Морфологические таблицы
статья
Как использовать морфологические таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ochen_udobno_ispolzovat_morfologicheskie_tablitsy_.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели (или картинки) частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объект, который будем рассматривать. Начинать лучше с человека, ребенка, используя одномерную таблицу. Перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с малышом, что человечек делает в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т.д.; днем: гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит мультфильмы, готовится ко сну; ночью – спит. Потом к человечку можно добавить другой объект, например Петушка, Кошку, Сову и др. Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира и придумать сказку-рассказ о том, как они проводят свой день. Например, сандалики: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают книжку, а ночью спят под кроваткой.
2 Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т.п. И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается. (Конечно, рассматривайте объекты с учетом места Вашего проживания)
С помощью значков-фишек очень наглядно можно формировать у ребенка и другие представления об окружающим мире. Например, как животные готовятся к зиме. По вертикали располагаем различных животных (в зависимости от возраста количество животных увеличивается): заяц, лиса, медведь, белка, волк. По горизонтали обозначаем разнообразные способы подготовке к зиме: делает запасы, впадает в спячку, меняет шубку, накапливает жир, наращивает подшерсток и др. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Очень хорошо, если работу с таблицей Вы будете сочетать с чтением книжек по теме (например Как животные готовятся к зиме )
С маленькими изобретателями можно заняться придумыванием новых игрушек, комбинируя несколько объектов целиком, или разложив их на части. Придуманные образы обязательно нужно воплотить в рисунке или поделке. Например, как будет выглядеть кукла-мяч? А как машинка-пирамидка? А машинка-кукла? С какой игрушкой хотелось бы поиграть? Возможно ли самим сделать такую игрушку из имеющихся?
К подобным изобретениям очень хорошо привлекать пап, особенно если изобретается новая игрушка из двух сломанных. Они с не меньшим увлечением, чем малыш, будут придумывать способы воплотить задумку в реальность, а в их заветных ящичках с инструментами обязательно найдется необходимый кусок проволоки, шило или пилка по металлу
А фантазеры будут с увлечением сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок. Помогайте малышу наводящими вопросами, уточнением – где происходит действие, какие элементы сказки он перенесет в свою историю, какие превращения будут сопровождать историю и т.п. В процессе придумывания или по окончании можно сделать рукописную книгу из рисунков-иллюстраций, который нарисует сам ребенок или совместно с вами.
С помощью морфологических таблиц можно придумывать с ребенком новые виды транспорта, зданий, одежды, фантастических животных – что угодно! Но помните – любое придумывание должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не почувствует удовлетворения от творческого процесса и потеряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация работы с морфологической таблицей по ТРиЗ технологии в средней группе " Наш снеговик"
Презентация работы с морфологической таблицей по ТРиЗ технологии в середней группе " Наш Снеговик" Цель:1.Формировать у детей умение давать большее количество разных категорий ответов в рамках за...
Учебно - методические материалы к ООД по развитию речи - морфологическая таблица к сказке "Три поросенка"
материалы для работы с дошкольниками по развитию речи...
Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления у дошкольников при помощи морфологической таблицы»
Мое кредо в том, что - каждый ребенок изначально талантлив, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. А для этого необходимо да...
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Морфологический анализ - это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Данный метод можно использовать и на занятиях р...
морфологические таблицы по ТРИЗ-технологии
морфологические таблицы по ТРИЗ-технологии...
Морфологическая таблица "Времена года"
Таблица выполнена с применением ТРИЗ технологииЦель: развитие речи...
Конспект игры - беседы "Составление сказки "Путешествие волшебной снежинки" с детьми средней группы (от 4 до 5 лет) с использованием морфологической таблицы.
В конспекте представлен материал по использованию морфологической таблицы с признаками объектов. Морфологическая таблица способствует развитию у детей речи, сопоставлению признаков объектов, простейше...