От игры к профессиональному самоопределению
статья (подготовительная группа)
С раннего возраста мы начинаем задумываться кем мы будем в той большой жизни. Примером в выборе профессии становятся близкие родственники (мама, папа, бабушка, дедушка). Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий является актуальным процессом для общества. Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста понял, что нужно уважать и ценить любой профессиональный труд, гордиться выбранной профессией, что труд должен доставлять радость не только самому человеку, но и быть полезным обществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
От игры к профессиональному самоопределению
«У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?»
В.Маяковский
С раннего возраста мы начинаем задумываться кем мы будем в той большой жизни. Уже в средней группе мальчики, как один, мечтают бороздить космические океаны, спасать людей из пожара, ловить преступников. Девочки же просто уверены в том, что их ждет сцена – они обязательно станут певицами либо актрисами, и обязательно очень известными. По мере взросления и знакомства с окружающим миром взгляды детей меняются. Примером в выборе профессии становятся близкие родственники (мама, папа, бабушка, дедушка). Рассказывая о маме (папе и т.д.) ребенок старшего дошкольного возраста начинает конкретизировать где и кем работает мама, и хочет ли он пойти по ее стопам: стать врачом, юристом, парикмахером…
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий является актуальным процессом для общества. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 в компетенцию дошкольных образовательных организаций входит ранняя профессиональная ориентация. В своей примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса предлагает дошкольным учреждениям воспитывать уважение к людям труда у своих воспитанников, продолжать знакомить их с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка), развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
С учётом современных образовательных технологий, на основании анализа изученных материалов можно определить следующие цели и задачи работы по ранней профориентации детей, которые стоят перед работниками дошкольных учреждений.
Цель: формировать у ребенка позитивное отношение к миру профессий, воспитывать уважение к людям труда.
Задачи:
1. Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности членов их семьи, жителей родного города.
2. Формировать у детей обобщенные представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека.
3. Закреплять умения детей выражать в своей игровой деятельности полученные впечатления.
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Решению этих задач способствует реализация муниципальных проектов, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры и т.д. Ознакомление дошколят с разными профессиями должно быть не только познавательным, но и интересным. Большую роль в этом играет привлечение социальных партнеров, именно на встречах с представителями профессий происходит вербальное общение, которое стимулирует интерес дошкольников к той или иной трудовой деятельности.
Воспитанники нашего детского сада участвуют в проекте «Энциклопедия профессий: от А до Я». В рамках этого проекта проходит много увлекательных встреч с представителями различных профессий. Ребята посетили Музей истории органов внутренних дел Чувашской Республики, МУП "Чебоксарское троллейбусное предприятие, научно технический музей истории трактора, АО «Чебоксарский электроаппаратный завод», побывали в Молодежной библиотеке имени А.С.Пушкина, каждый раз узнавая что-то новое о трудолюбивом народе Чувашской Республики.
Увлекательной и познавательной стала экскурсия по уже знакомому всем детскому саду, дошколята обследовали все его уголки: заглянули в медицинский кабинет, прачечную, на пищеблок, методкабинет и даже в кабинет заведующей. Сотрудники детского сада с удовольствием рассказали им о своих должностных обязанностях, как проходит их трудовой день.
Запоминающимся стал фестиваль профессий «Семьей трудиться – профессией гордится». В творческих агитбригадах приняли участие не только воспитанники детского сада, но и их родители. Теперь «продолжать дело отца» для дошколят не пустой звук, они поняли, как гордо звучит «трудовая династия».
Все с чем ежедневно знакомятся дети находит отражение в играх. Игра является ведущим видом деятельности ребенка. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра – это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г.Асмолов).
Играя в Салоне красоты, строя мост или башню, ребенок погружается в созданную им действительность, изучает ее, проявляя творчество и самостоятельность. Поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию и косвенное руководство игровой деятельностью.
Важно, чтобы ребёнок с раннего возраста понял, что нужно уважать и ценить любой профессиональный труд, гордиться выбранной профессией, что труд должен доставлять радость не только самому человеку, но и быть полезным обществу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
«Создание комплекса психолого-педагогических условий профессионального самоопределения воспитанников МБДОУ ДСКВ № 92»
Сообщение по результатам работы МБДОУ «ДСКВ № 92»...
Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста
Отчет о работе МКДОУ Новогромово по раннему профессиональному самоопределению детей дошкольного возраста...
Роль сюжетно-ролевой игры в профессиональном и личностном самоопределение дошкольника
Личностное и профессиональное самоопределение является одним из важнейших условий успешной и полноценной жизни человека. И работу по формированию этих составляющих необходимо прово...
Психолого-педагогическая программа «Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация»
Программа содержит описание направлений работы по профессиональному самоопределению и профессиональной ориентации: развивающая работа, просвещение, диагностика, консультирование, работа со специалиста...
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основа профессионального самоопределения детей дошкольного возраста в современных условиях".
В статье раскрыты процессы профессионального развития на этапе дошкольного воспитания. Сюжетно-ролевая игра рассматривается как основа раннего профессионального самоопределения детей дошкольного возра...