Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
методическая разработка по рисованию на тему
Содержание
Введение
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников
2. Особенности использования индивидуального и дифференцированного подходов в изодеятельности в детском саду
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_podhod.docx | 51.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
Составитель: Клементьева Инна Игоревна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Санкт – Петербург
2016 год
Содержание
Введение
- Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников
- Особенности использования индивидуального и дифференцированного подходов в изодеятельности в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников
«Способность»- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.
В педагогическом словаре (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, 2000г.) указывается: «Способности- индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности».
Творчество представляет собой деятельность, порождающую новое, никогда ранее не бывшее. Творчество- это проявление личного начала человека, в какой- либо деятельности.
В 60-70-х годах и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно- творческих способностей занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (лепка, ряд исследователей под руководством Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева- в области рисунка. Исследовались детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Термин «художественно- творческие способности» используется авторами в контексте раскрытия этих вопросов. Специально ни содержание, ни структура художественно-творческих способностей ими не определяются. Но на основе анализа проводимых исследований можно выделить ряд свойств, качеств, без которых невозможно создание художественно- выразительного образа и которые, следовательно, можно отнести к категории «способности к изобразительной деятельности», а именно к художественно- творческим способностям.
Эти способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности. Нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.
1. Способность образного видения окружающего (умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта, воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т. п.). Полагаем, что нестандартное, оригинальное образное восприятие окружающего мира- высший уровень развития этой способности.
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, искренне, правдиво непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным действительностью.
Выделенные выше художественно- творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. При всех различиях в подходе к определению содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности. Среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно- творческому выражению (художественно- творческие способности).
Художественно- творческие способности- это способности к отражению объектов и явлений окружающего мира, собственных впечатлений, эмоций, переживаний в художественно- образной форме.
Показатели художественно- творческих способностей в детском рисунке (выделены Лепской):
1)самостоятельность, оригинальность замысла (Личные качества: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память);
2)эмоциональность (эмоциональная отзывчивость на жизненные явления, отношение к изображаемому);
3)динамичность (уровень развития фантазии и воображения. Статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков);
4)выразительность (использование средств художественной выразительности для создания художественного образа)
5)графичность (осознанное использование графических приемов).
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков карандашом на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
На обратной стороне дети по мере выполнения рисунков пишут номер рисунка, свое имя и отвечают на вопрос «о чем этот рисунок» (содержание).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
Результаты анализа детских работ заносятся в таблицу, где отражаются оригинальность, динамичность, эмоциональность, выразительность, графичность.
Основанием дифференциации и индивидуализации развития художественных способностей, являются также два вида воображения- «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам.
Дети с «эмоциональным» воображением цветом выражают свое отношение к рисунку, не задумываясь о реалистичной цветовой характеристике образа (корова может быть красной, действуют более беспорядочно и нуждаются в эмоциональной поддержке взрослого, чаще обращаются за помощью, более зависимы от взрослых в регуляции и оценке их собственной деятельности.
Дети с «познавательным» воображением более успешно планируют свою деятельность и более самостоятельны при выполнении задания. - работа по формированию творческих замыслов у дошкольников;
-индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла;
-стимулирование смелости, чувства уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях;
-стимулировать поиск своеобразия, оригинальности содержания и способов воплощения образа, направлять на более четкое планирование содержания способов, последовательности воплощения.
2. Особенности использования индивидуального и дифференцированного подходов в изодеятельности в детском саду
Абсолютного разграничения между формами индивидуального и дифференцированного подхода достичь на практике сложно, так как методы и приемы тесно переплетаются и связаны между собой.
Организация детей по подгруппам предполагает дифференцирование заданий с учётом индивидуальных возможностей, уровня развития детей. Основным организационным условием для её осуществления становится создание как относительно стабильных, так и подвижных подгрупп, позволяющих организовать обучение детей на нескольких уровнях одного и того же учебного материала. При работе с подгруппами детей разного уровня развития педагог использует различные методы и приёмы, дидактические средства обучения с целью формирования навыков взаимообучения.
Работа детей в парах позволяет педагогу организовать сообучение, взаимопомощь и взаимопроверку на занятии. Пары детей могут быть составлены по-разному. Объединение пары детей сходного, приблизительно равного уровня развития технических умений и навыков обеспечивает наличие у детей интереса к учебной задаче, поставленной перед ними педагогом, к процессу её решения, проявление партнёрских отношений, установление позиции «на равных» при совместном выполнении задания.
При объединении в пары детей разных по уровню развития педагог ставит целью организацию помощи более слабому ребёнку, учит детей устанавливать гибкие системы взаимоотношений.
В процессе взаимного обучения важно учитывать желание более сильного ребёнка обучать, при необходимости педагог должен нацелить его на оказание помощи товарищу.
Работу детей разного уровня развития педагог организует так, чтобы каждый ребёнок выполнил посильную для него часть задания. Например, сильный ребёнок может начать выполнение задания, взяв на себя более сложную его часть (составить композицию рисунка), а заканчивает работу более слабый на примере работы товарища, усвоив общий принцип выполнения задания.
Весь воспитательно-образовательный процесс проходит в игровой форме. Работа с детьми в рамках программы воспитатель-педагог по изобразительной деятельности строит на основе педагогических и психологических диагностик.
Обычно занятия проводятся по структуре, помогающей максимально выполнить все задачи. При этом занятие традиционно сохраняет три этапа: организационно-мотивационный, познавательный, завершающий.
I этап организационно-мотивационный - предполагает в начале занятия психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап. Познавательный:
1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III этап. Завершающий.
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.
Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.
Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.
Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.
Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.
Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения, перекликающиеся с темой занятия, способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
Определение содержания дифференцированного обучения изобразительной деятельности зависит от полноты знания педагогом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Дифференциация обучения по форме оказания педагогической поддержки, помощи детям представляет наибольшую сложность. Наблюдательность, доброжелательность педагога в сочетании с педагогическим тактом, позволяет правильно выбрать именно ту форму оказания помощи ребёнку, в которой он нуждается в данный момент. Для детей, неуверенных в себе, это может быть совместное с педагогом выполнение задания. С детьми, имеющими недостаточно сформированные технические умения и навыки - использование частичного образца выполнения. Детям неорганизованным, постоянно ждущим дальнейших указаний, можно предложить алгоритмическое предписание, схему поэтапного выполнения задания. Тем, кто по каким-либо причинам недостаточно усвоил материал предыдущих заданий, помогут сопутствующие указания, инструкции, затрудняющимся - вспомогательные упражнения или вопросы.
Учитывать индивидуальное развитие ребёнка особенно важно в старшем дошкольном возрасте, когда закладывается фундамент успешного обучения в школе. Организация на занятиях индивидуальных форм взаимодействия педагога с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков. Позволяет педагогу осуществлять контроль за усвоением учебного материала, представляет широкие просторы для реализации потенциальных возможностей, как одарённых детей, так и обычных, и тем более детей, в силу разных причин отставших в развитии. Занятия, дидактические игры и упражнения должны быть разработаны с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
В изобразительной деятельности способности детей проявляются по-разному. Составлены индивидуальные карты развития для детей старшего дошкольного возраста, имеющих предпосылки одарённости в изобразительной деятельности и для детей с трудностями в развитии, используя индивидуальный подход к обучению на занятиях изобразительной деятельности на основе содержания.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира и формирования творческих способностей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Решение проблемы развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения изобразительной деятельности будет наиболее успешным, если в процессе работы использовать различные виды дифференцированного подхода к детям.
В соответствии с Федеральными государственными общеобразовательными стандартами дошкольного образования художественно-эстетическая и изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она является одним из основных направлений деятельности дошкольного учреждения и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами изобразительного искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов изобразительной деятельности.
Индивидуальный подход и дифференцированный подходы уже на первых этапах овладение детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладении одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
Индивидуальные различия в выполнение рисунка свидетельствует о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр., не приводит к однообразию рисунков. Наоборот, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладеют техническими навыками и умениями. Необходимо, чтобы большинство детей могли решать изобразительные задачи, проявляли индивидуальную манеру, для этого воспитателям нужно самим проявлять индивидуальный дифференцированный подход в изобразительной деятельности
3 Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Если стандартные краски и карандаши ребенку уже наскучили, то пора разнообразить ваше творчество с помощью нетрадиционных техник рисования. Большинство из этих техник используется в детских садах, но и для домашнего времяпрепровождения подойдут.
Зачем нужно такое рисование?
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.
Ребенок учится работать с разными материалами.
Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику.
В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус.
Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.
В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться.
Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу.
Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
Рисование пальчиками и ладошками
Обычно это первая техника, с которой дети начинают рисовать еще до похода в детский садик. Рисунок получается очень быстро, а это крайне важно в работе с совсем маленькими детками. Обмакните детскую ладошку в краску и позвольте малышу сделать отпечаток на поверхности. Посмотрите, на что это похоже. Быть может, это какое-то животное? Спросите кроху, что нужно дорисовать, чтобы получился законченный образ. Может, ушки, носик или хвостик? недостающие детали можно нарисовать пальчиками. Управлять своими пальчиками и ладошками гораздо проще, чем кистью. А потому интересней для детей раннего возраста.
Для этого вам потребуются только пальчиковые краски. Если ваш ребенок еще совсем маленький, даже не сомневайтесь, что он весь будет в краске. Поэтому лучше сразу отправить его в ванну и выдать краски там. Не беспокойтесь за ремонт. Хорошие пальчиковые краски без проблем смоются как с ванны, так и с кафельной плитки.
Краски эти хороши, но дороги. Одна упаковка стоит порядка 500 рублей. Хватает ее на несколько раз. Ведь дети не церемонятся с любыми материалами и зачерпывают не столько, сколько надо, а столько, сколько влезет в руку.
Штампы
Тоже довольно популярная техника для раннего возраста. Вам потребуется любой предмет, который не жалко и гуашь или любая другая краска (но акварельную лучше все же не брать). Техника простая - макаете предмет в краску и делаете отпечаток на бумаге.
Штампы можно изготовить из яблока, картофеля, пробок от вина, ниток, шишек, скорлупок и многих других материалов. Проще всего это сделать из картофеля , если у вас найдутся металлические формы для вырезания печенья. Просто продавите форму в картофель и аккуратно подрежьте ножиком лишние кусочки по краям.
Можно сделать еще проще. Возьмите маленькую коробочку, губку или пробку приклейте различные материалы к боковой поверхности или обмотайте нитками в хаотичном порядке.
Интерес вызывают и валики с рисунком. Они продаются в строительных магазинах и магазинах для творчества.
Особый восторг вызывают отпечатки листьев. Выберите листья различной формы, покрасьте их краской и прижмите к бумаге. На бумаге хорошо отпечатается вся текстура листа.
Рисование поролоном
Мы все склонны думать, рисовать можно только кисточками, но это не так. Для творческих работ вполне сгодится и поролон. Отрежьте маленький кусочек обычной губки и дайте ребенку. Отпечатки краски поролоном получаются совсем непохожими на мазки. У них есть своя текстура и большая площадь покрытия. Буквально за пару минут можно создать красивый фон с использование всего двух или трех цветов. А с использованием трафаретов получаются удивительные орнаменты.
Рисование жесткой полусухой кистью
Эта техника используется рисования колючих и ворсистых предметов. Вам потребуется жесткая кисть и гуашь. Подойдет и ненужная щетка. Кисть не мочим, сразу опускаем в краску и рисуем. Эта техника пригодится в школе при рисовании животных. А пока можно показать малышу как рисуют, например, елочку.
Рисование акварелью по мокрой бумаге
Для этого вам понадобится лист плотной бумаги (желательно акварельной), сама акварель и кисть. Равномерно смочите весь лист водой так, чтобы он хорошо промок, но не при этом, чтобы не было луж. Наберите немного краски на кисть и начинайте творить. Любой мазок расползается по бумаге на один - два сантиметра. Самое время показать ребенку смешение цветов и объяснить, что такое оттенки.
Если краска не желает расползаться, то лист сухой, если растекается во все стороны - слишком мокрый. Надо найти золотую середину. На этом занятии покажите ребенку, что все движения делаются легко и плавно. Не нужно вдавливать кисть в бумагу, как это любят делать многие дети. Достаточно легкого прикосновения.
В этой технике хорошо получается рисовать фоны. Особенно воду. А после высыхания можно продолжить рисовать рыбок и водоросли как обычно.
Рисование воском и акварелью
Ребенок рисует восковыми мелками линии, узоры и т. д., затем покрывает весь лист акварелью. Участки, на которые нанесен воск, не перекрываются акварелью. Получается довольно интересный фон. С той же целью вместо восковых мелков используют обычную бесцветную свечу. Поскольку нанесенные свечой линии не видны на белой бумаге, финальный рисунок будет сюрпризом.
"Кляксография" и "набрызг"
В технике "кляксография" дети набирают краску на кисть в большом количестве, брызгают на рисунок в хаотичном порядке, затем пытаются понять, на что это похоже. При достаточно развитом воображении можно получить целый сюжет. Детали дорисовывают цветными карандашами.
Техника "набрызг" похожа. Только брызги делают с помощью зубной щетки и линейки. На щетку набирают краску и проводят по ней линейкой по направлению к себе. Если все выполнять правильно, то на себе брызг краски не будет. А вот вокруг листа вполне могут быть. Поэтому нужно заранее продумать, на чем будет закреплен лист, и как обезопасить пространство вокруг него.
"Монотипия"
Берем обычный лист бумаги. На одну половину наносим рисунок, складываем лист пополам и получаем новый рисунок. Например, нарисованное на левой стороне крыло бабочки отпечатается и справа. В результате получится целая бабочка. Во время таких занятий очень легко объяснить ребенку закон симметрии.
Коллаж
Это не совсем рисование, а только промежуточный этап. Наверняка, у вас дома лежат старые открытки, которые не нужны, а выкинуть жалко. Самое время их использовать. Вырежьте отдельные элементы и позвольте малышу расположить их на бумаге. Для этой цели подойдут и вырезки из газет и журналов. После того, как малыш определится с расположением предметов, вручите ему кисточку и клей и дайте возможность приклеить все самому. Готовые элементы очень пригодятся детям до трех лет. Ведь они еще не умеют рисовать сложные предметы, а вот дорисовать к ним детали точно сумеют.
Рисование с использованием песка, круп или опилок
Есть разные варианты рисования в этой технике.
Покрываем весь лист клеем, посыпаем песком или крупой и рисуем пальчиками или кистью по шершавой поверхности.
Наносим клей только на те участки, где будут нарисованы элементы. Посыпаем все песком и раскрашиваем после высыхания.
Заранее окрасить сыпучие материалы, высушить и частями накладывать рисунок. Чтобы цвета сильно не смешивались нужно намазывать клеем за один раз только те детали, которые должны быть окрашены в один цвет. После каждой такой раскраски лишний песок и крупы нужно хорошенько сдуть.
"Фронтаж"
Это техника всем знакома с детства. Ее суть заключается в том, чтобы положить под лист бумаги какой-нибудь рельефный предмет, например, монету, и заштриховать лист поверх нее карандашом или пастелью. Основная задача - найти подходящий предмет. Он должен быть плоским и рельефным.
Точечная роспись
Вы можете воспользоваться обычными ватными палочками и любой краской, например, гуашью. Точками можно выстроить множество красивых орнаментов. А когда ребенок подрастет, он уже сможет полученные навыки применить при работе со специальными красками для точечной росписи.
Роспись материалов
Вы можете взять любые камушки (лучше гальку), шишки, листья или заготовки шкатулок, коробочек, кукольной мебели. Эта техника подходит для детей от четырех лет, все-таки роспись в отличие простых мазков и штампования уже требует сноровки и усидчивости, коими не обладают дети младшего возраста.
"Граттаж"
Это более сложный и совсем нетрадиционный вид рисования, который потребует предварительной подготовки. Вам потребуется лист плотной бумаги, восковые мелки или свеча и тушь. Сначала нужно равномерно покрыть весь лист воском, затем тушью. Можно использовать и гуашь, но она осыпается и пачкается при дальнейшей работе. Поэтому при использовании гуаши нужно добавить немного клея ПВА.
Когда все подсохнет, можете приступать к нанесению рисунка. В этой технике рисунок получается не с помощью нанесения краски, а наоборот ее выскабливания. Возьмите тонкий не пишущий стержень от ручки, шило, спицу, стек или канцелярский ножик. Начните с нанесения основных контуров, затем переходите к штриховке поверхностей. В зависимости от типа и интенсивности штриха, предмет приобретает свой "характер". Детям очень нравится процесс постепенного проявления рисунка.
Если хотите сделать детскую работу интересней, воск лучше использовать цветной (обычные цветные восковые мелки). Если таких мелков нет, то подойдут и цветные карандаши или краски. После подготовки фона лист нужно покрыть бесцветным воском (натереть свечой). Наилучший эффект достигается, когда весь лист хаотично покрыт штрихами разного цвета или пятнами с плавными переходами. Техника удивительно затягивает детей, но знакомиться с ней я бы порекомендовала не ранее 4 лет. Все-таки инструменты острые и требуют предельной осторожности.
Рисование ластиком
Суть техники схожа с техникой "граттаж". Но с ней можно работать с раннего возраста. Нужно все лишь заштриховать лист бумаги чернографитовым карандашом и приступать к проявлению рисунка. Ластик потребуется жесткий с заостренными краями. Его периодически придется подтачивать. Не берите мягкие карандаши, они размазываются по листу и оставляют больше следов на руках.
Рисование пластилином по стеклу
Для этого потребуется небольшая подготовка - под стекло нужно подложить рисунок и маркером нанести на него все контуры. После этого начинаем "раскрашивать". Для этого размягченный пластилин наносят внутри контуров, не выезжая за края деталей. Для размягчения пластилина его нужно согреть. Это можно сделать, размяв его руками либо просто положив его на солнце или батарею.
На рабочей стороне все выглядит не очень аккуратно. Зато с обратной стороны красивый цветной рисунок с четкими контурами. Готовую картину вставляют обратной стороной в рамку с фоном из цветного картона.
Перед началом работы не забудьте заклеить края стекла скотчем, чтобы обезопасить ручки ребенка.
Если ребенок еще не освоил эту технику, на рамки лучше не тратиться. Есть смысл приобрести обычную раскраску с крупным рисунком.
Вам потребуется клеевой пистолет и стержни. Горячим клеем создаются контуры на бумаге. Внутри контуров изображение заполняют красками. Благодаря клею краска не вытекает за пределы этих контуров. Если краска случайно окрасила клей, ее можно стереть салфеткой.
Рисование солью
Покрываем весь лист акварельными красками и насыпаем немного соли на разные участки рисунка. Соль впитывает лишнюю воду, прилипает и создает очень интересный эффект. Лишнюю соль нужно аккуратно стряхнуть после высыхания.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
«Я рисую маму»…
Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Загадочные рисунки .
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Тканевые изображения.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объемная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток.
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Заключение
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Литература
- Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству С.М. Вайнерман. М., 2001. 138 c
- Детское изобразительное творчество/ под ред. Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта. М.: Прогресс, 2012. 230 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности Т.Н. Доронова. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. 112 с.
- Еникеева В. А. Образная выразительность в рисунках детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 2012. 54 с.
- . Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014. 81 с.
- Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 2014. 218 с.
- Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина. М.: Педагогическое общество России, 2012. 198 с.
- Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст]. М., 2011. 187 с..
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С - Изобразительная деятельность в детском саду Пособие для воспитателей - М.: Просвещение, 2012. 202 с.
- Сели Д., Браунинг Н., Лампрехт Р. Психология детства М.: Детство-Пресс, 2010. 176 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии Волгоград, 2014, 43 с.
- Сериков В.В., Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] // Педагогика. 2013. № 10. 14 с.
- . Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] /А.Э. Симановский. Ярославль: Академия развития, 2012. 132 с.
- Штерн В. Язык детей [Текст]. / Пер. с нем. СПб.: Союз, 2003. 76 с
- Актуальные проблемы дифференцированного обучения /Под ред. Рожиной Л. Н. Минск, 2010. 12 с.
Интернет-ресурсы:
1Гарднер Г. Возрастная психология. [электронный ресурс]. Журнал “Аlma Mater. Вестник высшей школы”. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....
Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".
В наше время можно наблюдать быстрое развитие технического прогресса. Быстро меняющаяся жизнь заставляет нас пересмотреть свое о...
Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...
Консультация для воспитателей « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности».
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение ...
"Развитие творческих способностей дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельноять может стать и чаще всего являетсяустойчивым увлечением не только "особо" одарённых, но и всех детей.Общение с искуство...
Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....