Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующий, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
При поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Всё это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьёзных заболеваний. Чтобы этого не произошло, и адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, проводится соответствующая подготовка.
На первом этапе ведется сбор информации. При первом посещении дошкольного учреждения родители знакомятся с Уставом детского сада, родительским договором, им вручается Памятка, в основе которой – информация рекомендательного характера о пребывании в детском учреждении. Так же проводится экскурсия по детскому саду, происходит первое знакомство с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.
На втором этапе проводится «пробный день» пребывания малышей в детском саду.
На следующий день предлагается маме вместе с малышом посетить групповую комнату. В течение двух часов ребенку предоставляется возможность познакомиться с расположением помещений в группе, пообщаться со сверстниками, поиграть.
На следующем этапе ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы в течение недели. В этот период продолжается эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку), закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в пространстве, способствуйте развитию игры «рядом», побуждайте к самостоятельным действиям в группе. Время пребывания детей в группе увеличивается до 4 часов.
К концу недели малыш по желанию остаётся на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.
Для оптимизации процесса успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ используется модель организации адаптационного периода, разработан режим дня.
Мероприятия, проводимые в период подготовки к поступлению в детское учреждение
Мероприятие | В семье | В детском саду |
Введение в адаптацию | Поступление детей в соответствии с графиком приема детей. Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации | Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение медсестры. |
Режим дня | По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. | Соблюдение гибкого режима. Время пребывания в детском саду с постепенным увеличением количества часов. |
Питание | Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности | При необходимости сохранять привычный способ питания на период адаптации. Привитие навыков самостоятельного приема пищи. Индивидуализация питания. |
Физические навыки | Знакомить родителей с элементарными приемами развития движений детей, закреплять движения дома. | Проводить занятия в соответственно возрасту детей |
Гигиенические процедуры | Научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры | Продолжать формировать и закреплять навыки самообслуживания. |
Закаливание | Закаливать малыша с учётом группы злоровья. | Постепенно вводить малыша в систему закаливания в детском саду. |
Воспитательное воздействие | Совместная деятельность с детьми по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. | На период адаптации - игровая деятельность . |
Направления работы с детьми раннего возраста в адаптационный период
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский
сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.
В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры с песком и водой, музыкальные игры и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам
и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных
взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в Программе. Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с здоровьесберегающими мероприятиями и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Модель взаимодействия с детьми в адаптационный период
Направление | Формы работы |
Индивидуальный подход к ребенку | а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов; б) учет домашних привычек; в) использование колыбельных при укладывании детей спать. г) учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения; д) контроль за физическим состоянием ребенка. |
Игровое взаимодействие | а)формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю. б)установление тактильного контакта с ребенком, снятие эмоционального напряжения. 3) развитие коммуникации. 4) привлечение внимания к игровым действиям взрослого, стимулирование к подражанию действиям с игрушкой. |
Игры с воспитателем |
|
Формируем эмоциональную отзывчивость | а) чтение стишков; б) рассказывание сказок; в) пение песенок; г) слушание музыки; д) рассматривание игрушек, книжек, картинок; е) рисование картинок для детей. |
Развиваем движение | а) игровые упражнения; б) подвижные игры; в) музыкальные игры. |
Побуждение ребенка к общению со сверстниками | а) игры ребенка рядом со сверстниками; б) приучение к объединению в игре с другим ребенком; в) ситуации, общение; г) использование фольклора; д) элементы театрализованной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Роль музыкальной деятельности в процессе адаптации детей раннего возраста.
материал методических обьединений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...
Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего в...
Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста
Презентация личного опыта...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 годак условиям ДОУ» Автор:воспитатель ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...