М.Шичида дидактические игры
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА МАКОТО ШИЧИДА: ПЛАН ЗАНЯТИЙ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
16 октября, 2015 - 15:10
Методика профессора Макото Шичида день за днем набирает всё большую популярность, что неудивительно. Ведь автор метода считает возможности детей безграничными, а обучение – приятным процессом, который должен происходить в расслабленной обстановке. Как же организовать занятия по Шичиде дома?
1. Подготовка к занятиям по Шичиде
Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.
Дыхательные упражнения
Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут.
Вы можете вместе с ребенком:
- дуть через трубочку в стакан воды;
- пускать мыльные пузыри;
- задувать свечи;
- дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
- дышать на воображаемый предмет.
Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.
Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида
Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.
Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.
Позитивные установки
Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:
- «Ты особенный»;
- «Ты можешь всё»;
- «Мы тебя очень любим».
Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.
2. Упражнения на развитие воображения
Задания на развитие воображение, или на создание образов, являются важнейшим компонентом методики Макото Шичида, по мнению самого автора.
Для стимуляции фантазии ребенка можно использовать такие варианты упражнений:
- представить себя очень-очень маленьким;
- представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама – поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»;
- представить себя неодушевленным предметом, например, стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелым и твердым, как бревно. Это упражнение применяется в театральных студиях для развития артистичности, т.е. способности погружаться в образ. По утверждению Макото Шичида, дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения;
- ролевые игры. Попросите малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли/поехали/поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?
- вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вы всей семьей ездили в лес или парк). Маленькому – рассказываете вы, ребенку постарше – задаете наводящие вопросы, дети 3-4 лет обычно охотно делятся воспоминаниями сами;
- с использованием изображений. Посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове;
- с использованием двухцветной картинки. Для упражнения вам понадобится оранжевый лист бумаги с наклеенным посередине синим кругом (диаметр 2 см). Держите его на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Попросите малыша внимательно смотреть на лист в течение 30 секунд, а потом закрыть глаза. Он может увидеть 4 различных послеобраза – только синий цвет; центральная фигура имеет другой цвет, а не синий, или другую форму (например, квадрат); синий кружок выглядит, как оранжевый; круг будет синим, но цвет может изменяться по желанию ребенка произвольным образом;
3. Упражнения на развитие функции ESP
Данная часть методики Шичиды часто подвергается критике, поскольку предусматривает развитие непонятных простому обывателю способностей. ESP функция мозга – это возможность получать информацию с помощью скрытых чувств правого полушария, или так называемого «шестого чувства». ESP способности связаны с экстрасенсорикой и включают в себя телепатию, ясновидение, психометрию, предвидение, духовную силу и даже телекинез. Простой пример проявления ESP функции: взрослый мысленно передает ребенку образ мороженого. Ребенок говорит: «холодное», «сладкое, по вкусу похоже на мороженое».
Современная наука уже достигла много в изучении функций и возможностей мозга, однако даже лучшие специалисты знают о нем далеко не всё. Существует масса свидетельств наличия у некоторых людей особенного восприятия мира, позволяющего видеть и чувствовать информацию на ином уровне. Поэтому отрицать теоретическую вероятность существования ESP способностей – это несколько высокомерно. Даже если скептическое отношение к развитию экстрасенсорики у ребенка вас не покидает, мы можем посоветовать вам воспринимать данные упражнения как увлекательные развивающие игры. По мнению Макото Шичида, даже без выполнения заданий на ясновидение и телепатию, развивая правое полушарие мозга с помощью других заданий методики, вы будете развивать и ESP способности.
Ясновидение
Человек, использующий ясновидение, получает информацию в обход известных нам органов чувств из глобального информационного пространства – единой «базы знаний» всего мира. Примеры заданий на развитие ясновидения:
- предложить ребенку угадать, что изображено на одной из пяти карточек, выложенных перед ним «рубашкой» вверх;
- показать две карточки, например, с желтым яблоком и с красным, спрятать их за спину и положить перед малышом картинками вниз. Предложить найти карточку с красным яблоком;
- положить один из цветных шариков в коробку так, чтобы ребенок не видел, и попросить его угадать цвет шарика;
- с использованием двух одинаковых наборов карточек (к примеру, из 4-5 штук). Нужно выложить один из них картинками вниз и попросить ребенка разложить свой набор карточек так же, а затем проверить, насколько совпала последовательность;
- разложить в несколько рядов парные карточки «рубашкой» кверху и предложить ребенку найти пары;
- попросить ребенка, у которого завязаны глаза, угадать, что находится перед ним;
- положить в коробку несколько предметов и спросить у ребенка, сколько их там. Можно предложить 3-4 варианта ответа;
- угадать, кто звонит маме по телефону или стоит за дверью; что находится в подарке или в маминой сумке. Ребенку можно и нужно помочь, задавая наводящие вопросы – например, о подарке: какое это, мягкое или твердое, какого цвета, какой формы? При этом давать подарок в руки нельзя, чтобы ребенок не мог оценить вес коробки и предполагать логически;
- «жмурки» – знакомая всем с детства игра. Завяжите малышу глаза шарфиком, а он должен найти вас.
Телепатия
Суть телепатии – передача мыслей и чувств на расстоянии. Т.е. вы думаете о чем-то и передаете эту информацию ребенку. Примеры упражнений:
- спрятать игрушку/что-то вкусное в один из одинаковых стаканчиков (коробочек, чашечек). Мысленно транслировать малышу, где находится предмет, и попросить найти его;
- выложить в ряд несколько карточек и выбрать в уме одну из них, стараясь передать эту информацию ребенку. Предложить ему показать на картинку, которую вы загадали;
- с использованием двух одинаковых наборов карточек (4-5). Вам нужно выбрать одну из карточек в своем наборе и попросить малыша достать из его набора такую же;
- сидя перед ребенком, загадать картинку и попросить его угадать, какую.
Психометрия
Смысл явления психометрии в способности получать сведения о предмете или его владельце через тактильный контакт. Говоря проще – человек потрогал предмет и понял, кому он принадлежит, где находился раньше, для чего используется и т.д. Примеры упражнений на развитие психометрии:
- сделать коробку с отверстием для руки (содержимое коробки не видно), положить внутрь несколько шариков разных цветов. Попросить ребенка засунуть руку в коробку и на ощупь понять, какого цвета шарик;
- положить перед малышом несколько карточек «рубашкой» кверху, попросить его дотронуться и сказать, что там изображено;
- написать на листке бумаги букву или цифру, смять листок и отдать ребенку, чтобы он угадал, что на нем изображено;
- нарисовать на листке бумаги фигуру (например, квадрат), сложите листок и дайте малышу. Покажите ему три изображения разных фигур и спросите, какая нарисована на листке бумаги, который ребенок держит в руках.
Предвидение
Предвидение – это умение предугадать то, что произойдет. Примерные упражнения:
- угадать, какая завтра будет погода;
- угадать, какую карточку вы сейчас наугад выберете из небольшой стопки.
4. Демонстрация флеш-карточек Шичиды
В методике Макото Шичида карточки являются основополагающим компонентом, причем, по мнению автора, их количество важнее качества. Преподаватели в школах Шичиды не советуют показывать младенцам одну и ту же карточку более 3 раз, потому что однообразие детям быстро наскучивает.
Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.
Флеш-карточки по методу Макото Шичида (от «in-a flash» – мгновенно) – это набор карточек с изображениями на разные темы. Шичида предлагает показывать ребенку для начала не более 100 флеш-карточек в день, затрачивая на каждую не более 0,5 секунд. Во время демонстрации нужно называть изображенный предмет – это будет активировать и левое полушарие, в то время как мелькающие картинки сохранятся в правом. Ежедневный показ флеш-карточек развивает фотографическую память, расширяет словарный запас и общий объем знаний.
Когда начинать работу с флеш-карточками? Можно с трех месяцев, можно с полугода, но и в год начинать не поздно.
Как показывать карточки? В школах Шичиды рекомендуют располагать карточки чуть выше глаз ребенка, примерно на расстоянии его вытянутой руки. Интервал показа – 0,5-1 секунда. Вы можете начать с медленного показа, увеличивая темп постепенно.
Где брать карточки Шичиды? Их можно купить в обычных и интернет-магазинах, а также распечатать или даже изготовить самим. Комбинируйте способы получения карточек – ребенку понравятся и покупные, и сделанные вами. Желательно, чтобы карточки были без слова-обозначения.
Сколько карточек в день надо показывать? Столько, сколько будет интересно вашему ребенку. Некоторые последователи методики показывают по 1000 карточек в день. Это не занимает много времени, поскольку на показ одной карточки уходит всего секунда или даже меньше.
5. Игры с карточками
Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.
Цепочка памяти (Linking memory)
Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:
Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».
Сетка памяти (Memory Grid)
Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.
Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.
Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.
Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)
Вы можете использовать следующие игры:
- показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
- более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
- показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.
Мандалы
Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.
Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.
Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.
6. Танграмы, пазлы, мозаики, конструкторы, блоки Деньеша
Танграм знаком многим современным родителям еще из их собственного детства. Это простая, но интересная игра, которую легко можно сделать самим, например, из картона. Танграм – это разрезанный на несколько частей квадрат.
Из деталей танграма, используя собственную фантазию, можно составлять различные фигуры. Эта игра развивает воображение ребенка, который составляет в уме некоторую картинку, которую хочет собрать. Можно использовать готовые схемы, изображающие животных или предметы – ребенку необходимо угадать, как именно для получения нужной фигуры должны быть расположены детали.
Помимо танграмов, для развития фантазии хорошо подходят другие игры, где из нескольких деталей создается некий образ. Пазлы и мозаики существуют разных размеров, поэтому выбрать нужный вариант их можно даже для самых маленьких детей. Не менее полезны и игры с конструкторами типа Lego Duplo или Megablocks, с помощью которых ребенок учится составлять объемные фигуры. Блоки Деньеша и даже обычные кубики также помогают малышу развивать мышление и воображение. Вы можете попросить ребенка составить такую же фигуру, как у вас, из набора предложенных деталей или дать ему возможность создать что-то свое.
7. Математика Шичиды
В методике Шичиды подход к обучению счету сходен с взглядами Домана. Ребенок должен научиться в первую очередь воспринимать понятие количества. Для этого используются карточки с точками. Считается, что дети, с которыми занимаются по данной методике, не считая, могут сказать, сколько точек изображено на картинке.
Макото Шичида советует показывать детям карточки с точками не долее 0,5 секунды, называя число точек. При работе с математическими примерами ребенку показывается лишь карточка, соответствующая конечному результату. Например, взрослый говорит: «Один плюс два равно (показывает карточку с тремя точками) три». Кроме карточек с точками можно использовать и карточки с изображением котиков, цветочков, грибочков и пр., чтобы поддерживать интерес к занятию.
Чтобы проверить, может ли ребенок распознать карточку с нужным количеством точек, ему показывают две карточки и просят найти названное число.
Кроме карточек, для обучения счету можно использовать различные маленькие предметы – пуговицы, бусины, стеклянные шарики, домино. Однако следует учитывать возраст ребенка: детям до полутора лет давать в распоряжение мелкие предметы однозначно не стоит, а в более старшем возрасте игры должны происходить под присмотром взрослого.
8. Скорочтение
Обучение чтению – не главная цель методики Шичида, автор советует начинать работу с символами после 3 лет, когда дети уже имеют довольно-таки развитую зрительную память.
Макото Шичида считает, что обучение чтению по буквам и целыми словами не нужно противопоставлять. И тот, и другой способы имеют свои цели. Когда ребенок учится читать сразу словами, это имеет ряд плюсов: врожденная грамотность, развитие внимательности, тренировка фотопамяти. Однако при встрече с незнакомым словом такой ребенок окажется в тупике. Поэтому и буквы изучать тоже необходимо. В школе Шичиды основные упражнения на обучения чтения таковы:
- показ флеш-карточек – последовательно: показывается карточка с изображением и одновременно произносится слово-обозначение, а затем карточка со словом, которое также озвучивается;
- знакомство с буквами – 1-2 за занятие. Буквы можно рисовать и лепить, пропевать, читать про них стихи и сказки, играть в игры на «буквенную» тему.
9. Развитие сенсорики (цветовосприятие, тактильные ощущения, восприятие запахов и т.д.)
В заключительной части занятия Шичида советует давать ребеку задания на цветовосприятие, тактильные ощущения, развитие творческих способностей, восприятие запахов, музыкальный слух.
Для развития цветовосприятия используются карточки. Простейшая игра: предложить ребенку 3-4 карточки с монохромными (одноцветными) рисунками – в них могут присутствовать разные оттенки одного цвета, но не цвета разных участков цветового спектра. Также нужно дать малышу такое же количество карточек с цветовыми пятнами тех же оттенков, что и на карточках с изображениями. Задача ребенка – подобрать парные карточки.
Более сложный вариант игры – с использованием большего количества карточек, содержащих многоцветные изображения и цветовые пятна разных цветов, соответственно.
Ребенку можно предложить вместо карточек с цветными пятнами выбирать карандаш или краску нужного цвета. Также вместо карточки с изображением каких-либо предметов на белом фоне для детей старшего возраста вы можете использовать репродукции картин великих художников.
Тактильные ощущения можно развивать с помощью, например, тактильных карточек или игр с сенсорными коробками.
Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.
В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.
Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями.
Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).
Важный момент метода Шичиды – чтение книг
Казалось бы, лингвистические навыки (знание слов, грамотная речь, иностранные языки) связаны с левым полушарием. Однако чтение все-таки активно развивает правое полушарие мозга. Почему так происходит?
По некоторым источникам, методика Шичиды предусматривает ежедневное чтение ребенку вслух как минимум 3 книг. Одна из мам, упоминаемая в книге автора метода, рассказывает, как ее сын научился читать без всякого обучения – просто потому, что она ему много читала. О пользе чтения знают, пожалуй, все родители. Книги – универсальный способ обучения ребенка. С точки зрения Шичиды, для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы малыш в спокойной и расслабленной обстановке с интересом получал новые знания. Книги как нельзя лучше соответствуют такому методу обучения.
Читая ребенку разные книги, родители развивают его воображение и фантазию, которые являются функциями правого полушария мозга. В отличие, например, от просмотра мультфильмов, во время чтения книги многие действия героев книги малышу приходится представлять в уме. Получается, книги без картинок еще эффективнее в плане развития правого полушария. Однако самых маленьких такими книгами заинтересовать сложно, поэтому стремиться к этому раньше времени не нужно. Также можно использовать аудиокниги – особенно они полезны во время поездок в автомобиле.
Как видите, игры по Шичиде очень разнообразны и увлекательны. Они помогают родителям правильно развивать своих малышей, делая это в комфортной и радостной обстановке. Желаем вам и вашим детям как можно более интересных занятий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...
Дидактическая игра (домино) "Моя югорская семья", Дидактическая игра "1, 2, 3 - сои чувства с помощью признаков опиши", Дидактическая игра "Закрой мышке дорогу к сыру". Дидактическая игра "Подбери героев к сказке". Дидактическая игра "Кто позвал?"
Дидактическая игра «Домино». Тема: «Моя югорская семья».Дидактическая игра "1,2,3 - свои чувства с помощью признаков опиши".Дидактическая игра "Закрой мышке...