстрациям, с помощью родителей дома).

9. Игра – сценка «Солнышко».

Заключительный этап:

Подведение итогов проекта.

Подготовка презентации по фотографиям.

Оформление книжки с потешками, играми, загадками, дидактическими играми о солнце по итогам реализации проекта.

В перспективе –

1. Эксперимент с растениями «Растения и солнце»

2. Эксперимент «Лед – вода»

3. Наблюдения за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем.

Приложение 1

Художественное творчество. Лепка «Солнышко – колоколнышко».

Приложение 2

Художественное творчество. Рисование «Солнышко – колоколнышко».

Приложение 3

Игра – ситуация «Солнечные зайчики».

Приложение 4

Комплекс упражнений для утренней гимнастики «Лучистое Солнышко».

Приложение 5

Конспект утренника, посвящённого празднику 8 Марта «Солнышко и весна».

Приложение 6

Игра «Солнечные зайчики», игра – сценка «Солнышко».

Использованная литература:

Н. Губанова «Развитие игровой деятельности». Москва 2008 год.



Предварительный просмотр:

Художественное творчество.  Лепка «Солнышко – колоколнышко».

Задачи. Вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Показать возможность сочетания разных по форме деталей в одном образе. Развивать чувство формы, ритма, мелкую моторику.

Предварительная работа. Рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с целью обогащения впечатлений и представлений детей о вариантах изображения солнышка. Совместно с педагогом рассказывание заклички:

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей  

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.  

Материалы, оборудование. Картон или плотная бумага голубого цвета для фона, пластилин жёлтого, оранжевого или красного цвета (на выбор), бусины, пуговички, бумажные салфетки, клеёнки.

Рекомендуемые пособия, литература. Плакат «Весна». Демонстрационный материал «Солнышко».

Содержание занятия.

Воспитатель. Рассказываю детям новую закличку о солнышке:

Солнышко – колоколнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Затем  показываю большой квадрат голубого цвета и поясняю, что это –оконышко, в котором сейчас появится солнышко. Демонстрирую способ лепки рельефного солнышка:

Вот разный по цвету пластилин – как помидор (красный), как лимон (жёлтый) и как морковка (оранжевый), какой же мне выбрать для солнышка? Дети подсказывают, я  делаю выбор.

Катаю в ладошках шар (показываю) и сжимаю – так, как мы делали печенье для мишки, - это солнышко: вот оно выглянуло в оконышко (прикрепляю диск к «окошку» -квадрату голубого цвета).

А где же у солнышка лучики? Катаю жгутики и прикрепляю вот так (размещаю лучики вокруг диска).

А где же у солнышка глазки? Вот они! Беру бусинки и прикрепляю. Ротик нарисую зубочисткой. Солнышко смотрит на нас и улыбается!

Предлагаю детям создать свои солнышки – колоколнышки. Дети выбирают цвет пластилина и лепят свои солнышки. По ходу занятия  оказываю детям индивидуальную помощь в размещении солнышек на окошке.

 Художественное творчество. Рисование «Солнышко – колоколнышко».

Задачи. Вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка. Учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько лучей – прямых или волнистых линий. Упражнять в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, двигать по окружности и в разных направлениях). Формировать умение замыкать линию в кольцо. Создать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной выразительности. Развивать чувство формы и цвета.

Предварительная работа. Рассматривание изображений солнца в детских книжках и на предметах декоративно – прикладного искусства. Наблюдение за солнцем во время прогулки. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Солнышко»:

Солнце улыбается – золотые лучики.

Солнышко качается на кудрявой тучке.

Солнышко бросает золотые мячики.

В лужицах ныряют солнечные зайчики.

Материалы, оборудование. Гуашевые краски, кисти, ватные палочки, фломастеры или карандаши, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, салфетки.

Содержание занятия. Воспитатель. Рассказываю детям новую потешку о солнышке:

Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Воспитатель. Прошу детей нарисовать весёлое солнышко. Показываю разные варианты солнышек и наглядно поясняю, что солнышко бывает разного цвета – красное, оранжевое, розовое, жёлтое, малиновое… И лучики у него тоже бывают разные – прямые и волнистые, длинные и короткие…Солнышко играет – бросает на землю колечки.   Дети выбирают цвет и формат фона и начинают рисовать. Каждый ребёнок создаёт солнышко по своему замыслу.

Солнышко, солнышко,

Ты не спи за тучей!

Солнышко, солнышко,

Покажись нам лучше!

Из-за тучки появись!

Нам скорее улыбнись!

По тебе мы все скучаем!

Поскорее к нам явись!

После занятия. Оформление выставки детских работ «Здравствуй, солнышко!».

        

                Игра – ситуация «Солнечные зайчики».

Программное содержание. Развивать воображение детей; побуждать к двигательной активности и самостоятельности в импровизации.

Материалы. Зеркало, набор картинок для театра (солнышко освещает полянку, на которой спит серый зайчик; серый зайчик радуется солнышку; серый зайчик видит солнечного зайчика; зайчики играют; серый зайчик растерянно ищет своего друга; сорока трещит; мама зайчиха объясняет, куда подевался солнечный зайчик).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры.

Необходимым условием для проведения игры является солнечный день.

Воспитатель. Жестом обвожу залитую солнечным светом комнату и спрашиваю у детей: «Почему так светло?»

Дети. Потому что солнышко выглянуло.

Воспитатель. Да, это солнышко пришло в гости. Солнечные лучики любят играть: они прыгают по стене, как зайчики. Их так и называют – солнечные зайчики.

Под звуки весёлой музыки, незаметно пускаю зеркалом солнечные зайчики и читаю стихотворение:

Солнечные зайчики скачут по стене,

Солнечные зайчики скачут в тишине.

Яркий лучик солнышка зайчиков пустил.

Девочек и мальчиков лучик разбудил.

Предлагаю детям поиграть с солнечными зайчиками. Звучит весёлая музыка, дети бегают и, подпрыгивая, ловят солнечных зайчиков ладошками.

Далее показываю детям спектакль театра картинок.        

Сказка о солнечном зайчике.

Однажды солнышко заглянуло в лес и осветило полянку. Дремавший серый зайчик тут же проснулся, чихнул и огляделся. Но полянке стало так красиво, что серый зайчик зажмурился от удовольствия. «Как тепло, светло! Можно поиграть». Но играть было не с кем. Все знакомые зайчата ещё спали в тёмном лесу. Серый зайчик сначала загрустил. Но вдруг он заметил яркий лучик на траве и принялся его ловить. Серый зайчик подпрыгивал, старался поймать лучик, но не мог. Лучик всё время ускользал от него. Вдруг лучик поднялся на высокий куст и стал похож на зайчика.

«Ты кто?» - спросил серый зайчик. «Я – зайчик», - ответил лучик. Серый зайчик очень удивился, немного посопел, а потом сказал: «Я никогда не видел таких летающих зайчиков. Зайчик  - это я». Солнечный зайчик подпрыгнул высоко на дерево и оттуда, свесив лапки, смотрел вниз. Он сказал: «А я не простой зайчик, а солнечный. Вот и всё».

«Так вот какие бывают солнечные зайчики», - подумал серый зайка и предложил: «Давай играть в догонялки». «Давай», - согласился солнечный зайчик. Они стали бегать, резвиться и не заметили, как наступил вечер. Солнечный зайчик погрустнел. «Ты что, не хочешь больше играть? Ты, наверное, устал?» - спросил серый зайчик. –Погоди, я тебя поймаю!»

Серый зайчик изловчился, хотел было поймать товарища, но солнечный зайчик вдруг пропал. Как не искал серый зайчик своего нового друга, всё напрасно. Солнечного зайчика не было видно. «Солнечный зайчик, ты где?» - закричал серый зайка, решив, что тот спрятался. Сидевшая на ёлке сорока, насмешливо затрещала: «Тр –р-р, смотрите, какой глупый заяц! Он не знает, что солнечные зайчики к вечеру исчезают!» И улетела, разнося эту новость по всему лесу. «Исчезают?» -удивился серый зайчик и вечером спросил об этом маму.

«Малыш, вечером солнышко уходит за лес, там оно отдыхает вместе со своими лучиками, солнечными зайчиками. А утром оно снова взойдёт на небе и будет сиять лучами», -мягко сказала зайчиха – мама. «Значит, завтра я снова смогу поиграть с солнечным зайчиком!» - обрадовался серый зайчик и довольный пошёл спать.

Воспитатель. Спрашиваю у детей, понравилась ли им сказка. Предлагаю ещё раз поиграть с солнечными зайчиками (под звуки весёлой музыки).

   

Комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста «Лучистое солнышко».

1 Солнца жёлтого лучи        

  Так длинны и горячи.

  Все ладошки вперёд,

  Пусть и нам тепло даёт.

  Подставляй свои ладошки,

  Пусть и нам тепло даёт!

Исходное положение: стоя, руки опущены. Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх («Покажи ладошки»). Спрятать руки за спину («Спрячь ладошки»). Повторить 5-6 раз.

2 Солнце , солнце – море света,

  Много света и тепла.

  Вся земля теплом согрета,

  Убедиться в том пора.

  Наклонились, убедились,

  Что земля тепла полна.

Исходное положение: стоя, руки на поясе. Наклониться вперёд, касаясь пола руками. Повторить 5-6 раз.

3 Светит солнышко, сияет,

  Греет деток с высоты.

  Подставляйте солнцу спинки,

  Подставляйте животы.

  Тот, кто хочет быть здоровым,

  Греет спинки, животы.

Исходное положение: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Выполнять перекаты со спины на живот и обратно вправо – влево. Повторять 5-6 раз.

4 Вся земля теплом согрета,

  Пышет жаром, словно печь.

  Надо, детки, нам попрыгать,

  Чтобы ножки не обжечь.

Исходное положение: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте. Прыжки на двух ногах на месте.

1 Утром солнышко встаёт,

  Улыбается, поёт.

  А по небу круг за кругом

  Ходят тучки друг за другом.

( Ходьба друг за другом, лёгкий бег на носочках, построение в круг).

2 А ребята по порядку

  Утром делают зарядку.

  Тянут к солнышку ладошки,

 Чтоб погрело их немножко.

(Встать прямо, ноги слегка расставить; вытянуть руки вперёд, ладонями вверх «Покажи ладошки»; спрятать руки за спину «Спрячь ладошки»).

3 И цветочки солнцу рады,

  Закачались все по саду.

(Наклониться вправо, выпрямиться; наклониться влево, выпрямиться «Маятник»).

4 Лишь малютка – Светлячок

  Спать ложится на бочок.

  Ночь придёт, ему вставать,

  Чтобы землю освещать.

(Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вниз; присесть, наклонив голову к коленям, обхватив их руками «Спрятался»; встать, выпрямиться, руки опустить).

5 Солнцу рады и букашки,

  Загорают на ромашке.

  Тянут, тянут к солнцу лапки,

  Чтобы загорели пятки.

(Лечь на спину, подвигать руками и ногами «как жуки»).

6 А большая саранча

  Задала всем стрекача.

(Попрыгать легко на двух ногах «как мячики»)

7 В поле бабочки порхают,

  День – деньской они летают.

  Ветер дунет – и кружатся,  

  Плавно на цветы садятся.

(Спокойная ходьба, медленно поднимая руки вверх и опуская их вниз «бабочки летают»; медленное кружение на месте, приседание).

Подборка стихов, песенок, потешек о солнце.

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей –

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут.

Солнышко, колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Травка зеленеет,                     Плещеев А.

Солнышко блестит,

Ласточка с весною,

В сени к нам летит.

Солнышко ясное, нарядись,                Прокофьев А.

Солнышко красное, покажись!

Платье алое надень,

Подари нам красный день!

«Солнышко»                                           Барто А.

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

  «С добрым утром!»                      Благинина Е.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

С ясным днём! –

Вот как славно мы поём!

«Солнечные зайчики»                 Бродский А.

Скачут побегайчики –

Солнечные зайчики.

Мы зовём их  - не идут.

Были тут – и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли.

Вы нигде их не нашли?

«Солнце в доме»                          Серова Е.

Встало утром солнышко

И гулять отправилось;

И на нашей улице

Всё ему понравилось.

… Побежало Солнце

Золотой дорожкой,

И попало Солнце

Прямо к нам в окошко!

… Вместе мы отправились

С Солнцем в детский сад.

Приласкало солнышко

Сразу всех ребят!

Шла у нас до вечера

Дружная игра…        

Но сказало Солнышко:

- Мне домой пора!

Завтра утром рано

Вас будить приду –

Снова будем бегать

И гулять в саду!

Солнечные зайчики скачут по стене,

Солнечные зайчики скачут в тишине.

Яркий лучик солнышка зайчиков пустил.

Девочек и мальчиков лучик разбудил.

Золотое яблочко по небу катается.                  Загадка.

С утра улыбается,

А улыбка – лучи, очень даже горячи!    

Тянется в окно

Золотое полотно.

Солнечные зайчики встали на заре,

Как тепло и весело стало на земле.

По тропинкам зайчики прыгают в лесу,

Собирают зайчики раннюю росу.

Плещет речка золотом

Выше в тишине.

Солнечные зайчики пляшут на волне.

Заглянули зайчики в комнату мою,

С добрым утром, зайчики, я уже встаю!

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в оконышко.

Где твои детки:

Сидят на печке,

Лепёшки валяют,

Тебя поджидают.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножечко,

Выйдут детки погулять

Будут бегать и играть.

Солнышко, солнышко,                     Высотская О.

Выгляни скорей!

Травку и зёрнышки

В поле обогрей!

      Девочкам, мальчикам

      Будет веселей.

      Белочкам, зайчикам –

      Суше и теплей!

Солнышко, солнышко,

Все тебя мы ждём!

Птичкам, зверёнышам

Плохо под дождём!

      Солнце услыхало

      Песенку ребят!

      Вышли мы, вышли мы

      На прогулку в сад.

Солнышко яркое,

Солнышко жаркое:

Станем бегать и играть

И на солнце загорать!

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко,

Сядь на пенёк,

Погуляй весь денёк!

Солнышко, ядрышко,

Выблесни, выгляни!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут,

Колесом бегут,

Тебя в гости зовут!

Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей!

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть.

В лес пойдут грибы искать,

В поле будут горох рвать,

В саду яблоню трясти,

А ты, солнышко, свети!

Солнышко, солнышко,

Загляни в оконышко!

Твои детки играют,

Воробышков пугают,

А малину рвут

И нам не дают –

Медведю по ложке,

А нам ни крошки!

Солнышко, солнышко,

Красное семёнышко.

Выйди поскорее,

Будь к нам добрее!

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут –

Тебя в гости ждут!

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

Солнышко, снарядись!

Красное, покажись!

Выйди из – за тучи,

Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,

Выгляни на брёвнышко:

Дам тебе я мёду

Целую колоду.

Солнышко – ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну – красну кликают.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам природа:

Тёплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.

Пеки, пеки, солнышко,

Красное вёдрышко!

Рано – рано играй,

Своих деток согревай!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в группе раннего возраста

Представлены основные аспекты адаптации детей раннего возраста. Знакомство с данным материалом поможет родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад и облегчить процесс адаптации....

Проектная деятельность в группе раннего возраста«Солнышко лучистое"

Тип проекта: информационно-исследовательский.Участники: Педагоги – воспитатель группы, дети  группы раннего возраста, родители.Длительность: 2 недели (краткосрочный) Проводилс...

План - конспект логики образовательной деятельности в группе раннего возраста. «Разбудим солнышко»

Тема: «Разбудим солнышко».Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое. Цель:  Воспитывать любознательность...

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Проектная деятельность в группе раннего возраста Проект «Золотая осень»

Проект "Золотая осень" направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.В ходе проекта дети смогут приобрести новые знания об осени;знания о живой и неживо...

Проектная деятельность в группе раннего возраста.Проект "Мои любимые потешки"

Данный проект направлен на формирование познавательной активности детей.Проблема: необходимость приобщения детей к устному народному творчеству.Актуальность: в современном мире у детей появляется боль...

Проектная деятельность в группе раннего возраста. Весна-красна

В данном материале помогаем детям раннего возраста почувствовать красоту весеннего пейзажа, воспитывать бережное отношение к природе,содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отн...