Проект
проект (подготовительная группа)
Проет по художественно-эстетическому развитию "Театр с нами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr_s_nami.docx | 57.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №55
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
Управления образования администрации г. Чебоксары.
Проект
Тема: «Театр с нами»
Выполнила воспитатель МБДОУ
Детский сад №55 г. Чебоксары
Шарова Надежда Евгеньевна
Содержание
Введение.
1. Актуальность проблемы развития художественно-речевых способностей детей в театрализованной деятельности.
2. Практическая часть:
1) аналитическая часть;
2) проблема;
3) цель;
4) задачи;
5) ожидаемые результаты;
6) реализация проекта;
7) результаты работы;
8) мониторинг;
9) перспективы.
3. Приложения:
1) конспекты занятий;
2) консультации для родителей, педагогов;
3) родительское собрание;
4) РАБОТЫ ДЕТЕЙ;
5) сценарии сказок «Гуси-лебеди», «Колобок»;
6) методики проведения мониторинга;
7) анкета для родителей.
4. Список используемой литературы
Введение.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь
тогда, когда он живет в мире сказок, творчества,
фантазии, а без этого он засушенный веток»
В. Сухомлинский.
Театр – один из самых демократичных видов искусства для детей. Театрализованная деятельность используется в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Театр связан с художественной литературой, а художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность и выразительность речи.
Актуальность проблемы.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ, член – корреспондент АН СССР С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Это все можно решить при помощи театрализованной деятельности детей. Так как театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связанна с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Исследование по логопедической ритмике, проведенное Г.А.Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.
При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинения, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).
Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие художественно-речевых способностей детей, именно, в театрализованной деятельности.
Анализ ситуации.
Анализ внешней среды.
Речь –великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формируя взгляды и убеждения, оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако, на появление и становление речи природа отводит человек очень мало времени- ранний дошкольный возраст. Именно в это период создабтся благоприятные условия для развития речи.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведении.
В последнее время в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает родному языку, а значит и культуре. Мы начинаем забывать свою культуру. И что обидно, мало кто из родителей знает хотя бы одну русскую народную песню от начала и до конца, не говоря уже о потешках, прибаутках, дразнилках. А ведь ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Родители, в силу своей занятости или из-за сложных социальных условий часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого произведения народного искусства (колыбельные песни, частушки, потешки) практически не используются. И в наши дни это становится все значимее. Мало кто из родителей посещают театры вместе с детьми. А ведь детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Знакомство детей с театром развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, к народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
Анализ внутренней среды
В МБДОУ «Детский сад №55» г. Чебоксары воспитатнльно-образовательный процесс осуществляется по Программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под. Редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. Мозаика+ Синтез, 2011
Наблюдая за детьми своей группы на занятиях, в повседневной жизни, отметили, что 8 детей (40%) не могут четко выразить свои мысли; испытывают затруднения при подборе нужных слов; не образуют синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты; допускают грамматические ошибки; в речи пользуются в основном простыми предложениями; при пересказе художественных произведений нуждаются в помощи взрослого. Все это затрудняло общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становилось причиной страха, отчуждения, враждебности. Дети не слушали друг друга, не воспринимали и не стремились понять своего товарища.
С целью выявления точных сведений о речевом развитие детей, провели мониторинг по методике А.И. Максакова и получила следующие данные:
Высокий уровень – 1чел. (5%)
Средний уровень – 11чел. (55%)
Низкий уровень – 8чел. (40%)
Таким образом, 40% детей имеют самую низкую оценку по речевому развитию. Они не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Есть недостатки в развитии связной речи - это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Выступая на праздниках и исполняя роли в театральных постановках, дети не умеют выразительно читать, владеть телом и движениями, не проявляют творчества в выражении образов.
Проанализировав материальную базу в группе и в МДОУ, выяснилось, что в детском саду есть ширма, игрушки би-ба-бо, но они сильно изношены, а приобретение новых является материальной проблемой для МДОУ. Используя такой материал трудно воспитать у детей эстетические чувства, вызвать интерес к театрализованной деятельности.
Но дети группы хорошо знакомы с детским театром. Не раз выезжали в Чувашский государственный театр кукол, ГУК. Артисты чувашских театров со своими постановками являются частыми гостями в нашем детском саду. Дети с большим удовольствием и интересом смотрят их представления.
Поиск средств привели меня к тому, что для развития художественно-речевых способностей детей может стать театрализованная деятельность, так как:
- театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества;
- развиваются коммуникативные качества личности ребенка (владение вербальными и невербальными видами общения);
- происходит становление основных психических процессов (речь: диалог и монолог; память; воображение; инициативность; воля);
- формируется эмоциональная чувствительность и эмоциональная память;
- упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка;
- театральные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
На основании этого я определила проблему.
Проблема: Развития художественно-речевых способностей детей в театрализованной деятельности.
Цель: Развить у детей чувство русского языка, образность и выразительность речи.
Задачи:
1. Развивать диалогическую и монологическую речь;
обогащать речь детей существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами;
учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
совершенствовать интонационную выразительность речи;
закреплять правильное произношение всех звуков.
2. Формировать навыки кукловождения.
3. Формировать исполнительские умения детей, используя литературные произведения.
4. Развивать артистические способности детей средствами театрального искусства.
5. Воспитывать желание играть в театральные игры, активно участвовать в праздниках и развлечениях.
Программно-методическое обеспечение | Кадры | Материальная база |
Ожидаемые результаты.
С детьми | С родителями | С педагогами |
1. Развитие у детей познавательного интереса к произведениям народного фольклора, отечественных и зарубежных писателей, поэтов; к театру. 2. Умение пользоваться в повседневной речи художественно-выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) 3. Умение самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, историям собственного сочинения, используя для этих целей куклы би-ба-бо, игрушки-заместители и др.) 4. Развитие выразительных средств: речевая интонация, мимика, жест, поза, движение; артистических качеств. 5. Воспитание интереса и любви к театру. | 1. Повышение интереса к деятельности детей. 2. Формирование умения пользоваться определенными методическими приемами по развитию речи детей. 3. Учет родителями психологических и индивидуальных особенностей детей. 4. Оказание помощи при создании ПРС. | 1. Повышение уровня знаний о средствах и приемах развития художественно-речевой сферы детей в театрализованной деятельности. 2. Понимание педагогами особенностей развития речи детей в театрализованной деятельности. 3. Обсуждение результатов обучения и воспитания детей по развитию художественно-речевых способностей детей в театрализованной деятельности. |
Реализация проекта.
Этапы | Задачи | Содержание | Сроки |
I подготови тельный | 1. Обогатить знания по методике организации работы с детьми в театрализованной деятельности. 2. Изучить технику кукловождения. 3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. | Изучить методическую литературу: 1) Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» 2) Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет» 3) Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» 4) Доронова Т.Н. «Играем в театр» 5) Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам» 6) Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры» 7) Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу…» 8) Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», 9) М.И. Чистякова. «Психогимнастика» | Сентябрь Октябрь Ноябрь 2018 |
Программно-методическое обеспечение. | 1. Подбор методической и научно-популярной литературы о театрализованной деятельности. 2. Подбор методик для мониторинга детей. 3. Подбор методических пособий для составления перспективного плана. 4. Подбор детской художественной литературы. 5. Составление перспективного плана (интегрированный подход). | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2018г. | |
Обогатить содержание предметно-окружающей среды по театрализованной деятельности. | 1. Оформление уголка театрализации (ширмы, куклы – би-ба-бо, игрушки-заместители, шапочки, маски, элементы костюмов, декораций, настольный театр, пальчиковый театр и др.) 2. Библиотека сказок. 3. Эмоциональный уголок с д/и. 4. Фонотека с записями сказок, детской музыки, классической музыки, мультфильмов. 5. Подготовить д/и на развитие речи детей. 6. Схемы-модели для составления творческих рассказов. 7. Материалы для изобразительной и продуктивной деятельности детей. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2018г. | |
II деятель ный | 1. Выявление знаний и умений детей. 2. Знакомство детей с разными видами театров. 3. Формирование специфических знаний, умений, навыков у детей. 4. Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности. 5. Развитие творческих способностей детей. 6.Развитие художественно-речевых способностей детей. | 1. Мониторинг уровня развития речи детей. 2. Анкетирование родителей. 3. Посещение театров г. Чебоксары. 4. Комплекс спец. занятий с детьми (согласно перспективному плану). 5. Чтение и пересказ сказок. 6. Творческое рассказывание по схемам-моделям. 7. Выставка детских работ. 8. Драматизации и инсценировки русских, чувашских народных сказок («Кот, лиса и петух»; «У страха глаза велики»; «Лисья пляска» и др.). 9. Постановка кукольного спектакля по русской народной сказке «Колобок». 10. Сочинение сказки всем коллективом детей «Путешествие Зайчонка» 11. Прослушивание музыкальных произведений. 12. Продуктивная деятельность. | Октябрь 2018г. - Май 2019г. |
Приобщение родителей к театрализованной деятельности и вовлечение их в педагогическую деятельность. | 1. Беседа с родителями об актуальности данной проблемы. 2. Изготовление, приобретение костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. 3. Родительское собрание: «Как мы развиваем речь детей»; «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства». 4. Консультации: «Как говорит ваш ребенок»; «Взаимодействие детского сада и семьи в формировании правильной речи у ребенка». 5. Клуб выходного дня (посещение театров, музеев, мест отдыха горожан). 6. Домашние задания: «Составь рассказ о проведенном выходном дне»; «Составь творческий рассказ по схеме-модели»; «Изготовление книжек-малышек на тему: «Салат из сказок». 7. Мастерская поделок. 8. Развлечение: « На острове Нехочух». | Ноябрь Декабрь 2018г. Январь2019 - Май 2019г. | |
Познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по развитию речи детей в театрализованной деятельности. | 1. Консультации: «О формах и организации работы по развитию речи детей»; «Современные подходы к руководству игрой». 2. Проведение открытого занятия по теме: «Знакомство с театральными профессиями». | Март Апрель 2019г. | |
III | 1. Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста. 2. Отношение родителей к проделанной работе. | 1. Мониторинг уровня развития детей. 2. Анкетирование родителей. 3. Обобщение результатов. | Апрель Май 2019г. |
IV | Презентация проекта. | Спектакль по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» с участием детей, их родителей и сестер. | Май 2019г. |
Перспективы:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- развитая культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
- умение читать (элементарное владение грамотой).
Диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
Дата проведения октябрь 2018г.
Ф.И. ребенка | Сформированность навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми | Звуковая культура речи | Словарь | Грамматический строй речи | Связная речь | Художественно-речевая деятельность | Речевая активность детей | Готовность детей к овладению грамотой | Средний балл | уровень |
Юля Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | - | 1,9 | низкий |
Катя В. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 1,6 | низкий |
Миша Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Ваня Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Максим З. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 1,6 | низкий |
Демид К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Никита К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | - | 2,1 | средний |
Настя К. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 2,9 | высокий |
Андрей К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Катя К. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | - | 2,3 | средний |
Женя М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Вика М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | низкий |
Кирилл Н. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 1,7 | низкий |
Слава П. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | - | 1,6 | низкий |
Кирилл С. | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | - | 1,6 | низкий |
Даниил С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Настя С. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1,1 | низкий |
Ира Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Карина Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Костя Ф. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | средний |
Уровни: Итоги:
Высокий – 2,5-3 балла Высокий уровень – 1 чел. (5%)
Средний – 2-2,4 балла Средний уровень – 11 чел. (55%)
Низкий – 1-1,9 балла Низкий уровень – 8 чел. (40%)
Диагностика уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
Диагностика развития художественно-речевой деятельности детей в старшей группе
Дата проведения октябрь 2018г.
Ф.И. ребенка | Знание художественных произведений: сказок, рассказов, стихотворений | Узнование художественных произведений по отрывкам | Умение воспринимать и анализировать х/произведения | Знание жанров: умение отличать прозу от поэзии, сказку от рассказа. | Художественно-речевое творчество детей | Участие в играх-драматизациях, инсценировках | Отношение к книге | Средний балл | уровень |
Юля Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Катя В. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1,6 | низкий |
Миша Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Ваня Е. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,1 | средний |
Максим З. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,1 | низкий |
Демид К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Никита К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1 | средний |
Настя К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
Андрей К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Катя К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | высокий |
Женя М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Вика М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,1 | низкий |
Кирилл Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Слава П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,1 | низкий |
Кирилл С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,1 | низкий |
Даниил С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Настя С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,1 | низкий |
Ира Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | средний |
Карина Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2,3 | средний |
Костя Ф. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1 | средний |
Уровни: Итоги:
Высокий – 2,5-3 балла Высокий уровень – 2 чел. (10%)
Средний – 2-2,4 балла Средний уровень – 12 чел. (60%)
Низкий – 1-1,9 балла Низкий уровень – 6 чел. (30%)
Диагностика развития художественно-речевой деятельности детей в старшей группе
Перспективный план.
Дата | Учебная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
сентябрь | Тема: «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй» Задачи: Познакомить детей с театрами г. Чебоксары. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение; общение детей. Обогащать и активизировать словарь детей. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; в словообразовании. Формировать навыки поведения в общественных местах. Воспитывать отзывчивость к взрослым и детям. Метод. приемы:
| 1. Игра «Назови свое имя ласково». 2. Пластический этюд «Куриная семья». 3. Артикуляционная гимнастика. 4. Сочиняем сказку «Путешествие осеннего листа». 5. Д/и «Сбрось усталость». 6. Чтение р. н. сказки «Хаврошечка» (беседа по содержанию сказки). | Предложить детям: 1.Игра «Путешествие в страну молчунов» (для общения используются только жесты, мимика, пантомимика) 2.Пластические этюды: «О чем грустит осень?», «Лист дерева осенью». 3. Рисование по музыкальному восприятию на муз. П.И. Чайковского «Времена года» (передача настроения -грустное). 4. Д/и «Что было потом?». |
октябрь | Тема: «Знакомство с театральными профессиями». Задачи: Познакомить детей с некоторыми театральными профессиями. Представить возможность попробовать себя в роли режиссера, костюмера, гримера, декоратора, актера; почувствовать значимость каждой профессии. Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Формировать умение образовывать однокоренные слова (костюм – костюмер, грим – гример, декорации – декоратор). Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Метод. приемы: 1. Вопросы воспитателя. 2. Д/и «Придумай новое слово». 3.Задание: «Продемонстрировать возможности грима при создании образов к р. н. сказке «Хаврошечка» на листе белой бумаги с нарисованным овалом». 4. Обыгрывание р. н. потешки «Проснулась Ульяна» (движение, мимика, жесты, выразительная интонация). 5. Задание: «Изобразить в красивой рамке «настоящий» лес с помощью элементов декораций. | 1. Игра «Что это за сказка?». 2. Отгадывание кроссворда «Десять Р» (театральные профессии). 3. Д/и «Отгадайте кличку» (образные слова). 4. Д/и «Придумай новое слово» (от слов сад, огород). 5. Д/и «Размытое письмо» (составление распространенных предложений). 6. Д/и «Возьмите себя в руки». | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Изготовление поделок из овощей и фруктов. 3. Придумывание загадок об овощах и фруктах. 4. Мини – конкурсы: «Самый пугливый Заяц», «Хитрая Лиса», «Злая Баба – Яга», «Веселый клоун». 5. Д/и «Запомни картинки». 6. «Сбрось усталость». |
ноябрь | Тема: «Постучимся в теремок». Задачи: Развивать умение выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Учить узнавать героя по характерным признакам. Учить детей составлять творческий рассказ с фантастическим содержанием. Формировать умение строить предложения разной структуры, рассуждать. Учить детей образовывать наименования детенышей животных в родительном падеже множественного числа. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Метод. приемы:
| 1. Чтение сказки В. Бианки «Теремок» (беседа по содержанию сказки). 2. Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом». 3. Пословицы и поговорки на развитие дикции: «Заглянет солнце и к нам в оконце», «Худо тому, кто не делает добра никому», «Нет друга, так ищи, а есть, так береги», ,«Конец –делу венец». 4. Д/и «Мишка –музыкант» (соотносить наименование муз. инструментов и муз. специальностей). 5. Рисование афиши к сказке «Теремок». 6. Д/и «Я дарю тебе словечко». | 1. Рассматривание альбома «Дикие животные». 2. Этюды: «Птицы готовятся к отлету», «Звери готовятся к зиме». 3.Слушание песни В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» . . 4. Изготовление животных, птиц из природного материала. 5. Изготовление теремков из конструктора. |
декабрь | Тема: «Красивый Петя уродился». Задачи: Развивать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Развивать мышление. Развивать выразительные средства. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Метод. приемы: 1.Д/и «Три линейки» (мужской, женский, средний род). 2. Отгадывание загадок. 3. Упражнения у зеркала «Изобрази настроение». 4. Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса» | 1. Чтение р.н. сказки «Кот, Петух и Лиса» (беседа по содержанию сказки). 2. Д/и «Придумай рифму». 3. Слушание муз. Г. Лобачева «Кот Васька». 4. Игра «Что мы делаем не скажем, но зато мы вам покажем». 5. Изготовление масок зверей. 6. Заучивание чистоговорок: «А возле этой елки Бродили злые волки», «Лежебока – рыжий кот Отлежал себе живот. Кушать хочется, Да лень ворочаться. Вот и ждет рыжий кот, Может миска подползет». | 1. Рассматривание иллюстраций к р.н. сказке «Кот, Петух и Лиса». 2. Изготовление элементов костюмов и декораций. 3.Придумывание «Игры зайчат, лисят, котят, обезьян, пингвинов». 4. Настольный театр «Кот, Петух и Лиса». 5.Театрализация сказки «Кот, Петух и Лиса» (показ сказки детям МДОУ). |
январь | Тема: «Сочиняем новую сказку» (салат из сказок). Задачи: Развивать у детей воображение, фантазию, мышление. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Формировать умение пользоваться в речи сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями; прямой и косвенной речью. Воспитывать умение работать всей группой. Метод. приемы: 1. Отгадывание загадок о героях сказок. 2. Рассматривание иллюстраций из разных сказок. 3. Артикуляционная гимнастика. 4. Пластические этюды. 5. Сочинение сказки по иллюстрациям. | 1. Д/и «Как ты себя сегодня чувствуешь?» 2. Инсценировка по стихотворению В. Приходько «Пешки-Ложки». 3. Д/и «Чудесные превращения» 4. Ниткография (изготовление разных форм снежинок). 5. Посещение детского кукольного театра, ГУК (просмотр сказки «Новогоднее представление»). 6. Заучивание чистоговорки: «У маленькой Зины Зайка спит в корзине». | 1. «Пейзажи на снегу» (рисование палочками, следами на снегу). 2. Слушание произведений П.И. Чайковского «Времена года». 3. Творческие задания: «Веселая волшебница Зима в гостях у лесных зверей»; «Злая, сердитая, лютая Зима пришла в лес». 4. Придумывание загадок о зиме. 5. Д/и «Перевирание сказки». |
Февраль | Тема: «У страха глаза велики». Задачи: Развивать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, позу). Развивать память; дикцию. Развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать уверенность в себе, в своих силах. Метод. приемы: 1. Пантомимические упражнения. 2. Заучивание пословицы «Трусливому Зайке и пенек- Волк». 3. Интонационные упражнения: «Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.п.). 4. Драматизация сказки «У страха глаза велики». | 1. Чтение р.н. сказки «У страха глаза велики» (беседа по содержанию сказки). 2. Пересказ сказки при помощи схемы-модели. 3. Игра «Преодолеем страх». 4. Слушание р.н. песни, обр. Н. Римского-Корсакова «Заинька». 5. Д/з «Придумай антонимы, синонимы к словам: молодой (старый)». 6. Заучивание чистоговорки: «Чок, чок, чок! На печи сверчок, На печи сверчок, За печуркой – паучок, А ты ляг на бочок – и молчок». | 1. Лепка персонажей р.н. сказки «У страха глаза велики». 2. Творческие задания: «Передать мимикой, движениями, интонацией старого человека и молодого» (дедушка, бабушка, барышня, юноша); «Напевание мелодии молодого дерева и старого дерева». 3. Д/и «Стеклянные человечки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Театрализация сказки «У страха глаза велики» (показ сказки родителям). |
Март | Тема: «Кукольный театр «Колобок». Задачи: Развивать навыки кукловождения. Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать выразительные средства; артистические качества. Учить детей подбирать однокоренные слова к заданному слову; изменять конец сказки. Воспитывать организованность, настойчивость, выдержку, умение доводить взятую на себя роль до конца. Метод. приемы: 1. Вопросы познавательного характера. 2. Д/и «Придумай новое слово» 3. Пластический этюд «Изобрази героев сказки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Показ кукольного спектакля «Колобок» с измененным концом. | 1. Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила». 2. Обыгрывание ситуации «Я потерялся». 3. Закрепление правила поведения: «Нельзя без взрослых уходить далеко от дома». 4. Закрепление знаний о домашнем адресе. 5. Закрепление знаний о номерах телефонов службы спасения. 6. Д/и «Упрямые слова» (кофе, какао, пальто, пианино, кино). | 1. Рассматривание иллюстраций к р.н. сказкам. 2. Придумай название к иллюстрациям. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Гримируем Колобка. 5. Показ кукольного спектакля «Колобок» малышам. |
Апрель | Тема: «Лисья пляска». Задачи: Продолжать знакомить детей с чувашским народным фольклором. Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки при помощи интонации, мимики, жестов, поз. Развивать диалогическую и монологическую речь. Учить детей строить повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы. Метод. приемы: 1. Упражнение «Изобрази настроение героев сказки». 2.Д/з «Скажи, спроси, воскликни». 3. Артикуляционная гимнастика. 4.Драматизация сказки «Лисья пляска». | 1. Чтение чув. н. сказки «Лисья пляска» (беседа по содержанию сказки). 2. Слушание и пение чув. н. песен. 3.Чув. н. игра «Кони и наездники». 4. Д/и «Подскажи словечко». 5.Аппликация « Чувашский орнамент». 6. Заучивание чистоговорки: «Рыбу ловил рыболов, Весь в реку ушел улов». | 1. Пластический этюд «Как солнце просыпается». 2. Игра «Гори, гори ясно». 3. Изготовление украшений из соленого теста: кулоны, кольца, браслеты, бусы. 4. Д/и «Что изменилось?». 5. Театрализация сказки «Лисья пляска» (выступление перед детьми МДОУ). |
май | Тема: «Показ спектакля по мотивам р. н. сказки «Гуси – лебеди». Задачи: Развивать у детей способность и умение создавать доброжелательную атмосферу в творческой деятельности в сообществе «родители – дети» (умение договариваться, действовать совместно, бесконфликтно). Развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние человека и литературного героя (мимикой, жестами, движением, голосом). Развивать у детей творческие способности через умение создавать игровой образ с помощью мимики, жестов, интонации. Обогащать и активизировать словарь детей речевыми средствами выразительности (Матушка – Печка, Реченька – Голубушка, Яблоня – Красавица). Воспитывать деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого. | 1.Чтение р. н. сказки «Гуси – лебеди» (беседа о прочитанном). 2. Изготовление костюмов, декораций. 3. Подбор атрибутов к сказке. 4. Подбор музыки. 5. Артикуляционная гимнастика. 6. Этюды у зеркала: на выражение основных эмоций, на выразительные жесты. 7. Репетиции с детьми, со взрослыми. | 1. Изготовление программок, афиш. 2. С/р игры: «Театр», «Кафе», «Цветочный магазин», «Рекламное агентство». 3. П/и «Гуси – гуси». 4. Пение «Чики – чикалочки». |
% детей | 35% | 50% | 15% |
Показатели уровней развития речи
детей старшей группы.
Октябрь 2008г. Май 2009г.
Высокий уровень – 1 чел. (5%) Высокий уровень – 7 чел. (35%)
Средний уровень – 11 чел. (55%) Средний уровень – 10 чел. (50%)
Низкий уровень – 8 чел. (40%) Низкий уровень – 3 чел. (15%)
В настоящее время на высоком уровне находятся – 7 детей. Лексический запас у них достаточно высок, в их высказываниях редко отмечаются неточности в употреблении лексических средств; грамматические ошибки они допускают лишь в трудных случаях. Они имеют хорошо развитую связную речь: могут поддержать разговор на знакомую тему, самостоятельно пересказать хорошо известные им художественные произведения, рассказать о событиях из личной жизни; знают много сказок, рассказов, стихотворений. Могут самостоятельно организовать игру. Активно участвуют в инсценировках, в играх-драматизациях. Они не только четко произносят все звуки, но и правильно дифференцируют их на слух.
На среднем уровне – 10 детей. Они легко усваивают материал. Правильно произносят звуки родного языка. Они употребляют в речи сложные предложения разных видов; при пересказе пользуются прямой и косвенной речью. Они самостоятельно составляют по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по схеме-модели; сочиняют концовки к сказкам. Определяют место звука в слове. Знают стихотворения, рассказы, сказки в пределах программы.
На низком уровне – 3 детей. Они не достаточно полно усвоили программный материал: допускают ошибки в различении звуков, близких по звучанию или произношению, не всегда правильно используют выразительные средства. Словарный запас у них несколько ниже, чем у сверстников. Испытывают затруднение при подборе нужных слов. Допускают грамматические ошибки. В речи пользуются в основном простыми предложениями. При пересказе художественных произведений нуждаются в помощи взрослого.
Показатели уровней развития художественно-речевых способностей детей старшей группы.
Октябрь 2008г. Май 2009г.
Высокий уровень – 2 чел. (10%) Высокий уровень – 9 чел. (45%)
Средний уровень – 12 чел. (60%) Средний уровень – 10 чел. (50%)
Низкий уровень – 6 чел. (30%) Низкий уровень – 1 чел. (5%)
На высоком уровне – 9 детей. Они знают художественные произведения сверх программы. Они быстро узнают художественное произведение по отрывкам. После прочтения рассказа (сказки) взрослым они быстро определяют главную идею произведения. Они знают жанры: умеют отличать прозу от поэзии, сказку от рассказа. Они могут самостоятельно придумать сказки, рассказы, загадки с интересным сюжетом. Дети всегда участвуют в инсценировках, принимают активное участие в играх-драматизациях, могут самостоятельно организовать игру. Они проявляют интерес к книге (любят рассматривать иллюстрации, многие сами читают); знают какие книги находятся в книжном уголке; бережно обращаются с ними.
На среднем уровне – 10 детей. Знают материал в соответствии с программными требованиями. Они узнают художественное произведение по отрывкам. После прочтения рассказа (сказки) взрослым они иногда испытывают затруднения в определении главной идеи произведения. Они знают жанры: умеют отличать прозу от поэзии, сказку от рассказа. Они могут самостоятельно придумать сказки, рассказы, загадки. Они могут самостоятельно придумать сказки, рассказы, загадки с интересным сюжетом. Дети всегда участвуют в инсценировках, принимают активное участие в играх-драматизациях. Они проявляют интерес к книге (любят рассматривать иллюстрации, просят почитать); знают какие книги находятся в книжном уголке; бережно обращаются с ними.
На низком уровне – 1 ребенок. Не усвоила некоторые программные произведения (стихотворения А. Плещеев «Осень наступила…», А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»). С трудом узнает художественное произведение по отрывкам. После прочтения рассказа (сказки) взрослым она может определить главную идею произведения только с помощью взрослого. Она плохо знает жанры. Не может самостоятельно придумать сказку, рассказ, загадку. Принимает участие в играх-драматизациях, но редко, самостоятельной инициативы не проявляет. Она проявляет интерес к книге (любит рассматривать иллюстрации, просит почитать); бережно обращается с ними.
Распределение детей по уровням развития речи.
Дата проведения: октябрь 2018г.
Уровень
| высокий | средний | низкий |
Ф.И. ребенка | Настя К. | Миша Д. | Юля Б. |
Ваня Е. | Катя В. | ||
Демид К. | Максим З. | ||
Никита К. | Вика М. | ||
Андрей К. | Кирилл Н. | ||
Катя К. | Слава П. | ||
Женя М. | Кирилл С. | ||
Даниил С. | Настя С. | ||
Ира Т. | |||
Карина Т. | |||
Костя Ф. | |||
% детей | 5% | 55% | 40% |
Распределение детей по уровням развития художественно-речевых способностей.
Дата проведения: октябрь 2018г.
Уровень
| высокий | средний | низкий |
Ф.И. ребенка | Настя К. | Юля Б. | Катя В. |
Катя К. | Миша Д. | Максим З. | |
Ваня Е. | Вика М. | ||
Демид К. | Слава П. | ||
Никита К. | Кирилл С. | ||
Андрей К. | Настя С. | ||
Женя М. | |||
Кирилл Н. | |||
Даниил С. | |||
Ира Т. | |||
Карина Т. | |||
Костя Ф. | |||
% детей | 10% | 60% | 30% |
Работа на будущее.
1. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас, обозначающий название предмета, действий, признаков. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
2. Продолжать развивать умение детей использовать вербальные и невербальные средства общения при создании образов сказочных героев.
3. Учить самостоятельно применять знания и умения в играх.
4. Способствовать развитию толерантности по отношению к другим людям; учить понимать настроение другого, принимать его позицию.
5. Воспитывать культуру речевого общения; артистические качества; любовь к театру.
Список используемой литературы.
1. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 287 с.
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для учащихся дошкол. пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева и др.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1984.- 240 с.
3. Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок»: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.: ил.24.
4. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи»: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: .: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.
5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
6. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет» / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: .: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с.: цв. вкл.
8. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого»: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.: ил. – («РОСИНКА»).
9. Доронова Т.Н. «Играем в театр»: театрализ. деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
10. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам». (Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.
11. Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры» / Медведева И.Я., Шишова Т.Л.; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. – 240 с.
12. Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу…» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 160 с.: ил.
13. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль «Академия развития», 1996г.
14. М.И. Чистякова. «Психогимнастика». Москва. Просвещение, 1990г.
15. И.Ярославцева «Кукловедение для малышей». Москва. Чистые пруды, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...