Методическая разработка к многофункциональному дидактическому пособию "Книжка-игрушка"
методическая разработка (подготовительная группа)
Многофункциональное дидактическое пособие "Книжка-игрушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
к многофункциональному дидактическому пособию
«Книжка – игрушка»
Автор работы: Хакимова Зульфия Раисовна
Воспитатель МАДОУ детский сад № 16 г.Туймазы
Стаж работы: 20 лет
Туймазы 2019 г.
Направленность дидактического пособия: закрепление пройденного материала; развитие речи, психических процессов, мелкой моторики рук.
Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды логопедической группы.
Предназначение: для детей старшего дошкольного возраста, также рекомендуется воспитателям, логопедам и заинтересованным родителям.
Актуальность
Человек становится подлинно
человечным только тогда,
когда играет.
Шиллер
Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально - познавательный разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого дошкольника. Это убедительно доказано как научными исследованиями, так и многолетней практикой работы педагогов, логопедов. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны для детей, и поэтому мною было создано дидактическое пособие «Книжка - игрушка». Изначально она была предназначена для развития мелкой моторики рук. Но я решила расширить функции книжки-игрушки, подобрав для этого соответствующий дидактический материал. И теперь моя книжка – игрушка – это многофункциональное дидактическое пособие, включающее в себя различные виды игр, позволяющие ребенку переключать внимание, чаще менять вид занятий, что позволяет поддерживать интерес к обучению.
Цель:
Развивать речь, логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику рук.
Ожидаемый результат:
Увлекательное развитие мелкой моторики рук, компонентов речи.
Появляется интерес к повторению пройденного материала.
Положительная динамика развития детей соответственно возрастным и индивидуальным возможностям.
Положительная динамика в развитии психических процессов.
Совершенствование социально-коммуникативных умений и навыков.
Этапы работы:
- Организационный:
- Изучение методической литературы.
- Постановка цели.
- Предварительная работа с детьми.
- Подбор оборудования и материалов.
- Изготовление дидактического пособия.
2.Основной (практический):
1. Знакомство детей с дидактическим пособием.
2. Проигрывание игр с детьми.
3. Презентация пособия на педагогическом совете.
4. Игровой практикум для родителей.
3. Заключительный (итоговый):
1. Анализ наблюдения динамики развития детей.
2. Обобщение результатов работы.
Основные достоинства пособия:
- доступно в изготовлении;
- мягкое;
- яркое;
- крупное;
- многофункциональное;
- можно использовать как подгруппой, так и индивидуально;
- необычное.
Описание дидактического пособия:
Пособие представляет собой большую мягкую книгу с обложкой и страницами, которые скреплены между собой с помощью «липучки», при необходимости открепляются от самой книги. Страницы книжки сшиты с одной стороны из ткани с рисунком, с другой, рабочей стороны из однотонной ткани светло-зелёного цвета, чтобы не отвлекать внимание ребёнка и не раздражать глаз. Страницы и обложка книжки-игрушки наполнены листами тонкого поролона. На рабочей стороне страниц нашиты из фетра крупные яркие так называемые главные герои. Каждая страница несет свою функцию для развития мелкой моторики рук.
Наравне с развитием мелкой моторики рук книжку-игрушку можно использовать в познавательном развитии, речевом развитии и физическом развитии. Например, предложить детям карточку с игрой «Веселый счёт» (Один ёж, два ежа, три ежа, четыре ежа, пять ежей и т.д.). Все зависит от задач, поставленных воспитателем.
В своей работе я использую книжку – игрушку, опираясь на «главных героев» страниц по лексическим темам.
Варианты использования многофункциональной книжки – игрушки
Образовательная область «Речевое развитие»
Игра «Назови семью»
Цель: образование существительных — названий животных разного пола и возраста.
Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и назвать всех членов звериной семьи — и больших и маленьких.
• Папа — медведь, мама — медведица, детеныш (и) — медвежонок, медвежата.
• Папа — волк, мама — волчица, детеныш (и) — волчонок, волчата.
• Папа — заяц, мама — зайчиха, детеныш (и) — зайчонок, зайчата.
• Папа — еж, мама — ежиха, детеныш (и) — ежонок, ежата.
• Папа — лис, мама — лиса, детеныш (и) — лисенок, лисята.
• Папа — олень, мама — олениха, детеныш (и) — олененок, оленята.
• Папа — лось, мама — лосиха, детеныш (и) — лосенок, лосята.
Игра «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Заключение
Использование данного пособия создаёт благоприятные условия для закрепления пройденного материала, развития речи, логического мышления, психических процессов, мелкой моторики в том числе.
Таким образом, такая яркая и необычная книжка-игрушка обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он не раз возвратится к ней, чтобы поиграть в неё и незаметно для самого себя закреплять имеющиеся знания и развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область | Лексическая тема | |||||
Дикие животные | Насекомые | Комнатные растения | Игрушки | Обувь | Деревья | |
Познавательное развитие | Д/игры «Назови и покажи», «Узнай зверя по описанию», «Кто где живёт», «Назови дикое животное», «Как зовут тебя, малыш?», «Весёлый счёт», составление и решение задач и примеров с листьями, которые собрал ёж. | Игра «Будь внимательным», «Узнай насекомое по описанию», «Весёлый счёт», «Что изменилось?», составление и решение задач и примеров с точками на спине божьей коровки. | «Весёлый счёт», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», составление и решение задач и примеров с цветками. | «Весёлый счёт», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», составление и решение задач и примеров с составляющими пирамиды, распределение частей пирамиды от большего к меньшему и наоборот. | Д/игра «Одеваемся по сезону», «Из каких частей состоит обувь?», «Слушаем внимательно, думаем старательно». | Д/игра «Узнай, о чём я говорю», «Четвёртый лишний», составление и решение задач и примеров с треугольниками, из которых состоят ёлки; закрепление понятий «большой»-«малень-кий». |
Речевое развитие | Пальчиковая игра, Игра-драматизация «В лесу», «Назови семью», «Опиши животное», «Один – много», «Составь рассказ о животном», «Назови ласково», «Наоборот», «Чей, чья, чьё, чьи?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. | Диалог «Разговор с жуком», д/игра «Что есть, чего нет?», «Нелепицы», «Кто лишний?», «Один –много», «Кто как передвигается», «На полянке», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. | Д/игра «Образуй слова», «Назови цветок с нужным звуком», «Скажи ласково», «Мой, моя, мои», «Что делал? Что делали?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. | Д/игра «Назови игрушку с нужным звуком», «Назови ласково», «Назови, какой, какая?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. | Д/игра «Закончи предложение», «Скажи наоборот», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. | Д/игра «Дополни предложение», «Родственные слова», «Назови, какие», «Украсим ёлочку», «Закончи предложение», «Что лишнее и почему?», «Как я украшал ёлку», «Подскажи слово», «Как назвать лес?», «Чьи плоды?», художественное слово, загадки, поговорки, чистоговорки, скороговорки. |
Физическое развитие | Физминутка, логоритмические упражнения «Я как белка в колесе», «Мишка косолапый», «Ёжик», «Белка», п/и «Зайцы и волк», «Зайцы и лиса», «Замри». | Пальчиковая игра «Насекомые», «Пчела», «Осы», игра «Мотылёк, «Гусеница», п/и «Гусеницы наперегонки», «Муха», физминутка «Насекомые над лугом», | Пальчиковая игра «Хризантемы», «Цветок», «Фикус», «Бегония», «Кактус», физминутка «На окне цветок колючий». | Пальчиковая игра «Игрушки», физминутка «Пирамидка», «Матрешки». | Пальчиковая игра «Обувь», «Новые кроссовки», «Ботинки», физминутка «Туфельки», «Я умею обуваться». | Пальчиковая игра «Осенний букет», «Деревья в лесу», «Ёлка», «Берёзка», физминутка «Листья», «Дуб». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»
Подборка дидактических игр на освоение и закрепление культурно-гигиенических навыков....
Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему "О дружбе"
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ (в ходе НОД), для родителей (во время занятий с детьми), а также для самих детей (в процессе их самостоятельной деятельности). Пособие помогает сформи...
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья
Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы укрепления здоровья детей и формированию элементарных привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...
Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему: «О дружбе»
Методическая разработкаэлектронного интерактивного дидактическогомультимедийного пособияна тему: «О дружбе»...
Методическая разработка для малышей дидактическая игра "Что нужно доктору для работы".
Данная игра знакомит малышей с профессией врача и инструментами необходимыми для его работы....
Методическое пособие для многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»
.https://vk.com/wall-212648534_542...