Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности
статья
Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и умения, которые помогут обеспечить ему ориентировку в воспринимаемом им мире. Они включают в себя прежде всего перцептивные действия, т.е обследование предметов и их свойств: форм, величин, цветов, пространственных отношений. Само по себе формирование перцептивных действий еще не обеспечивает полноценного восприятия. Ребенку необходимо дать мерки, эталоны, с которыми можно сравнивать то, что он на данный момент воспринимает. Это могут быть случайные, знакомые из опыта предметы и их качества, например, «похож на домик» или «похож на помидор» и тд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание
детей с нарушениями слуха
дошкольного возраста
в процессе обучения изобразительной деятельности
Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и умения, которые помогут обеспечить ему ориентировку в воспринимаемом им мире. Они включают в себя прежде всего перцептивные действия, т.е обследование предметов и их свойств: форм, величин, цветов, пространственных отношений. Само по себе формирование перцептивных действий еще не обеспечивает полноценного восприятия. Ребенку необходимо дать мерки, эталоны, с которыми можно сравнивать то, что он на данный момент воспринимает. Это могут быть случайные, знакомые из опыта предметы и их качества, например, «похож на домик» или «похож на помидор» и тд.
Формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов не может проходить изолированно в виде специальных упражнений. Для того, чтобы ребенок научился воспринимать предмет или какое-либо свойство, перед ним нужно поставить практическую задачу, требующая восприятия этого предмета или свойства. Например, задача – правильно собрать пирамидку, ребенок начинает сопоставлять кольца по величине; закрыть коробочку – поиск нужной крышки, сопоставление формы коробки с формой крышек и тд. Также продуктивными видами деятельности в дошкольном возрасте является конструктивная и изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
В изобразительной деятельности очень важно, чтобы ребенок научился воспринимать и передавать в изображении именно окружающие его предметы, а не упрощенные копии специально сделанные для него взрослым. Поэтому методика обучения глухих детей предусматривает переход к лепке и рисованию с натуры уже с первого года обучения.
Натура – это любой предмет (группа предметов), который предлагается детям для изображения. Изображение сделанное воспитателем – это образец. Так, например, если дети рисуют куклу стоящую на столе, то это изображение с натуры. Если дети рисуют куклу, предварительно нарисованную воспитателем на листе бумаги, то речь идет об изображении по образцу. Образец рисуется не на самом занятии, а предварительно, при этом дети не видят как работает воспитатель, а воспринимают только готовое изображение. Если же воспитатель рисует образец во время занятия на глазах у детей, то к образцу прибавляется показ. Образец и показ уводят детей от восприятия предмета и его свойств. Только при изо-деятельности с натуры ребенок получает возможность непосредственно обследовать предмет и передать свои впечатления.
Одним из способов решения задачи восприятия, является сопоставление формы изображаемого предмета с геометрической формой-эталоном. При этом детям предлагается таблица с изображениями геометрических форм с их названиями. Это помогало им правильно воспринять и передать форму предметов.
При работе с детьми, имеющими нарушения слуха, такой простой способ не дает желаемого результата, так как у них наблюдается несформированность перцептивного действия. До сопоставления формы предмета с геометрической формой-эталоном ребенку с нарушениями слуха необходимо помочь обследовать предмет, показать способы вычленения формы. Например, при обучении вводится ощупывающее движение для вычленения формы объёмного предмета и обводящее движение для вычленения плоскостной формы из объёмной, для восприятия отношений двух предметов – манипулирование предметами, т.е двигательный анализ отношений. Таким образом, в восприятие включаются сохранные анализаторы ребенка: осязание, двигательная чувствительность.
Рассмотрим детально роль обводящего движения. Первоначально направляемое воспитателем обведение контура рукой ребенка помогает сделать обследование последовательным и получить целостное впечатление от предмета. Естественно, что руководить движением руки легче, чем движением глаз. Но глаза ребенка движутся по контуру за рукой, и зрительное обследование предмета, которым мы при этом руководим опосредованно, постепенно теряет свой хаотичный характер. Сначала обводящее движение осуществляется по контуру предмета, затем на некотором расстоянии от него и при этом направляется зрением. Именно это движение ребенок и должен воспроизвести на плоскости бумажного листа, чтобы получить изображение – графический образ предмета. Оно же помогает сравнить объёмную форму предмета с плоскостной геометрической формой-эталоном. Другими словами, двигательное восприятие и моделирование ребенком формы путем обведения рукой контура является промежуточным этапом и связующим звеном между обследуемой формой и плоскостным эталоном.
Также важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Работа строится таким образом, чтобы на определенном этапе в ответ на слово у ребенка возникли достаточно четкие образы. Со временем он овладеет умением рисовать, лепить, вырезать по представлению.
не малую роль в сенсорном воспитании детей с нарушениями слуха занимает формирование понимания относительности, особенно в отношении величин, цветов, пространственных отношений. Например, дети должны понимать, что предмет, который является большим по отношению к одному предмету, оказывается маленьким по отношению к другому. Положение двух предметов в пространстве всегда парно: если один из них наверху, другой – внизу; если один справа, другой – слева; светлый по отношению к одному фону цвет оказывается темным по отношению к другому и тд.
Помимо всего, ребенок должен научиться хорошо ориентироваться в пространстве листа бумаги: знать верх, низ, левую и правую сторону, край листа бумаги. Овладение этим умением является элементом подготовки восприятия ребенка к школьному обучению, в частности, к обучению письму, восприятию географических карт и тд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Выпускная квалификационная работа
Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает спо...
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ презентация
Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении, в то...
Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.
В статье описывается значение, актуальность, методика использования нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Сенсорное воспитание детей с нарушениями интеллекта младшего дошкольного возраста
В настоящее время в следствии ряда причин количество детей с интеллектуальными нарушениями возрастает. Ранняя диагностика и коррекция развития таких детей приобретает острую потребность. «Сенсорное во...
Мастер класс по теме: « Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности в дошкольном возрасте»
Художественно-эстетическая деятельность – мощное средство эстетического и нравственного воспитания, развития и формирования познавательной деятельности, наблюдательности, памяти. Кроме того, она напря...
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
СодержаниеВведение1. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2. Особенности ...
«Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности»
Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности...