проект на тему "Семья"
проект (старшая группа)

Ретина Татьяна Александровна

Каждому ребенку, интересно узнать, откуда он родом, кем работают его родители, узнать родословную своей семьи и историю своей страны и города, в котором он родился. Но самое главное, что жизнь ребенка начинается с семьи.       Семья- это любовь, уважение, тепло, привязанность, семья- это все то, без чего человек не может жить.  Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya.docx67.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад  №116»

город Дзержинск, Нижегородская область

Проект на тему «Моя семья»

 (творческий, групповой, практико-ориентировочный)

                                                Выполнила воспитатель

                                                        МБДОУ «Детский сад №116»

                                              г. Дзержинск, Нижегородская область

                                                           Ретина  Татьяна Александровна

2019г

2. Описание проекта

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

(В.А.Сухомлинский

Проблема

Каждому ребенку, интересно узнать, откуда он родом, кем работают его родители, узнать родословную своей семьи и историю своей страны и города, в котором он родился. Но самое главное, что жизнь ребенка начинается с семьи. В семье ребенок растет и развивается, его родители становятся для него примером. Ведь как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".

      Семья- это любовь, уважение, тепло, привязанность, семья- это все то, без чего человек не может жить.  Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения. Семья греет нас своей добротой и бескорыстностью, помогает идти по жизни. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали. Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

                Современное время и ритм жизни, в котором мы живем, диктует свои правила, которые порой негативно сказываются на детях и на семье в первую очередь. Родителям все чаще не хватает времени на то, чтобы провести с детьми как можно больше времени, однако, несмотря на это они все же стараются каждую свободную минуту посвятить ребенку.
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

 В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка Привлечение родителей к участию в проекте способствует лучшему взаимодействию 2 институтов: семьи и детского сада, а также помогает  расширить предстпаления цу детей о важности осознания того ,что каждому человеку нужна семья., именно с нее начинается нравственное и патириотческое воспитание ребенка.

Проблеме знакомства ребенка дошкольного возраста с семьей отводится большое место в различных основных образовательных программах, по которым в настоящее время работает каждый детский сад. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Так в программе  «От рождения до школы» под редакцией  Веракса Н.Е, Комапрвой Т.С.,Васильевой М.А. задачи и рекомендации по данной теме прописаны в содержании образовательной области « Социально- коммуникативное развитие». Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основными  целями и   задачами   в разделе « Ребенок в семье и сообществе.» выделяют такие как:

  • Формирование образа Я,
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование гендерной, семейной принадлежности

Программа предусматривает постепенное усложнение данных задач , учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

          Мы, педагоги, должны помочь детям и взрослым  понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать  у родителей чувство привязанности к  детям, а у детей к родителям.

Научить семьи сохранять традиции, чтить своих предков и вместе проводить как можно больше времени

 Актуальность проекта:

     В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой  даже физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали.

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Цель проекта:

 Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников:

дети 4-5 лет.

Тип проекта:

 творческий, групповой, практико-ориентировочный

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта : воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители

Развивающая предметно- пространственная среда 

В ходе проведения данного проекта РППС группы обеспечивала:

  • реализацию различных образовательной  программы МБДОУ «Детский сад №116»;
  •  учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществлялась образовательная деятельность;
  •  учет возрастных особенностей детей.

 Развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 В ходе реализации данного проекта пополнилась новыми атрибутами и пособиями.:

  • Изготовлен лепбук с играми «Моя дружная семья»
  •  Сделан макет « Бабушкин Дворик»
  •  Создан альбом группы « Наша дружная и большая семья из рисунков детей.
  • Сделана картотека  сюжетно- ролевых игр, изготовлены атрибуты к ним.
  • Сделана картотека дидактических игр на тему «Семья»

Предполагаемый продукт проекта;

  • Выставка  рисунков детей
  • Творческая мастерская совместно с родителями «Открытка обнимашка», сделанная совместно с родителями
  •  Фотогазета « Моя Семья», «Вся семья вместе, так и душа на месте.»
  • Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
  • Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Список литературы:

  1. ФГОС ДО
  2. ООПП МБДОУ «Детский сад №116», написанная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  3. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»   средняя группа. Для занятий с детьми4-5 лет. Мозайка- Синтез, 2016г
  4. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
  5. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф «Социально- коммуникативное развитие дошкольников  средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет

3.Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Анкетирование детей по проблеме
  • Определение цели и задач
  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
  • Разработка консультаций для родителей
  • Выставка детских рисунков «Моя семья»
  • Разработка консультации для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
  • Разработка памятки для бабушек по воспитанию внуков «Мои любимые бабушка и дедушка»
  • Творческая мастерская « Мамочку свою очень люблю»
  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта
  • Выставка совместных рисунков «Моя семья»
  • Выставка открыток- обнимашек, сделанных совместно с родителями.

этап

Работа с детьми

Работа с родителями

Подготовительный

Цель: определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта

Выявление проблемы связанной данной темой

Привлечение родителей к реализации проекта

Основной

 Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

 ООД по  познавательному развитию;

 ООД по речевому развитию;

 Дидактические игры

 Сюжетно- ролевые игры

 Беседы с детьми

Творческая мастерская с родителями

Совместная выставка рисунков.

Изготовление наглядной  информации для родителей

 Пополнение РППС  группы по данной теме

Заключительный

 Подведение итогов

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

В работе над проектом использовались следующие методы и приемы , направленные на  :

  • детей
    Практические: 
    Наглядные: 
    Словесные: 

В ходе работы над проектом использовались следующие принципы взаимодействия с родителями: доброжелательности , индивидуальный подход, сотрудничество

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные  и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

4.Методическое обеспечение проекта

  • конспекты занятий

 Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе

этапы  ООД

содержание этапов

1. целеполагание

 -Форма ОД

Организованная образовательная деятельность  (занятие)

-образовательная область

Познавательное развитие. 

-вид деятельности

игровая , коммуникативная, восприятие  музыки

-тема

« Семья».

-цель

 Расширение представлений детей о семье , родственных связях

-задачи

Образовательные :

Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях

Развивающие : 

Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение

Воспитательные :

 Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения

2.дидактическое обеспечение:

методические пособия

дидактическое оснащение и оборудование

1.ООП ДОУ, написанная на основе программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.  Веракса ,Т.С. Комаровой М.А. Васильевой

Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), картинки с изображением семей разных стран мира; дидактические картинки «Семья

Способы организации детей

фронтальная

Методы и приемы

Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни про семью, проведение физкультминутки «Кто живёт у нас в квартире», проведение мимического упражнения «Наши поступки».
Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр «Назови ласково», «Кто что делает?»

4.Мотивационно-ориентировочная часть

Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать.

Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Воспитатель: правильно, дети. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).


5.Организация детской деятельности

Воспитатель: правильно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Как замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением семей разных стран мира.
Воспитатель: дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Воспитатель: это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да!).
Проводится игра 
«Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Воспитатель: молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, все помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом всем вместе повторить за мной.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире» 
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель: Дети, а что любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки.

Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Дети хмурятся.
Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
Дети улыбаются.
Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. 
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор
Вы отняли игрушку у младшего братика
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: молодцы, дети, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).

6.Рефлексивно- оценочная часть


Воспитатель:
  Дети, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое семья?
Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок в подарок.

Конспект ООД по речевому развитию развитию в средней группе

 « Помощь Буратино»

этапы  ООД

содержание этапов

1. целеполагание

 -Форма ОД

Организованная образовательная деятельность  (занятие)

-образовательная область

 Речевое развитие. 

-вид деятельности

игровая , коммуникативная,  познавательная

-тема

« Помощь Буратино».

-цель

  Формирование представлений детей о членах семьи, о семье: Развитие речи детей средней группы

-задачи

1. Образовательные:

Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Развивающие:

Развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы.

Активизировать словарь по теме «Семья».

Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Обогащать и активизировать словарный запас имен прилагательных. Совершенствовать развитие общей и пальчиковой моторики.

3. Воспитательные:

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.

2.дидактическое обеспечение:

методические пособия

дидактическое оснащение и оборудование

1.ООП ДОУ, написанная на основе программы «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.  Веракса ,Т.С. Комаровой М.А. Васильевой

Средства обучения: игрушка  Буратино, шкатулка,- коробочка ,вырезанные из картона сердечки

 Набор картинок о семье

Способы организации детей

фронтальная

Методы и приемы

Практические: сюрпризный момент – появление в гостяхБуратино.

Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр, пальчиковой гимнастики, загадывание загадок.

4.Мотивационно-ориентировочная часть

1.Приветствие, сюрпризный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня к нам в гости заглянул Незнайка. Посмотрите на его лицо, он немного загрустил и просит нас о помощи. Незнайке очень хотелось бы узнать, что такое семья, поможем ему? Расскажем о семье?
Давайте для начала покажем нашему гостю пальчиковую зарядку о семье. Вы её помните?

1, 2, 3,4 (Хлопаем в ладоши)

Кто живет в моей квартире? (Шагаем на месте)

1,2,3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)

Всех могу я сосчитать! (Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестренка, (Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)

Мой щегол, щенок и я (Наклоны туловища вправо – влево)

Вместе дружная семья! (Хлопаем в ладоши)

5.Организация детской деятельности

2.Воспитатель: А теперь давайте поможем  нашему гостю Буратино разгадать загадки о семье.

1. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый ... (дед)

2.Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки, у любимой?

Правильно: бабушки.

3.Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

4.Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.

А кто для вас папа и мама? ( родители)

5. Кто любит и меня и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка

Моя младшая… (сестрёнка)

Вот мы и разгадали все загадки, назвали маму, папу, бабушку, дедушку, сестренку, а как одним словом можно назвать этих людей? Итак, дети, что такое семья? (это папа, мама, дети, бабушки и дедушки). Семья может быть большой и маленькой.

Семья - это близкие люди, которые живут вместе, любят друг друга. Заботятся друг о друге.

А теперь давайте встанем в круг и   , какие хорошие слова мы знаем о своих близких.

Игра «Скажите самые хорошие слова о папе и маме». 

Какой у вас папа? (хороший,большой,добрый,сильный,смелый,трудолюбивый,красивый,

умный).

- А мама какая?(заботливая, трудолюбивая ,нежная, ласковая, внимательная,

красивая, молодая)

Дети, а вы не забываете говорить эти хорошие слова своим близким?

Воспитатель: - Дети, а как мы выражаем любовь к своим близким? (говорим ласковые слова, помогаем по дому, заботимся друг о друге).

Игра «Назови ласково»

Вы все очень любите своих родственников, так давайте расскажем  гостю Буратино , как мы умеем называть их ласково. Дети, посмотрите у меня на руках сердечко, оно очень нежное, ласковое.

(Дети друг другу передают сердечко и называют ласково.)

Д/и «Радость и печаль».

А теперь давайте поможем  Буратино  разобраться в хороших и плохих поступках . Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.

- Нарисовали красивую картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Порвали книгу;

- На прогулке замарали куртку;

- Разбили чашку;

- Уступили место в автобусе бабушке;

- Помогли маме с уборкой

- Отыскали потерянные бабушкой очки;

- Помогли маме вымыть посуду

Физкультминутка.

На опушке дом стоит

На столбе фонарь висит

В доме том живёт семья,

Очень – очень дружная.

Папа гвозди забивает,

Сынок папе помогает,

Мама гладью вышивает,

Дочка куколку качает

Чинит дедушка сапог

Вяжет бабушка носок

Вот семья какая

Дружная, большая.

Наша семья очень большая и у всех свои обязанности. Мы с вами поиграем в игру «Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает.

Мама - зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за цветами, гладит.

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печёт пироги, гуляет с внуками.

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Сын – убирает, Выносит мусор, ходит в магазин, пылесосит.

Дочь – моет посуду, вытирает пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

«Шкатулка»

Дети, у вас тоже есть семьи. Но они разные, не похожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона)

У меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе» (Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечко, называя слово о семье.)

Моя семья большая, потому что у меня есть папа, мама, я.

Моя семья дружная, потому что мы все работы делаем вместе.

Моя семья заботливая, потому что мы заботимся друг о друге.

Моя семья трудолюбивая, потому что мы любим трудиться.

Моя семья счастливая, потому что мы все счастливы.

6.Рефлексивно- оценочная часть

Воспитатель: Дети, как вы думаете, помогли мы Буратино разобраться в том, что такое семья? Я думаю, ему понравилось у нас в гостях, посмотрите. Каким веселым он стал. И наверняка теперь тоже сможет рассказать о своей семье

  • сценарий проведения творческой мастерской

Сценарий проведения творческой мастерской

«Сделаем открытку вместе с мамой» в средней группе детского сада №116

Цель мероприятия:

Укрепление партнерских взаимоотношений детей и родителей в процессе творческой деятельности; расширение представлений детей о родственных связях в семье»

Задачи мероприятия:

1.Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми.

2.Способствовать созданию эмоционального контакта между родителями и детьми, развивать внутрисемейные связи.

3.Воспитывать у детей добрые, нежные чувства к маме,  своей семье.

4. Наладить тесный контакт с родителями , нацелить их на хорошее и плодотворное взаимодействие в рамках партнерских отношений  по вопросам воспитания детей

Материалы и инструменты:

Листы бумаги А4 (белые и цветные, ножницы, цветной картон, клей - карандаш и клей ПВА, Шаблоны, простой карандаш, фломастеры,  наборы цветной бумаги, бросовый природный материал, стихи о семье (набранные тексты) магнитофон :с аудио записью песен про семью,маму, бабушку.

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие участники  творческой мастерской !

Нам очень приятно, что вы нашли сегодня время и пришли к нам в гости!

Обещаю, что вы не пожалеете об этом, потому что сегодня мы с вами будем делать красивую открытку , будем общаться друг с другом.

Вообще, искусство создания открыток из различных вырезок и «украшалок»называется скрапбукингом.

Конечно, наше с вами сегодняшнее действо скрапбукингом можно назвать с большой натяжкой. Тем не менее мы сделаем первый шаг в этом направлении.

А открытки у нас с вами будут не обычные. Мы будем делать сегодня так называемые открытки – обнимашки. Почему они так называются, вы поймете, если посмотрите на мои образцы. Будем все делать совместно с детьми:  мамы помогают детям вырезать детали, собрать изображение , а ребята  наклеивают. Просим Вас выбрать тот материал, ту форму , которая Вам больше нравиться. Не обязательно делать как на образце. Детали, украшение придумываем свои, проявляя при этом творчество фантазию. Итак начнем. :

- слаживаем лист бумаги пополам обводим выбранный трафарет поделки

- Вырезаем

- Делаем красивую детализацию для придания большей выразительности , яркости образу.

- внутрь нашей открытки можно приклеить красивый текст стихотворения о своей семье.

В процессе выполнения звучит фоном музыкальное сопровождение

 В конце проводиться игра « Кошки мышки. Роль мышеловки выполняют родители , мышат- дети. В конце творческой мастерской организуется выставка работ и чаепитие.

  • картотеки

Картотека художественной литературы

по теме «Семья»

1. Сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Гуси – лебеди»,

2. С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

3. Е. Пермяк «Мамина работа»

4. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

5. В. Белов «Мамина дочка»

6. Л. Толстой «Старый дед и внучек».

7. М. Матвеева «Синяя чашка» «Теплый хлеб» К. Паустовский

8. В. Катаев «Цветик-семицветик» «Косточка» К. Ушинский

9. Л. Толстой «Старый дед и внучек»

10. А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»

11. В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»

12. Т. Шорыгина «Похищенное имя»

13. З. Александрова «Посидим в тишине»;

Картотека сюжетно-ролевых игр


«Дом, семья»
Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.
Предварительная работа: Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа. Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши папы и мамы трудятся». Рассматривание семейных фотографий. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.
Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы. 

«Больница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 
Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки. 
Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья. 
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.) 
Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».
Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. 
Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, обо

  • Наглядная информация для родителей средней группы к проекту на тему «Семья»

  1. информация в виде консультации « Семья и ребенок дошкольного возраста»

Роль родителей в воспитании детей очень важна .Семья является главной школой воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. 
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. 
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. 
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, появившиеся совсем по другим поводам. 

 Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать. 
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. 
 
Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. 
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

  1. Памятка для бабушек по воспитанию внуков

Для Вас, милые Бабушки!!!

• слушайте своих внуков, не перебивайте их, вникайте в интересующие детей вопросы и проблемы.

• помогайте всем, чем только можно деньги - наименьшее, что можно дать близким, но иногда они очень важны.

• интересуйтесь друзьями, подругами своих внуков попытайтесь понять, чем они привлекательны, отметьте их лучшие качества.

• выполняйте свои обещания, не откладывая их в долгий ящик и не надеясь, что внуки забудут о них.

• помните: главные воспитатели-родители, а бабушки и дедушки имеют лишь право совещательного голоса.

• обращайте внимание на хорошие качества внуков, и их станет больше.

• умейте планировать радость, помните: нет ничего лучше искреннего детского смеха,

  1. Информация для родителей в виде буклета

Это интересно!!!

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Данная к информация , предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.

Родители, желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...