Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 
 
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
 
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) ребенок исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
 
Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, экспериментируя с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком(пускать солнечных зайчиков, освещать фонариком различные предметы, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов и т.п.)
Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком и бумагой. Они не только чрезвчайно увлекательны для малышей, но и полезны. Благодаря таким играм дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. 
 
При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать; 
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.
 
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов мы задействовали   каждого ребенка.
С удовольствием дети будут опускать в воду разные предметы и наблюдать, какие из них тонут, а какие плавают. Необходимо объяснить детям. что камни и металлические предеты тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые- нет. Кусочки ткани сначала плавают, но, впитав в себя воду, становятся тяжелыми и тонут.  Бумага и картон намокают по-разному,сразу целиком млм сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают,  маленький кусочек намокает быстрее большого. Некоторые губки плавают, другие сразу пропитываются водой и быстро тонут. Губками можно набирать воду, выжимая их, собирать разлитую воду. При повторении опытов у детей можно сросить, будет предмет плавать или будет тонуть.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и вместе мы  много экспериментируем.
Проект "Ткань и бумага".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon publikatsiya.txt3.88 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Игры и занятия на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по созданию условий в группе для развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста....

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: определение сущности экспериментирования как средства развития познавательной активности  у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:- изучить методическую литературу по данной теме;- разр...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре»

Доклад «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности в игре» Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми ...

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"

Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...