калейдоскоп профессий
проект (старшая группа)

Брекало Татьяна Юрьевна

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно знакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети уже старшего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Черлакский детский сад№7»

Черлакского муниципального района Омской области

Педагогический проект

Название

«Калейдоскоп профессий»

Автор

Брекало Татьяна Юрьевна, воспитатель первой квалификационной категории.

Участники проекта

Дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Вид проекта

 Познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность проекта

1 год

Актуальность

Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно знакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Мои наблюдения за детьми в игре, индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети уже старшего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности; у них не сформировано уважение к труду взрослых.

Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

Цель проекта

Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные, практические ситуации, а также подготовка в условиях инновационной образовательной среды воспитанников к осознанному выбору будущей образовательной и профессиональной траектории.

Задачи

Для детей

-  Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

-  Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

-  Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

-  Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

-  Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

  Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

- Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

- Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

- Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление папки со стихотворениями и картинками о профессиях;

- Подбор художественных произведений по теме проекта;

-  Создание творческого альбома: «Кем быть?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

- Подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

- Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

- Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;

-  Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

-  Продолжать развивать связную речь дошкольников;

- Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

- Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

- рассказ и фотоотчет о своей профессии.

-Организация экскурсий (видео экскурсии)

Мотивация

Для детей: Правда, что профессий много и они все разные?

Для родителей: А вы задумывались, кем станет ребенок в будущем, какую профессию выберет?

Распределение деятельности по этапам проекта

I - Подготовительный:

 Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.

Формулирование цели и задач проекта.    

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.    

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

II - Основной: Проведение бесед по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Профессии моих родителей», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;

Рассматривание книг, журналов;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях

Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Манаковой «Моя первая книга о профессиях», Б. Житков «Что я видел?» и др.

Организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин» и др.

Совместная работа родителей и детей: нарисовать рисунок на тему «Кем я мечтаю стать, когда вырасту…»;

Дидактическая игра «Найди предмет по описанию», «Что лишнее»;

Оформление папки рассказов «Профессии моих родителей».

Экскурсии в «Стоматология», «Художественная школа», «Аптека», «Пожарная часть» и др.

III - Заключительный:

Подведение итогов по реализации проекта.

Проведение НОД, сюжетно-ролевых игр, совместных мероприятий и развлечений с родителями: «Калейдоскоп профессий»

 Изготовление альбома: «Кем быть?»

Презентация проекта: «Мир профессий глазами ребенка»

Выставка рисунков: «Кем я мечтаю стать, когда вырасту…».

Изготовление папки рассказов: «Кем работают мои родители»

 

Результативность

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

У дошкольников появился интерес к данной теме.

Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.

Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко используют атрибуты и наряды для развития сюжетно – ролевых игр по теме.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией своих детей.

Технологическая карта «Профессии»

Образовательная деятельность

Вид деятельности

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская, игровая

Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?».  Презентации «Профессии в детском саду», «Ознакомление дошкольников с профессиями», «Все профессии важны», «В мире профессий», Ознакомление с репродукциями, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»

Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»

Беседы о профессиях родителей и местах их работы

Дидактические игры: «Что купить?», «Что кому нужно?», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает?»

 У людей разных профессий свои правила безопасности

Речевое развитие

Коммуникативная, познавательная

Составление рассказов о профессии родителей.

Обогащение словаря детей за счет новых терминов

Отгадывание загадок на тему «Профессии»

Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»

Пословицы и поговорки о труде
Стихи о профессиях
Чтение рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть? »,
М. Познанская «Пойдем на работу»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа»,  «Дядя Степа — милиционер».
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, двигательная, коммуникативная

Выставка рисунков «Кем я буду»
Изготовление атрибутов для игр: «СТО» «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская» и д.р.
Раскрашивание раскрасок  — профессии
Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия

Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Социально коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативная, продуктивная

Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все профессии»,  Пазлы «Профессии»,  разрезные картинки

Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Кому без них не обойтись», «Что расскажет предмет».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»

Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»

Игровая ситуация: «Кем я стану?»,

Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»

Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Физическое развитие

Двигательная, игровая

Знакомство с профессиями, связанными со спортом

Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;

Тематические физкультминутк

П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты

Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»

Соблюдение режима труда (работа и отдых)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны » Участники проекта – Воспитатели, дети старшей группы, родители. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий . Долгосрочный. (1 год)

Слайд 2

Цель: пробуждение интереса к профессиональной деятельности человека, развитие познавательной активности и кругозора детей, формирование нравственных ценностей.

Слайд 3

Мы хотим узнать: - Какие бывают профессии, - Чем занимаются люди разных профессий, - Какие профессии у наших родителей, - Какие знания и качества нужны для той или иной профессии, - Взаимосвязь профессий

Слайд 4

Подготовительный этап:

Слайд 5

Презентации, видео экскурсии подготовленные родителями. В кабинете у стоматолога. (медсестра-ассистент)

Слайд 6

Пограничники.

Слайд 7

Художник:

Слайд 8

«Хлеб всему голова» профессия Пекарь, повар. « Знатоки дорожной азбуки» (шофер , инструктор по вождению, слесарь-механик, инспектор ГИБДД) . «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, мед. работники) « Кто работает в магазины» (продавец, торговый представитель) ; «Кто построил новый дом? » (строители) «Как поступает в дом электричество» (работник электросетей) «Кто нас воспитывает» (работники ДОУ)

Слайд 9

Организация проекта: дидактические, словесные и настольные игры; Сюжетно-ролевые игры; Совместные мероприятия и развлечения с родителями; встречи с родителями, представителями профессий; Экскурсии.

Слайд 10

Просматриваем , пробуем, исследуем, играем

Слайд 11

Слесарь-механик

Слайд 12

Кто трудится, чтобы к нам на стол хлеб пришёл.

Слайд 13

Планируемые результаты: - вызвать интерес к окружающему миру, - расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей и других людей) ; - обеспечить активность ребенка в процессе его социализации;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В кабинете у стоматолога. Клиника «Радуга» медсестра-ассистент врача-стоматолога

Слайд 2

Медсестра готовит рабочий столик врача с инструментами к приему пациента

Слайд 3

Медсестра замешивает пломбировочный материал

Слайд 4

Медсестра набирает в шприц обезболивающий раствор

Слайд 5

Медсестра подает врачу необходимые инструменты во время работы

Слайд 6

Медсестра следит за чистотой инструментов, закладывает их в автоклав ( спец.шкаф , где под действием высокой температуры и пара погибают все микробы)

Слайд 7

Медсестра после приема пациента прибирает в кабинете

Слайд 15

Желаю чтобы ваши зубки всегда были здоровыми. Н е забывайте чистить их утром и вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей комбинированной группе по теме «Калейдоскоп профессий» с участием родителей

расширять представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. ...

Детско - родительский КВН "Калейдоскоп профессий"

Привлечь внимание родителей к проблеме ознакомления детей с профессиями и трудом взрослых, стимулировать детско - родительские формы сотрудничества....

проект "Калейдоскоп профессий"

У ребят не достаточно знаний о профессиях их родителей:экономист, бухгалтер, менеджер, банковский работник и др. Реализация этого проекта пополнит знания детей....

Занятие в подготовительной группе "Калейдоскоп профессий"

Цель: - обобщить и систематизировать знания о профессиях; Задачи: - Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;-Научить различать и называть профес...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций на тему: « Калейдоскоп профессий»

 В про­цессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники деловой игры смогут повысить уровень теоретических знаний...

Сценарий деловой игры для воспитателей дошкольных образовательных организаций по профориентации на тему: «Калейдоскоп профессий»

Аннотация:   В настоящее время социально-экономическая ситуация делает процесспрофессионального самоопределения молодежи все более сложным. Это ставит новые задачи перед педагогами дошкольно...

Виртуальная экскурсия в поликлинику (знакомство с профессией медецинских работников) с использованием профориентационного анимационного сериала «Навигатум»: «Калейдоскоп профессий»

Знакомство с профессией медецинских работников с использованием профориентационного анимационного сериала «Навигатум»: «Калейдоскоп профессий». ...