Методическая разрабтка "Развитие личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность"
методическая разработка
Развитие личности ребенка через познавательно-исследовательскую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka_cherez_poznovatelno-issledovatelskuyu_deyatelnost.docx | 151.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
начальная школа-детский сад №9
г. Данилова Ярославской области
Методическая разработка
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнила:
Иванова Ольга Николаевна
Данилов
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ………………………………....................................................3
- Цели и задачи работы…………………………………………........................................4
- Теоретические основы развития личности и формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность………………………………………………………………………………………….………5
- Практическая часть………………………………………………………………………….10
4.1 Содержание экспериментально – исследовательского центра старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………..13
4.2 Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности……………………………………………………………………………………………..…15
4.3 Проект по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие во времени»………………………………………………..26
4.4 Конспект совместной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Увеличительные приборы»………………………………37
5. Взаимодействие с семьей по вопросам развития познавательной активности ребенка………………………………………………………………………………………………………41
6. Анализ результатов освоения воспитанниками образовательной области «Познание»………………………………………………………………………………………………...44
Список использованной литературы……………………………………………………….…….46
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядоченность и систематизацию.
Реализация работы по исследовательской деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цель работы – формирование личностных качеств дошкольника через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи работы:
- Проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
- Развить познавательную активность детей, посредством экспериментальных действий, формируя целостную картину мира, расширять кругозор детей.
- Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности, организовать предметно-развивающую среду в группе для развития детей.
- Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях.
- Формировать способность к самостоятельному экспериментированию. Создать положительную эмоциональную атмосферу.
- Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
- Развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
- Воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.
- Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
- Сформировать у родителей мотивацию к работе с детьми над развитием познавательной активности.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- и как мощный побудитель активности личности;
- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Познавательно - исследовательская - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, экспериментированию развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. В это и заключается основа интересного, познавательного воспитательно–образовательного процесса.
Познавательно-исследовательская деятельность занимает не менее важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников, чем игровая. Эта деятельность прогрессирует в наш век модернизации, но это не является новшеством в образовании, еще в начале ХХ века известный прогрессивный общественный деятель России, врач и педагог П.Ф. Лесгафт писал: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
По мнению психологов познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических.
Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественнонаучного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Показатели сформированности исследовательской деятельности:
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры?
- Во-первых, любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.
- Во-вторых, важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решается великое множество задач: образовательных и воспитательных. Это не делает ее главенствующей в процессе самостоятельной деятельности детей, но очевиден интерес детей и их активность в приобретении новых знаний.
В результате познавательно-исследовательской деятельности дети научились ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, делать выводы. Развивается и речь детей, в процессе работы они учатся формулировать свою мысль, давать развернутый ответ на вопрос, обогащается активный и пассивный словарный запас.
К. Д. Ушинский, великий педагог считал, что дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». Как гласит пословица «расскажи - и я забуду, покажи и я запомню, вовлеки и я пойму».
Большую роль в формировании познавательной активности играет взрослый. Он обучает детей наблюдательности и самостоятельной постановке проблемы, а также способам получения информации. Дети учатся задавать вопросы. Эти умения приобретаются детьми в процессе упражнений, наблюдений, которые ставят ребенка в ситуацию их решения с помощью сравнения. Дети любят задавать вопросы. В этом проявляется их любознательность, что свидетельство хорошей организации ума. Дети познают мир, задавая множество вопросов. На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и содержанию. Ребенка интересует название действия, предмета, его качества, свойства. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Для старшего дошкольного возраста характерна интенсивная умственная переработка впечатлений. Вопросы ребенка этого возраста направлены на усвоение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, на систематизацию представлений, нахождению в них аналогии, общего и различность. В исследованиях М. И. Лисиной показано, что познавательная активность развивается в процессе взаимодействия как познавательной и коммуникативной, так и рефлексивной деятельности. В ее формирование тесно взаимосвязаны интеллектуальные и личностные моменты, поскольку «процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая активность, направлена на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоения. Активность завершается актами решения проблемы, представленных в актах «понимания». Познавательные потребности являются стимулирующим фактором дальнейшего развития познавательной активности.
Существует три уровня познавательной активности ребенка. Первый уровень можно назвать уровнем потребности во впечатлениях. Это своего рода первый уровень, являющийся фундаментом познавательной активности. Потребность во впечатлениях тесно связана с любознательностью. Она является вторым уровнем развития познавательной активности. Любознательность - это недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Годовикова). На этом уровне появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. Однако на этом уровне познавательная деятельность носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер, здесь эмоции «забивают» цель деятельности; третий уровень – высший уровень познавательной активности. Это уровень целенаправленной познавательной деятельности. Проявляется в самостоятельном поиске ответов на интересующие его вопросы, проявления элементов творчества, перенос способа познания с одного материала на другой.
Между уровнями развития познавательной активности ребенка и усвоение им знаний об окружающем мире, существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательной активности у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания – важнейший материал, который является фундаментов познавательной активности. Обладая огромной побудительной силой, она заставляет стремиться ребенка к познанию. Поскольку познавательная активность связана с волевыми усилиями, она является важнейшим стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремление к завершению деятельности.
Интерес к предметам, отличающимся яркими перцептивными свойствами и к тем, что знакомы по своему функциональному назначению. Отсутствует интерес к предметам иного назначения. Регуляция внешняя, предметы господствуют над активностью (уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом). Интерес и активность вызывают скрытые внутренние свойства предмета, так называемые тайны, и в еще большей степени - внутренние, понятийные образования; понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей, особенно сверстников. Активность направляется целью - достичь желаемого результата (уровень интереса к внутренним свойствам предмета, к понятиям и опосредованности поиска - это самоорганизация).
Педагоги определили условия, способствующие эффективности воспитания познавательной активности детей: высокий научный и методический уровень деятельности педагога; высокая организация учебно-познавательной деятельности детей, опирающаяся на научные основы построения деятельности, на ее существенные стороны; благоприятная атмосфера отношений в деятельности и общении педагога с детьми, определяющая высокую познавательную активность через социальный фактор обучения, которое определяется в значительной мере позицией педагога.
Таким образом, для развития личностных качеств ребенка и формирования у него познавательной активности необходимо создание специальных ситуаций, с большим количеством возможных способов действия. Основой познавательной активности является познавательная деятельность, так как дети познают всё в деятельности. А деятельность не возникает без познавательных потребностей. Для проявления ребёнком познавательной активности нужен познавательный интерес.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
После проведения мониторинг детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы по экспериментально-исследовательской деятельности, цель которого – развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
С детьми старшего дошкольного возраста основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.
Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решений /гипотеза/;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Предварительная подготовка:
- экскурсии и целевые прогулки;
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях;
- знакомство с материалами мини-лаборатории;
Практическая часть:
1.Центр «Хочу все знать»:
- проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения;
- чтение художественной литературы («Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»);
- эвристические беседы по изучаемым темам.
2.Клуб знатоков «Я познаю мир»:
- обобщение опыта по разрабатываемым темам;
- презентация работ.
3.Игровой центр:
- игры словесные;
- развивающие игры и упражнения.
4.Мини-лаборатория (экспериментальный уголок):
- изготовление макетов;
- копилка «нужных ненужных» вещей;
- проведение опытов;
- оформление альбомов по лексическим темам, по проведенным опытам и экспериментам (в виде зарисовок и фотографий).
Важным в проектной деятельности является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.
5.Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий;
- поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям;
- консультации на тему: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Результат проектной деятельности:
- показ открытых занятий на родительском собрании;
- показ открытого занятия для педагогов;
- выставка работ (продуктивная деятельность) в мини-музее;
- фотовыставка «Хотим все знать»;
- выставка детских рисунков.
Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-лаборатории и их назначением.
В данной мини-лаборатории имеются:
- приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);
- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);
- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги);
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).
Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности. Ставится задача – пополнить и разнообразить «Мини-лабораторию» в течение учебного года.
Затем, следующий этап (практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся специальные занятия. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также эти занятия способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных креативно мыслить. Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрение методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей.
4.1 Содержание экспериментально – исследовательского центра старшего дошкольного возраста
Любое исследование или эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого в нашей группе оборудован экспериментально – исследовательский центр, укомплектованный всем необходимым. Выбирая тему исследования, необходимо учитывать, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Важно понимать, что для полноценного качественного исследования в наличии должно быть и необходимая литература.
4.2 Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для средней группы.
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для старшей группы
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Месяц | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Содержание |
Сентябрь | «Знакомство с детской лабораторией» | ||
1. «В гостях у кота ученого» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории. | Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» | |
2. «Приборы-помощники» | Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками. | Рассматривание приборов, беседа «Где применяют волшебные стеклышки?» | |
Октябрь | «Рукотворный мир» | ||
1.«Древесина, ее качества и свойства» | Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра «Назови предмет» | |
2. «Бумага, ее качества и свойства» | Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств | |
Ноябрь | «Воздух» | ||
1.«Свойства воздуха» | Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. | Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров», «Игры с соломинкой» | |
2. «Ветер, ветер ты могуч…» | Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме), «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой» | |
Декабрь | «Легкий - тяжелый» | ||
1.«Вес предмета» | Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Опыты по взвешиванию предметов разными способами | |
2. «Плавучесть предметов» | Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом | Опыт с пластилиновым шаром, куском пробки, пером, чайной ложкой. Игры «Поплывет - не поплывет», «Плавает-тонет» | |
Январь | «Вода» | ||
1.«Свойства воды» | Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы) | Проведение опытов с водой «Узнаем, какая вода» (по карточке-схеме) | |
2. «Свойства воды. Очищение воды» | Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами | Проведение опытов с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку» | |
Февраль | «Твердая вода» | ||
1.«Свойства снега» | Продолжать знакомить со свойствами воды (превращение в снег, лед при низких температурах). Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится), в теплую погоду (липкий). | Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом | |
2. «Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок» | |
Март | «Жизнь растений» | ||
1. «Растение – живой организм» «Посадка бобов» | Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох), определить алгоритм деятельности по посадке растения. | Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения. | |
2.«Необходимые условия для развития растений» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений. Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Игра Вершки – корешки» Беседа: « Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой. | |
Апрель | «Источник тепла и света» | ||
1.«Световая энергия» | Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета. Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности. Закрепить правила безопасности при использовании световой энергии (солнце, электрическая лампа). | Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты с фонариком, «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с зеркалом. | |
2. «Термометр и температура» | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице. | |
Май | «Состав и свойства почвы» | ||
1.«Свойства песка» | Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы. | Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке. | |
2. «Сравнение песка, почвы и глины» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Рассматривание, обследование и сравнение песка и глины. Вылепливание из песка и глины |
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для подготовительной к школе группы
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Месяц | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Содержание | |
Сентябрь | 1.Воздух. Некоторые свойства воздуха. 2.Живой – кусочек. 3.Вода. Свойства воды. 4. Может ли растение дышать. | Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев. Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности. Наблюдение проводится ежедневно в течение недели. | |
Октябрь | 1.На свету и в темноте. 2.Песок, его свойства. Песочные часы. 3.Почва. Свойства почвы. 4.Зеленые фигурки | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растения. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке. Результаты эксперимента зарисовываются через 7-10 дней. Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности. | |
Ноябрь | 1.Магнит и его свойства. 2.Земля на глобусе. 3..магнитные свойства Земли. Компас. 4.Портрет Земли – карта. | Познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света ( север, юг, запад, восток ) и их сокращенных обозначениях. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу. | |
Декабрь | 1.Термометр и температура. 2.Плавучесть предметов. 3.Выявление механизма образования облаков. 4.Выявление механизма образования инея. | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить механизм образования облаков. Выявить механизм образования инея. | Рассматривание репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. Поговорить о том когда бывает жарко, тепло, холодно. Температура тела измеряется в помещении и на улице. | |
Январь | 1.Почему идет снег. 2.Почему не тонут корабли. 3.В погоне за светом. 4. Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Подвести детей к выводу почему не тонут корабли. Установить как растение ищет свет. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Наблюдение за падающим снегом. Дать характеристику состоянию снега ( мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.). Отгадывание загадок о снежинках. Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров. Беседа: « Что необходимо для роста растений». | |
Февраль | 1.Дышат ли рыбы. 2.Ветер в комнате. 3.Вертушка для ветра. 4.Уличные тени | .Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть в воде. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру). Наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечеров от света фонарей. | |
Март | 1.Вершки – корешки. 2. Плавление парафина. 3.Из каких цветов состоит солнечный луч. 4.Свет. Прямолинейность его распространения. Образование тени. | Выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физических свойствах парафина. Познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. Формировать у детей представление о свете, как о прямолинейно распространяющихся лучах. | Рассматривание схемы строения растения. Наблюдение проводиться ежедневно, в течение 10 –12 дней Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».Выяснить для чего нужны свечи. Перед занятием по лепке предложить детям положить властелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет 9превращение вещества из твердого состояния в мягкое под влиянием солнечных лучей). На улице проводится игра с «солнечными зайчиками». Эксперимент проводиться в солнечный день. На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли убедиться в том, что тень – короткая утром, а вечером – длинная. | |
Апрель | 1.От чего происходит смена дня и ночи. 2.Темный космос. 3.Виды электричества. 4.Проводники и диэлектрики | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством. Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят (диэлектрики), познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа), совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов. | Д\И « День и ночь» Наши помощники – электроприборы Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.). | |
Май |
( нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе). | .познакомить детей с понятием «звук», с органами воспринимающими звук –ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громкости, тембре, длительности, развивать умение сравнивать различные звуки,. Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. Сформировать представление об изобретении человеком простых механизмов в истории; совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом). Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком. | Предварительная беседа: «Ухо –орган слуха». Прослушивание в грамзаписи «Театральные шумы» Рассматривание телефонного аппарата. Предварительная беседа о том как осуществляется телефонная связь (см. «детская энциклопедия») |
ПРОЕКТ
По экспериментально - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы, направленный на изучение истории часов и способов измерения времени
«Путешествие во времени»
.
Цель проекта:
- Создать музей и альбом об истории часов;
- Дать представления детям об измерительном приборе времени – часах, их многообразии, истории и значении в жизни человека
Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения часов;
- Подвести детей к пониманию, для чего человеку нужны часы;
- Учить детей определять время по механическим часам;
- Учить детей навыкам экспериментально-исследовательской деятельности.
I этап
- Вхождение в проблему: однажды дети спросили у воспитательницы, во сколько они пойдут на прогулку. Она сказала, что забыла часы в группе, и тут Ваня Синкин вытащил из своего шкафчика наручные часы. А если бы у Вани не было часов, как бы узнали, во сколько идти на прогулку? И как раньше люди определяли время? Ведь раньше часов совсем не было!
- Определение темы проекта: знакомство детей с часами и способами измерения времени.
- Постановка цели и задач.
I этап
Знакомство с прибором учета времени — часами
«Часы – это что такое?»
Цель: Познакомить детей с прибором учета времени - часами.
Задачи:
- Учить детей определять время по часам, познакомить со строением часов.
- Вызвать интерес к часам.
Материал: у каждого ребенка циферблат часов; у воспитателя часы-конструктор; на подносах у детей половины и четверти круга
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте загадку: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда есть, когда играть». Что это? (Ответы детей)
Как вы думаете, что лежит у вас на столах?
Дети: Часы.
Воспитатель: Почему вы решили, что это часы? (Ответы детей)
Правильно, на часах всегда есть две стрелки и цифры. Почему стрелки разной длины? Да, их надо уметь различать. Что показывает длинная стрелка? (Ответы детей). Поэтому длинную стрелку называют минутной. Покажите па своих часах минутную стрелку. Что показывает короткая стрелка? (Ответы детей). Короткую стрелку называют часовой. Покажите часовую стрелку. Минутная и часовая стрелки двигаются по кругу с разной быстротой. За 1 час минутная стрелка пройдет целый круг, а часовая стрелка за час пройдет только расстояние от одной цифры до другой.
Чтобы узнать, сколько минут прошла минутная стрелка, надо считать от цифры 12. Поставьте на своих часах минутную стрелку на цифру 12, а часовую стрелку на цифру 1. Который час на ваших часах? Обведите минутной стрелкой целый круг. Сколько времени прошло? Куда за этот час должна передвинуться часовая стрелка? (На цифру 2.) Который час показывают часы? (Ответы детей)
Переведите минутную стрелку на цифру 1. Сколько минут прошла минутная стрелка? (5 минут.) Который час на ваших часах? (2 часа 5 минут.) Переведите минутную стрелку еще на 5 минут. Сколько всего минут прошла минутная стрелка от цифры. 12? (10 минут.) Сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает целый круг от 12 до 12? (Ответы детей). А сколько времени пройдет, если минутная стрелка сделает только половину круга? (Ответы детей)
Давайте это проверим. У вас на подносах есть половина круга. Сколько надо взять половин, чтобы составить целый круг? Возьмите одну половину круга и положите ее на циферблат часов. Какая часть часов осталась не закрыта? Проведите минутной стрелкой от 12 по всей незакрытой части часов. За сколько времени на часах пройдет это расстояние минутная стрелка? (За полчаса.) В целом часе сколько половин часа? (Две половины часа.) Какую часть часа вы закрыли на ваших часах? (Одну половину часа.)
Чем можно закрыть открытую часть круга ваших часов? (Ответы детей)
Воспитатель: Второй половиной или двумя четвертями. Найдите на подносе четверть круга, и положите ее на нижнюю часть открытой половины круга часов. Какая часть круга часов осталась открытой? (Четверть круга.) Проведите минутную стрелку по открытой части часов. Какую часть часа прошла минутная стрелка на часах? (Четверть часа.) Сколько четвертей в целом круге?. Сколько четвертей часа в целом часе? (Ответы детей)
Подведение итогов
Воспитатель: Вы сегодня узнали, что часы имеют две стрелки. Как они называются? Почему так называются? Сколько проходит часовая стрелка за 1 час? Сколько проходит минутная стрелка за полчаса? Сколько проходит минутная стрелка за четверть часа? (Ответы детей).
II этап
- Что мы знаем о часах? (Часы бывают: механические и электронные. На часы мы смотрим когда хотим узнать который час)
- Что хотим узнать? (Какие еще бывают часы. Как раньше люди определяли время без часов).
- Где мы можем это узнать? (В интернете, в энциклопедии, в магазине часов).
III этап
- Чтение энциклопедий. ( Поиск в энциклопедии информации о часах)
- Поиск информации в интернете с родителями дома.
- Экскурсия в магазин часов.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций приборов измеряющих время.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Изучение истории часов в непосредственной образовательной деятельности.
«Экскурсия в магазин часов»
Цель: Показать детям все разнообразие современных часов.
План экскурсии:
- Показать где находиться магазин часов.
- Объяснить детям, что это самый «старый» магазин.
- Побеседовать с продавцом часов.
- Рассмотреть многообразие часов.
Беседа: «ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ»
Цель: Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.
Ход беседы:
История изобретения часов уходят в глубокую древность. Первыми были солнечные часы, время которых узнавали по тени установленного предмета. Затем появились песочные: они измеряли время, за которое песок из верхнего сосуда пересыпался в нижний. Такой же принцип был положен в основу водяных часов. Люди использовали даже огненные часы. Время измерялось по скорости сгорания деревянной палочки, свечи, шнура.
Примерно в IX – X веках были изобретены первые механические часы.
Про человека, изготавливающего часы, в летописи сказано «мастер и художник». Это высшая похвала любого мастера – искусного художника своего дела. Имя мастера было Лазарь. Он родился в Сербии, поэтому его и прозвали Лазарь Сербин. Он пришел «от Святая горы». Святая гора Афон возвышается в части Греческого острова Айон-Орос в Эгейском море. Там был мужской монастырь. Из этого монастыря пришел монах Лазарь, искусный мастер, который изобрел в Москве первые на Руси механические башенные часы.
Механизм этих часов состоял из вала с намотанной на него веревкой. К концу веревки прикреплялась гиря, при опускании гири и вращения вала не останавливались, использовался маятник. Это был груз, подвешенный на тонком стержне. Маятник соединялся с зубьями большого колеса. Таким образом, что за одно качание маятника колесо поворачивалось на один зубец. Маленькое колесо соединялось со стрелками часов и приводило их в движение по циферблату. Позднее веревку с грузом заменили пружиной.
Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.
На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.
Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.
Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях.
Беседа: «ЧАСЫ С КУКУШКОЙ»
Цель: Познакомить детей с часами, в которых «живет» кукушка.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети, а какие часы «умеют куковать»? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется «кукушка». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: «Ку-ку, ку-ку», напоминая о том, который сейчас час.
«Часы с кукушкой»
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас:
«Ку-ку! Ку-ку! Уж семь утра!
Ку-ку! Ку-ку! Вставать пора!»
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!
Беседа: «СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ»
Цель: Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
Беседа: «КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ»
Цель: Расширять знание детей о разных видах часов. Познакомить с главными часами нашей Родины.
Дидактическая игра: «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»
Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.
Ход игры:
Игра строится на вопросах. Примерные вопросы:
- При помощи какого прибора измеряется время?
- Всегда ли были часы?
- Как люди измеряли время до появления часов?
- Как называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?
- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
- Почему о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?
- Можно ли остановить время или его увидеть?
- Что главное в часах?
- Какая стрелка важнее?
- Что можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?
Дидактическая игра: «КТО БЫСТРЕЕ?»
Цель: Научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.
Материал: Картинки с изображением часов прошлого и настоящего
Ход игры: Дети сидят за столами (не менее 3-х). Перед каждым участником набор картинок, на которых изображены предметы из прошлого. Ведущий называет: «Часы». Дети должны найти картинки, на которых изображены предметы, заменявшие часы раньше. Выигрывает тот, кто первым найдет все нужные картинки.
Дидактическая игра: «КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ СВОЕ ВРЕМЯ»
Цель: Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.
Материал: Два домика: один – музей прошлого, другой – музей настоящего, картинки с изображением всех видов часов (можно использовать предметы).
Ход игры:
Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и настоящего и коробку с картинками (предметами).
Воспитатель просит детей помочь разобрать картинки (предметы), лежащие в коробке. Необходимо взять картинку (предмет), назвать его, рассказать, когда он не пользовался (раньше или сейчас, игра заканчивается, когда все картинки разложены.)
Дидактическая игра: «ВЫБЕРИ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЧАСОВ».
Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.
Материалы: Предметные картинки с изображением частей часов.
Ход игры: Детям предлагается из заданных предметов выбрать те детали, которые есть в часах.
Сюжетно-ролевая игра: «МАГАЗИН ЧАСОВ»
Цель: Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.
Материал: Набор предметных картинок (предметы с изображением часов, касса, чеки, деньги).
Ход игры: Дети покупают в магазине часы. Заявки продавцу поступают в виде загадок, которые он должен разгадать. Продавец рассказывает покупателям, как надо пользоваться покупкой:
Из каютки в каютку
Пробегают малютки,
Считают минутки (Песочные часы)
Мы бьем исправно
Каждый час,
Но вы, друзья,
Не бейте нас (Часы с боем)
За деревянной дверцей
Бьется чье-то сердце (Часы с кукушкой) и т.д.
Непосредственная образовательная деятельность по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ»
Цель: Познакомить детей с историей часов.
Задачи: Закрепить знания детей о действиях солнечных, водяных и песочных часов.
- Познакомить детей с действием водяных часов.
- Формировать умения устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них, обсуждение увиденных результатов, формулировка выводов.
- Активизировать речь детей в составлении рассказа об измерении времени.
- Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать и дополнять друг друга.
Оборудование и материал: картинки с изображением часов, настольная лампа, матрешка, песочные часы, настенные часы, будильник, маркер, бутылка пластиковая разрезанная пополам, кувшин с водой.
Ход:
Воспитатель: Ребята послушайте загадку: Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
Ребята как вы думаете, что это?
Дети: Часы
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно это часы. Я сегодня проспала, потому что мой будильник сломался, а когда проснулась, не смогла узнать сколько времени. А скажите ребята, как раньше определяли время, когда не было часов? Ответы детей.
Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие во времени, и узнаем об истории часов, а по ходу путешествия мы соберем альбом истории часов.
Воспитатель: Было время, когда не было часов. В те времена люди определяли время по солнцу. Кто знает, как они это делали?
Ребенок (Ответы детей): Солнце вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать.
Воспитатель: А когда люди дольше спали - зимой или летом?
Ребенок: Люди меньше спали летом, потому что летом ночь короткая, а зимой дольше спали, потому что зимой ночь длинная.
Воспитатель: По солнцу можно определять время точно. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Ребята скажите, а когда тень бывает длиннее, утром, днем или вечером? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте проверим, у нас на столе стоит лампа, она будет нашим солнышком. На стол поставим матрешку. Днем у нас солнце, где находится? (Ребенок показывает опыт).
Дети: Наверху.
Воспитатель: Посмотрите, какая тень (она короткая). А когда наступит вечер и солнце, будет уходить за горизонт, какая будет тень?
Дети: Длинная.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Ребенок: Когда солнце встает или когда солнце заходит за горизонт, то тень длиннее, а днем тень короче.
Воспитатель: Когда человек заметил свойства тени, то он придумал солнечные часы. Как вы думаете, человеку было удобно пользоваться такими часами?
Ребенок (Ответы детей): Потому, что такие часы работали только в солнечную погоду.
Воспитатель: Потом человек придумал песочные часы. Как вы думаете, такие часы человеку были удобны?
Ребенок (Ответы детей): потому что все время их нужно было переворачивать.
Воспитатель: Самые необычные часы - это цветы часы. Слышали ли вы о цветочных часах?
Ответы детей: Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время.
Воспитатель: Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.
Одуванчики
У реки – зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
«На часах – ровно пять,
Можете еще поспать!»
Дальше человек придумал часы - свеча.
На ней были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размерах, а по делениям можно было определить, сколько сейчас время. Удобно ли это было, как вы думаете и почему?
Ответы детей.
Физкультминутка «Часы»:
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так: тик-так.
Смотрите скорее, который час: тик-так, тик-так.
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
Воспитатель: В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Я предлагаю вам, сделать такие часы.
Объяснение педагога по изготовлению часов.
Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер и кувшин с водой.
Практическая работа – изготовление водяных часов
Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.
Воспитатель: Как вы думайте, удобны ли эти часы и почему?
Дети: Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”
Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. А в нашем городе есть такие часы, а где они находятся?
Ответы детей.
Воспитатель: При таких часах был мастер. Как его называли?
Дети: Часовщик.
Воспитатель: А что делает часовщик?
Ребенок: Часовщик – это человек, который собирает и ремонтирует часы.
Воспитатель: Какая первая стрелка появилась?
Ребенок (Ответы детей): Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Воспитатель: Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
Рассказы детей о часах.
У нас дома есть часы, которые называются “будильник”. Без них мы всегда опаздывали в детский сад, потому, что крепко спим. В нашей семье есть часы, которые надевают на руку. Это наручные часы. У нас дома есть часы. Только они без стрелок, там цифры мигают. Они называются “электронные”. Их не нужно заводить, надо только батарейки менять. У моей мамы есть часы на цепочке, их надевают на шею, как кулон. Я видел часы, в которых живет кукушка. Она каждый час кричит: “Ку-ку!”
Все эти часы дети находят и вставляют в альбом.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу. Давайте полистаем альбом и вспомним, какие часы были раньше.
Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.
IV этап (Работа над проектом)
- Создание музея и альбома.
- Выставка рисунков.
- Показ работы водяных часов с соседней группой.
Конспект совместной деятельности
По познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Увеличительные приборы».
Конспект совместной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) на тему:
«Увеличительные приборы».
Цель: Обобщить знания детей об увеличительных приборах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Обобщить знания детей об увеличительных приборах, их разнообразии, истории возникновения; познакомить с продуктами, полезными для зрения.
- Развивать умение мыслить и рассуждать, высказывать свою точку зрения, уметь доказывать, отвечать полными предложениями, развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности.
- Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь.
Предварительная работа: беседа «Волшебные стекла», рассматривание энциклопедии, иллюстраций об увеличительных приборах.
Оборудование и материал: проектор, картонные заготовки, вода, трубочки, предметы для рассматривания, карманные фонарики, коробка, очки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости.
(Дети приветствуют гостей)
Воспитатель: Ой! Посмотрите, что это за коробочка тут лежит?! В этой коробочке что-то есть… на ней что-то написано, а я очки забыла, но как могу, прочитаю: «Коробочка-секрет! Отгадаете загадку – коробочка откроется». Ребята, слушайте внимательно загадку:
На носу они сидят,
В два стеклА на всех глядят,
Дужки спрятались за уши,
Знаю, в них мы видим лучше.
А за стёклами зрачки,
На носу сидят...
Прослушав ответы детей, воспитатель открывает коробочку.
Воспитатель: А вот и мои очки! Ребята, а для чего нужны очки и кто их носит? (Ответы детей). А у кого из вас дома родные ходят в очках? (Ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, как появились очки? А хотите узнать? Давным-давно тоже были люди с плохим зрением, в те времена еще не могли делать очки из стекла, но уже знали, что некоторые драгоценные камни, если их поднести к глазам, могут приближать или отдалять предметы. Самые первые очки до наших дней не сохранились, но на картинах сохранились изображения людей в очках. Сначала это были две линзы, соединенных между собой (показывает иллюстрацию). И очки держались на носу с помощью перегородки.
Позже в оправе стали проделывать отверстия по бокам, чтобы вставить верёвочки (показывает иллюстрацию). Ребята, как вы думаете, зачем это нужно было? (привязывать к голове).
Действительно, очки привязывали к голове, что было очень неудобно. Потом люди догадались приделать к очкам дужки. Но дужки были короткие (показывает иллюстрацию) и доставали только до висков, цеплялись за волосы и парики. Что тогда придумали люди? (сделать дужки длиннее). Да, дужки сделали длиннее, и очки стали хорошо держаться на голове (показывает иллюстрацию). Такими очки дошли и до наших дней.
А что бы сохранить и укрепить зрение, что нужно делать? (ответы детей).
Воспитатель: я шла в детский сад и видела ребят, которые смеялись над детьми, которые были в очках и даже называли их обидно – очкариками. Как вы думаете, хорошо поступают такие ребята? (ответы детей).
Воспитатель: а кто знает предметы-помощники, которые помогают нам видеть лучше? (ответы детей)
Воспитатель: А я знаю, что эти предметы появились благодаря двум мальчикам? Давным-давно жил мастер, который изготавливал очки и были у него сыновья, любознательные мальчишки-шалуны. Когда отца не было дома, они любили тайком поиграть с увеличительными стеклами, приготовленными для очков. Они рассматривали через них волосы, кожу на руках. Однажды они взяли трубку и одно за другим вставили в нее два увеличительных стекла. Посмотрев через трубку на муху, они испугались: такой огромной и глазастой была обыкновенная муха! Два стекла для очков, увеличили муху во много раз!
Воспитатель: Раз вы так много знаете, я приглашаю вас в свою увеличительную лабораторию. Я, сегодня вам покажу, как сделать микроскоп своими руками, но не из стеклянных линз, а из капельки воды. Для этого мне понадобится: соломинка, картонная заготовка с маленькой дырочкой, вода, карманный фонарик. Итак, с помощью соломинки аккуратно кладу капельку воды на отверстие. Она послужит увеличительной лупой. Теперь, под картон положу листик, чтобы его исследовать, освещаю его с помощью фонарика. Отрегулировать четкость можно, поднимая или опуская картон. А теперь вы сами соберите свой микроскоп. (Дети собирают и рассматривают предметы)
Воспитатель: Понравилось вам увеличивать предметы? Что нового и интересного вы узнали (ответы детей)
А у меня к вам еще одно предложение, Давайте возьмем «микроскопы» и пойдем рассматривать снежинки на улице.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для нас главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаем:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
2. создать атмосферу общности интересов;
3. активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Организация новой формы сотрудничества с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.
- Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;
- Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;
- Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
- Рекомендации: «Проводите с детьми дома».
Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём: «Очень хочется рисовать, но нет кисточки, карандашей. Чем можно рисовать? А если нет красок? Что можно использовать? (Ответы участников). А теперь предлагаю послушать ответы детей (Можно порисовать ручкой или мелками; ватными палочками, а если нет красок, то рисовать буду фломастерами; я бы рисовал губкой. А если нет красок можно использовать те, которые берут для стен. Можно рисовать пальчиком.)
Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между ними, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.
Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогает проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем мы планируем: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, и т.д.).
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, учим родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
По результатам анкетирования родителей, с целью выявления отношения их к познавательно - исследовательской деятельности детей, мы выявили, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
(Мониторинг разработан на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - 2012г.)
За 2013 – 2014 учебный год
Начало года Конец года
За 2014 – 2015 учебный год
Начало года Конец года
В 2013 году списочный состав группы состоял из 25 воспитанников (из них 16 девочек и 9 мальчиков). Проведя мониторинг в 2013 – 2014 учебном году (в начале и в конце года) по образовательной области «Познание» были получены объективные данные. Эти данные были сведены в таблицах, а уже на их освоении были составлены диаграммы.
Соответственно, подобный мониторинг был проведен в 2014 – 2015 учебном году. По результатам диагностики наблюдается положительная динамика развития познавательных способностей детей, благодаря использованию проектного метода и применению методов и приемов, которые способствовали организации образовательного процесса, сделали его интересным, увлекательным.
Полученные данные свидетельствуют о ярко выраженной динамике развития детей, что является хорошим показателем и говорит о том, что воспитанники имеют стабильные результаты в освоении образовательной области «Познание».
Проанализировав результаты, я пришла к выводу, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста - это подтверждается итоговой диагностикой. Комплексная, последовательная познавательно-исследовательская работа дает положительную динамику. Дети стали проявлять осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным. А так же активно проявляется желание познавать мир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Веракса Н.Е., ВераксаА.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Вершинина Н. Б. Диагностика уровней освоения программы: вторая младшая и средняя группы, Волгоград: Учитель, 2011.
- Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Подготовительная группа.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Вершинина Н. Б. Диагностический журнал. Старшая группа. - Волгоград: Учитель, 2010. 8 Горшкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание 1989/6
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
- Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
- Киселева Л.С., ДанилинаТ.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.:АРКТИ, 2006г.
- Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3
- Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание 2006/8
- Куликовская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Куликовская И.Э., Чумичева Р.М. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2004.
- Любина Г. А. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду 2004/1.
- Павленко И.Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.
- Приказ Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании// Дошкольное воспитание 2005/12.
- Тугушева Г.П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
- Шемаханова О.А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром// Дошкольная педагогика 2008/4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность ребенка через художественно-творческую деятельность.
Методы и приемы в художественной деятельности....
Познавательное развитие старших дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Это концепция, в которой описаны основныеформы исследовательской деятельности старших дошкольников, используемые в моей работе с детьми....
Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность
Статья...
Методическое объединение на тему "Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей через организацию детского экспериментирования"
В течение всего учебного года 2016-2017 мы старались уделить больше внимания детскому экспериментированию , так как на ряду с игровой, оно является ведущей деятельностью детей.Нами был разработа...
Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»
В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Выступление на районном методическом объединении...
Конспект Организованной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» По социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности
Программное содержание: - помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные темы;-продолжать учить согласовывать творческие возможности;-учить владению, бо...