СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ презентация
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении, в том числе и в системе обучения изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bakumenkoprezentatsiya1.pptx | 651.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эстетическое отношение к миру входит в категорию главных ценностей, формированию и развитию которого должен быть посвящён весь учебно-воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении, в том числе и в системе обучения изобразительному искусству
Нравственно-эстетический аспект : А.П.Валицкий, Выготский Л.С ., Е.С.Громов , Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский , Ю.М.Лотман , А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн и др . Детское художественное творчество: А.И.Васильев , Л.А.Венгер, Л.В.Запорожец, Т.Н.Доронова , Е.И.Игнатьев, Т.С.Комарова , Т.Г.Казакова , В.С . Мухина, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова , Г.Г.Григорьева и др.
Объект исследования: процесс формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста. Предмет исследования : методы формирования эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству .
Цель исследования : разработать систему методов, обеспечивающих формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству.
Гипотеза : формирование эстетических чувств у старших дошкольников на занятиях изобразительным искусством будет проходить более эффективно, если в процессе обучения использовать методическую систему, включающую в себя: - модель совместной продуктивной деятельности воспитателя, руководителя изобразительной деятельностью, детей, родителей; - цели, задачи и содержание развития эстетических чувств; - группу методов, приёмов и дидактических средств, обеспечивающих развитие эстетических чувств к объекту наблюдения и изображения, к процессу изобразительной деятельности и её результату.
Задачи исследования: 1. Изучить педагогические и психологические взгляды на эстетическое воспитание, опыт по эстетическому развитию дошкольников в процессе приобщения их к изобразительному искусству . 2. Определить сущность, структуру и специфику развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. 3. Разработать шкалы оценочных критериев по определению уровня эстетических чувств у детей дошкольного возраста. 4. Разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью
Методологическая основа исследования : - теория развития личности в деятельности (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин ); - теория эстетического развития дошкольников (Е. Д. Кошелева, Н. Васильева, Н.А.Ветлугина, Е. П. Ильин, С. Н. Николаева, М. С. Лисина , Е.А.Флерина и др.); - методика эстетического воспитания в процессе их приобщения к изобразительному искусству ( Е.А.Флерина , Н.П.Сакулина, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Л.В.Пантелеева, Т.А.Копцева и др.).
«Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» Н.А.Ветлугина
Методы формирования эстетических чувств метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса; метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям; метод побуждения к сопереживанию, к эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, к отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Обобщённые способы действия: способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях; способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.
Констатирующий эксперимент Цель : оценка эффективности проделанной работы.
Задачи определение исходного уровня эстетических чувств у детей; раскрытие основных принципов развития эстетических чувств как неотъемлемой части развития художественно-творческих способностей, морально-нравственных качеств на занятиях изобразительным искусством; выявление характера эстетических чувств
Критерии Показатели Интерес Многообразие усвоенных объектов и сторон познаваемого объекта: - представления о изобразительном искусстве; - выраженность эстетических чувств в процессе общения с миром искусства; - сформированность эстетического идеала. Доказатель-ность Степень понимания изображаемого объекта; умение обосновать свои ответы; умение ответить на вопрос «Почему ты так думаешь?» Гибкость Создание в собственных рисунках целостного художественного образа.
Уровень Подготовительная «А» Подготовительная «Б» Кол-во % Кол-во % Высокий 3 30 4 40 Средний 5 50 5 50 Низкий 2 20 1 10 Результаты анкетирования родителей и детей
Уровень Подготовительная «А» Подготовительная «Б» Кол-во % Кол-во % Высокий 1 10 2 20 Средний 8 80 7 70 Низкий 1 10 1 10 Уровни развития эстетических чувств в старшем дошкольном возрасте
Цель формирующего этапа эксперимента разработка системы методов, обеспечивающих формирование эстетических чувств у детей дошкольного возраста в процессе обучения изобразительному искусству
Задачи : 1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; 2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в рисунке и сохранять его на протяжении всей работы: развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины; 3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.
Основные виды занятий - Рисование с натуры (рисунок, живопись); - Рисование на темы и иллюстрирование (композиция); - Декоративная работа; - Батик с элементами дизайна; - Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
К. Сомов Пейзаж с радугой
И. Левитан. Золотая осень
В Поленов. На лодке.
Аспекты решения проблемы -методическое сопровождение руководителя изобразительной деятельности родителей и детей; -новая яркая информация о предметах и явлениях окружающего мира и искусства; -положительная мотивация каждого изобразительного задания как выполнение «доброго дела», оказание помощи, проявление доброй воли, нравственной отзывчивости, чувства сопереживания и т.п.; -установка на формирование благоприятного психологического климата; -дифференцированный подход при обучении ребёнка изобразительному искусству в зависимости от подготовленности; -организация условий для самостоятельной деятельности; -эмоционально-эстетический анализ произведений искусства.
Контрольный эксперимент Цель: оценка эффективности проделанной работы.
Результаты анкетирования родителей и детей Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Кол-во % Кол-во % Высокий 8 80 4 40 Средний 2 20 5 55 Низкий 0 0 1 5
Отношение родителей экспериментальной группы к изобразительному искусству
Отношение родителей контрольной группы к изобразительному искусству
Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа Кол-во % Кол-во % Высокий 8 80 2 20 Средний 2 20 8 80 Низкий 0 0 0 0 Анализ результатов контрольного эксперимента
Уровень развития эстетических чувств на контрольном этапе ( в% ).
Экспериментальная группа Контрольная группа Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Динамика Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Динамика Высокий уровень 10 80 +70 20 20 0 Средний уровень 80 20 -60 70 80 10 Низкий уровень 10 0 -10 1 0 -10 Динамика показателей ( в% ).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»
Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Выпускная квалификационная работа
Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает спо...
Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга.
Проект «Такая разная - страна бумажная» по формированию представлений о свойствах бумаги у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения искусству квиллинга....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ СО ШКОЛОЙ НА ТЕМУ: «СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯДошкольное детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического фор...
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребен...
Сенсорное воспитание детей с нарушениями слуха дошкольного возраста в процессе обучения изобразительной деятельности
Сенсорное воспитание детей является предметом активного изучения со стороны специалистов в области детской педагогики и психологии. Сенсорное воспитание формирует у ребенка такие обобщенные знания и у...
«Формирование сенсорных представлений удетей дошкольного возраста».
Сенсорное воспитание - это совершенствование у детей сенсорных процессов. Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - основные цвета, черный и ...