План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
занимательные факты (младшая группа)

Ворогушина Алёна Александровна

С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

Развитие мелкой моторики — вопрос, важность которого невозможно переоценить для всестороннего развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские ладошки с разноцветными пальчиками и мордашками

Что такое мелкая моторика

С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

Развитие мелкой моторики — вопрос, важность которого невозможно переоценить для всестороннего развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

        ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

                                                                                           

                                                                                     Выполнили: воспитатели группы «Радуга»

                                                                                   Варыгина Л.А

                                                                                    Ворогушина А.А.

Красноярск .

2019-2020гг.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, и как итог ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и как следствия не было проблемы в развитии мелкой моторики.

Слабое развитие общей моторики, проявляется в  неготовности большинства детей к школе и проблемам с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.

Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.

Актуальность опыта

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?

Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы  решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель: педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  2. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Объект: дети 3-4 года.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр, и другие виды театра;

лепка из пластилина и соленого теста, глины с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка;

лабиринты;

дидактические игры;

шнуровка;

игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

Описание опыта работы

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.

5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?». Семинар практикум для родителей по нетрадиционным техникам рисования.

Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.

Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.

Составить картотеку игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей использовать пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.

В совместной деятельности используем различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

Особое внимание уделяется раскрашиванию рисунков. Для этого используем альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Подготовить папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика»,

  «Первые шаги в освоении письма».

Подготовить консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

 

Сентябрь - Ноябрь

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Повышение своего уровня знаний

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Обогащение развивающей среды.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

6.Создане с детьми книжки-малышки «Веселый зоопарк».

7.Игра «Я катаю шишку».

8.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Декабрь

1.Д/и.: «Прищепки»

2.Д/и. : «Шнуровка»

3. Мозаика.

1.Цель: учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры

2.развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок

1.Заучивание пальчиковой игры «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора.

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

- Анкетирование родителей по осведомлённости и использованию дома пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.

Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

Январь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Заучивание пальчиковых игр

1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из счётных палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Использование нетрадиционных техник (рисуем пластиковой вилкой).

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Февраль

работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам, штриховка; лабиринты.

Работа с природным материалом глиной

(обжигаем и покрываем глазурью глиняное изделие)

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Отгадывание детьми загадок,

разучивание физкультминуток, чтение скороговорок.

2.Разучивание новых пальчиковых игр. 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Настольная игра «Мозаика».

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Март

Формирование мелкой моторики посредством пластилинографии.

развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

игры с мелкими предметами;

паззлы, мозаика.

развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Составление памяток, буклетов для родителей:

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

Ознакомление родителей с работо по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Апрель

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Май

лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников

Показать при помощи каких д.игр можно развивать мелкую моторику

Проведение контрольного диагностического исследования.

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,

проанализировать недостатки

Приложение.

Пальчиковые игры.

«Лыжи» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"
«Прищепки»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку". 
«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту
«Орехи»
Научился два ореха 
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.
«Дорожка»
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.
«Карандаш» 
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш.
Он теперь у нас пилот –
Отправляется в полёт.
Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.
«Ослик»
Ослик хвостиком качал,
Чуть его не потерял.
Ты качай – качай – качай,
Но давай-ка не теряй.


«Часы»
Есть часы теперь у нас,
Бьют исправно каждый час.
Снизу маятник у них:
Вправо-влево – так да тик.
«Качели»
Ручку пальчиками взяли, 
Вправо-влево покачали.
- «Что такое? Неужели 
Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).

Игра «Переложи игрушки»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке.Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

- Как живешь?
- Вот так! (большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! («
бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так! (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)
Этот пальчик 
лег в кровать(загните безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, 
(загните средний палец)
Этот пальчик уж заснул, 
(загните указательный палец)
А другой давненько спит…
(загните большой палец)
Кто у нас еще шумит? 
(погрозите пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)
Много нас, а он один! 
(Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, 
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, 
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, 
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, 
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, 
(Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. 
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! 
(Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! 
(Складываем руки домиком)

Игра «Человечек»

– Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.)
– Человечек пошел погулять. 
(Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.)
– Сделайте таких же человечков. 
(Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)
Топ-топ-топ – топают ножки.
Человечек идет по дорожке.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Игра «Лапки-царапки»

Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки, 
(ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)
А в лапках – цап-царапки 
(выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).
Дом и ворота
- На поляне дом стоит ( 
изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (
изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (
ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем . (
изображаем "дом")

ЧЕРЕПАХА 
Вот моя черепаха, она живет в панцире. 
Она очень любит свой дом. 
(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )
Когда она хочет есть, то высовывает голову. 
(Затем показать большие пальцы)
Когда хочет спать, то прячет её обратно. 
(и спрятать их обратно. )

ОЧКИ
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
На коне верхом 
Сидит Пахом, 
Книги читает,
А грамоты не знает.
ФЛАЖОК
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе
Горит на солнышке флажок, 
Как будто я Огонь зажег.

ЛОДКА
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик 
Лодочка плывет по речке, 
Оставляя на воде колечки.
ПАРОХОД I
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).
Паровоз. Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
СТУЛ
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".
Есть у него спина, А не лежит никогда, 
Есть четыре ноги, А не ходят и три. 
Но всегда он стоит, Всем сидеть велит.
СТОЛ
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .
В лесу родился, 
В лесу вырос, 
В дом приходил, 
Всех вокруг себя посадил.
ГРАБЛИ
Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут" 
Листья падают в саду, 
Я их граблями сгребу.

СОБАКА
Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .
Четыре четырки, 
Две растопырки, 
Седьмой вертун, 
А сам ворчун.
КОШКА
Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх .
У нашей Анютки 
Зверь в атласной шубке, 
Возле печи греется, 
Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .
Маленький, Беленький
По лесочку прыг-прыг, 
Ушками дрыг-дрыг,
По снежочку тык-тык.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан 
И ударил: трам-трам-трам!
КОЗА
Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .
Тили-тили, тили-тили, 
Три козы траву косили 
По лугам-лужочкам, 
По зеленым кочкам, 
Козушки молоденькие, 
Хвостики коротенькие.
ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО
Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит 
И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши .
Четыре ноги, 
Пятая грива, 
Шестой хвост, 
Погоняй, не бойсь.

Дом.

Я хочу построить дом,
(Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём,
(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)
Рядом чтоб сосна росла
(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)
Пёс ворота охранял.
(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.)
Солнце было,
(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл,
("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл.
(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)

Литература:

1. Исханова С.В. «Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения

– Феникс, 20142.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,20103.

3. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 20004.

4. Мальцева И.В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 20095. 5. Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010.

6. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012.7.

7. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009.

8. Интернет ресурсы

 



Предварительный просмотр:

«Отчёт по самообразованию педагога»

                              

Варыгиной Людмилы Александровны,

                           

(Ф.И.О. педагога)

                                   17лет                                высшая

(стаж работы)                                (кв. категория)

                              

Ворогушина Алёна Александровна,

(Ф.И.О. педагога)

                                  17 лет                             1 категория

(стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

(название темы)

2019-2020

(учебный год)

      2 младшая: дети 3-4 года.

              (возрастная группа)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Цель:

  • повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
  • достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических районных объединений, самообразования
  • Разработать перспективный план работы с детьми
  • Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  • Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  • Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

- диагностика

ЗУН детей

 

-изучение литературы по данной теме. Посещение районных методических объединений.

Организация и оформление сенсорного центра для детей

Участие в конкурсе «Воспитатель года»

С пед. находкой «Использование природных материалов для развитие мелкой моторики» Изготовление лэпбука по теме «Времена года» получили 1 место

Участие в конкурсе поделок из природного материала

 (12 детей)

Открытое игровое занятие для родителей «Чудо шишки»,

Октябрь

Подготовка театральной постановки «Репка»

Знакомство и работа с пластилином.

Работа детей с солёным тестом.

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек, и геометрических фигур

 «Заборчик», «Дорожка»…..

физкультминуток, скороговорок

5.Конструирование из лего-конструктора Создание Пальчикового театра

Использование различных нетрадиционных техник рисования красками (с использованием пластиковых вилок, ватных палочек, ..)

Подготовка театрального представления «Теремок»

Проведение театрализованного представления с приглашением родителей

Знакомство детей с новым материалом глиной – посещение гончарной мастерской. Изготовление детьми подарком для мам из глины.

 Выступление перед педагогами по теме: «Использование игровых методов работы с детьми», представили развитие мелкой моторики через работу с шишками

Ноябрь

Выступление на методическом районном объединении по теме: «Развитие речи через использования различных форм и методов работы с детьми.»

 

Декабрь

Участие детей и родителей в различных городских и районных конкурсах

Январь

 

Февраль

Готовим отчёт по теме самообразования

Март

Подготовили на масленичные гуляния 10 кукол, дети с семьями пришли на гуляние 29.02 

Апрель

 

Май

.

Июнь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Самообразование не тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Самообразование составила и выполнила воспитатель младшей группыШаламова Алена Руслановна...

самообразование педагога на тему "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

план самообразования по развитию мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе...

План самообразования воспитателя на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

План разработан для работы с детьми 2 группы раннего возраста, направленный на развитие речи....

Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет  на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...

Самообразование воспитателя по теме " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через технику "Квиллинг"

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности....

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» 5-7 лет.

Цель:  педагогической работы  являлась повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников 5-7 лет  и достижение положительной дина...